20 лет спустя: семь российских брендов, закрывшихся в 2025 году

За 11 месяцев 2025-го количество регистраций юрлиц в России снизилось по сравнению с тем же периодом прошлого года на 22%, до 173 000, подсчитали аналитики «Контур.Фокуса» для Forbes. Число ликвидаций, напротив, выросло с 223 000 до 238 000. Чаще всего закрывались предприятия оптовой и розничной торговли и строительные компании.
В продуктовом ретейле ликвидаций было на 23% больше, чем годом ранее, а среди продавцов одежды — на 33%. За январь — сентябрь 2025 года рынок покинули 12 российских и иностранных брендов, в том числе Inspire Girls, Etam, Yollo и Face Code, выяснили аналитики агентства элитной недвижимости NF Group. В этом же ряду и более мелкие игроки: Y–Self, Totti, LeoFisherBags и др.
Некоторым компаниям удалось возобновить работу. Например, в мае бренд I Am Studio сообщил, что «уходит на паузу». Однако в декабре его основательница Дарья Самкович заявила, что компания продолжит выпускать вещи ограниченным тиражом и по предзаказу.
Сложности бизнеса связаны с общим экономическим спадом: спрос снижается и люди предпочитают более дешевые товары, говорит партнер практики оценки бизнеса и активов консалтинговой компании Neo Станислав Мудров. Вдобавок растут издержки компаний на производство, и их невозможно компенсировать увеличением цен — спрос падает и без этого. На финансовой устойчивости бизнеса также сказываются дорогие кредиты. «В целом ситуация значительно хуже по сравнению с предыдущими годами», — заключает Мудров.
Аналитик «Контур.Фокус» Вероника Скороходова отмечает, что в условиях повышенной неопределенности бизнес чаще выбирает формат ИП: это более простая и гибкая форма ведения бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки, издержек, отчетности и скорости запуска. В ряде отраслей регистрации среди предпринимателей растут. Например, в сфере рекламы и маркетинговых исследований за 11 месяцев 2025-го появилась 31 000 новых ИП — на 52% больше, чем за тот же период 2024-го. Эта динамика частично сглаживает общую картину, добавляет Скороходова.
Forbes рассказывает о российских компаниях, прекративших работу в 2025 году.
Incity
Сфера: магазины одежды
Год основания: 2003
Причины закрытия: отсутствие концепции, конкуренция, перемены в руководстве
Летом 2025 года фешен-ретейлер «Модный континент» закрыл последние магазины женской одежды Incity и белья Deseo. В декабре компанию признали банкротом, заявление о ее несостоятельности подал ИП Дмитрий Зимин. Он выкупил задолженность ретейлера перед банком «Финсервис» на сумму 135 млн рублей.
Проблемы у компании начались в 2021 году: продажи падали, руководство постоянно менялось, а у магазинов отсутствовали собственная концепция и стиль — это мешало привлекать лояльную аудиторию, говорил руководитель направления торговой недвижимости IBC Real Estate Владимир Чернусь. По словам владелицы «Модного континента» Ольги Татарченковой, на бизнесе негативно сказалась пандемия, санкции и сложности с платежами. Бренд вступал в коллаборации с «Роскