«Зажмурься и делай»: страхи основательницы hollyshop Кристины Тишковой

Кристина Тишкова и ее муж Александр запустили hollyshop в 2014 году на волне мирового интереса к корейской косметике. Основатели начали с интернет-магазина и продвигали бренд через поисковую оптимизацию и контент-маркетинг, в том числе сотрудничая с блогерами. Через год Тишковы открыли первый шоурум в Новосибирске, а спустя еще четыре — в Москве. В 2024 году у бренда появилась вторая офлайн-точка в столице, а его выручка составила 832 млн рублей. У hollyshop более 130 000 подписчиков в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена).
В мае 2025 года Тишковой диагностировали рак молочной железы. Сейчас она проходит лечение.
Тревога с надеждой
«Когда мы с мужем делали первые шаги, страшно было примерно на каждом этапе, потому что мы вовлеклись в бизнес с нуля, не имея никакого опыта, что называется «просто зажмурься и делай».
Например, на старте у нас не было аналитики сезонности бизнеса, и я не могла понять, хватит ли нам выручки, чтобы покрыть косты (расходы). Каждую неделю я мониторила продажи, как растет наша аудитория. Было страшно, что что-то пойдет не так. Ты живешь с ожиданием, что что-то может сломаться, при этом веришь, что у тебя все получится, — такая тревога с надеждой. Скорее всего, это был просто страх новичка, который впервые делает бизнес. На деле выручка росла, рынок встретил нас очень тепло.
Сильный страх был связан с командой. Когда компания растет, предприниматель погружен во все процессы и, соответственно, тратит много времени и энергии, чтобы рассказать новому сотруднику о проекте и его роли в нем. Через три месяца он вдруг уходит из проекта, и ты думаешь: «Господи, я же так много энергии потратила. Теперь все делать заново». Становится страшно, что придется постоянно все тащить на себе. Со временем приходит понимание, что команда может меняться и это естественно. Нужно ответить себе на два вопроса: «как я могу создать среду, в которой люди захотят оставаться?» и «как сделать так, чтобы моего времени и внимания требовалось меньше для интеграции человека в процесс?» Так, через четыре года после запуска у нас, например, появился корпоративный университет, в котором обучаются операторы и консультанты.
Страха, что семейный бизнес может подпортить наши с мужем отношения, не было. Все началось настолько естественно, что мы об этом даже не думали. У нас пара как пазл, мы дополняем друг друга: я экстравертная, более проявлена вовне, он интровертный, более закрытый. На старте мы разграничили зоны ответственности и быстро превратились в слаженную команду: я отвечала за команду, маркетинг, сервис, продажи, он — за аналитику, закупки, финансы, налоги. Потом, после переезда в Москву, случился кризис: мы перестали общаться как мужчина и женщина и воспринимали друг друга только как бизнес-партнеров. После этого в семье появились правила: например, утро у нас проходит без телефонов и разговоров о работе. Так мы вернули себе личную жизнь».
Кто вместо меня?
«Когда мы прошли первый этап, научились управлять небольшой командой и увидели результат на локальном уровне (в 2016 году наша выручка выросла до 20 млн рублей, у компании было много положительных отзывов), мы успокоились.
К 2017 году большая часть поставщиков была уже в Москве. Мы поняли, что нам с мужем нужно перебираться в столицу и открывать здесь склад, а затем магазин. Снова стало страшно: как справится команда, которая остается в Новосибирске без нашего присмотра? После переезда мне пришлось учиться лидировать процессы, в буквальном смысле не видя, что на самом деле происходит. И, пока я боялась, что ребята в Новосибирске не справятся, они просто взяли и справились. Для этого мы подготовили систему: назначили регулярные онлайн-встречи с командой, описали процессы, обложились инструкциями самого разного формата, чтобы можно было достать ответ на любой вопрос. Сейчас у нас есть целый онлайн-курс для консультантов по подбору косметики с ассесментом (комплексный метод оценки компетенций сотрудника. — Forbes), тестами, бонусами и подарками — часть нашего корпоративного университета.
Запуск в Москве сопровождался еще одним серьезным страхом, который дал толчок моей большой личной трансформации. Мы только переехали в столицу, у нас все получается, все показатели говорят о том, что нужно двигаться вперед, и тут я узнаю, что беременна, и понимаю, что не смогу быть вовлечена в развитие компании так же, как и раньше. Этот страх можно назвать «А как же без меня?» Ведь hollyshop — тоже наш ребенок, я относилась к нему как к первенцу. Пугало, что я уйду и все сломается, компания перестанет развиваться, а я же совсем не подготовилась, кто справится вместо меня? Это страх довериться команде, утратить контроль, потерять себя, свою идентичность.
Я поняла, как раньше — уже не будет, и начала думать, как организовать жизнь так, чтобы уделять время и сыну, и компании. И здесь ты учишься просить помощи, больше делегировать, доверять, прорабатываешь эго. Например, признаешь, что существуют люди умнее тебя, которые могут справиться с задачей гораздо лучше, в том числе в твоей компании. После того, как я это сделала, у нас впервые появились руководители направлений. Можно сказать, что мой сын дал стимул развитию меня как управленца.
Когда ему было два года, мы узнали, что он особенный ребенок: у него аутизм. Стало ясно, что его жизнь будет строиться чуть иначе и нам с мужем нужно уделять ему больше внимания. Я ощутила, что компания не готова к тому, чтобы мы полностью вышли из управления, потому что на нас все равно очень многое завязано. Боялась, что без энергии основателей проект не будет расти. Обычно мы указывали направление, команда подхватывала. Теперь нужны были люди, которые сами будут видеть точки роста, предлагать идеи, ошибаться. Они нашлись внутри команды. Мы вышли на новый уровень делегирования, поняв, что других вариантов у нас нет и надо передавать команде большие куски бизнеса. Это тоже урок, который мы получили через страх».
Страшное слово
«Сейчас я проживаю глубокий трансформационный период жизни. Не знаю, куда он меня выведет, но я уже правда не боюсь, потому что смотрю на эту историю с интересом. 5 мая умерла моя мама, а 15-го я узнала, что у меня рак молочной железы. Последняя новость застала меня в офисе: я присела на диван и начала смеяться с мыслью «Вау, серьезно?». Безусловно, это был шок.
Оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, что она складывается нетипично. Мне удалось достичь результатов, которых я не вижу у тех, с кем росла. Мы с мужем вместе уже 17 лет, построили бизнес с миллиардным оборотом, и он растет год к году. И на мой жизненный путь выпадают такие истории: семейный бизнес, особенный ребенок, рак. При этом меня окружают десятки тысяч женщин, которые любят то, что мы создали. Для меня это источник мотивации.
Конечно, я проживаю разные состояния. Была пара ситуаций, когда я рыдала. Это было женское, немного детское «Почему сейчас?», ведь все так классно и я так люблю жизнь.
Когда ты сталкиваешься с жутким, страшным словом «рак», ты очень сильно начинаешь ценить каждый день. Я просыпаюсь, понимаю, что классно себя чувствую, что у меня еще есть волосы, вижу сына и мужа, мы готовим завтрак — в эти моменты нахожусь здесь и сейчас. А о том, что будет завтра, подумаем завтра.
Мне любопытно, на какой новый уровень я выйду, потому что у меня нет сомнений, что история с раком именно об этом.
Я зашла в точку, когда могу уже отдавать. В этом году мы сделали благотворительный проект совместно с фондом «Антон тут рядом» в поддержку детей и взрослых с аутизмом.
Я лучше осознаю свою роль в бизнесе. Понимаю, что настал момент, когда я должна уйти с позиции CEO не потому, что у меня рак груди, а потому, что компания переросла меня как управленца. И оставить себе роль фаундера, амбассадора и визионера компании. Я прохожу этот путь прямо сейчас, и он может занять годы: выход из управления — длительный процесс. Планирую с ним справиться за восемь-двенадцать месяцев. Как будет на самом деле, покажет время.
Сейчас мне хочется сделать все, что мы откладывали. Я думаю про запуск СТМ (собственная торговая марка. — Forbes) — у нас есть для этого все ресурсы. В конце этого или начале следующего года мы собираемся открыть магазин в Петербурге. Я хочу, чтобы это произошло практически без моего участия. Уверена, что у команды получится это сделать».
Выбор не бояться
«Я делю страхи на три категории:
- мозг, сталкиваясь с чем-то новым, ищет готовые решения. И если у него их нет, ему страшно.
- страх может быть связан с негативным прошлым опытом: если тогда было больно, то теперь тоже будет больно (хотя это не так, ситуации не могут быть абсолютно идентичны).
- третья категория страхов направлена в будущее. Мы не знаем, что произойдет, и нам тревожно, что мы не в силах контролировать ситуацию.
Со всеми этими страхами можно работать, меняя точку зрения. У меня есть любимая фраза: «Ситуация не существует, существует лишь отношение к ней». Все, что с нами происходит, абсолютно нейтрально. Мы сами окрашиваем ситуацию в негативную или позитивную тональность, и у нас есть выбор, как к ней относиться.
Любой страх в итоге преодолевается через действие. Сначала мы тревожимся, а потом так или иначе начинаем что-то предпринимать. Так, может быть, стоит просто сократить этот первый этап и, чуть-чуть побоявшись, перейти к действиям?
Ко многим страхам у меня уже выработалась резистентность. Я понимаю, что желание что-либо тотально контролировать — огромное заблуждение. По большому счету мы не можем контролировать вообще ничего. Единственное, что нам остается, — учиться быть адаптивными: как можно спокойнее реагировать на то, что происходит, оценивать ситуацию, понимать, что сделать сейчас, чтобы достичь своего «хочу» потом.
Страхи всегда будут. Они часть психики. Можно, наверное, освободиться от них, поднявшись на гору и став Буддой. Но тогда, наверное, уйдут и другие эмоции, а для меня жизнь — это и радость, и печаль, и страх, и интерес, и волнение, и тревога. Когда мы это чувствуем, мы живые. Можно выбрать находиться в этой тревоге, и тогда жизнь будет состоять только из нее. Просто я выбираю иначе».
* * *
Психолог-коуч Юрий Мурадян: «Страх потерять контроль, себя, свою значимость знаком многим. Такие опасения могут проявляться в самых разных сферах жизни, в том числе профессиональной. И путь основательницы бренда hollyshop в этом смысле не инструкция, а зеркало, в котором каждый увидит собственные ситуации, когда он или она что-то чрезмерно контролировали, прятались за привычной ролью и боялись показать истинное «я».
Вопрос «А как же я?» часто возникает не из-за уверенности, что мир рухнет без вашего участия, а скорее из-за опасения потерять значимость, стать незаметным. Для начала можно попробовать на один день отказаться от тотального контроля и просто понаблюдать за происходящим. Затем спросить у коллег или близких: «Как бы вы справились без моей помощи?» Честный ответ на искренний вопрос «Кто я вне своей привычной роли?» тоже может стать открытием.
Переживать кризисы и расти через них позволяют следующие техники:
- психотерапевтическая рефлексия. Например, с помощью дневника эмоций, чтобы замечать, где страх «садится» в тело;
- визуализация. Можно представить, как бизнес успешно работает без вашего участия;
- ритуал перехода через символическое «прощание» с ролью. Это может быть письмо, сожженное на костре, «церемония» снятия делового костюма или просто слова, произнесенные вслух перед зеркалом.
Не боритесь со своими страхами, а попытайтесь понять их. Позвольте себе быть неидеальным и сделайте небольшой, но значимый шаг к свободе и самопринятию».
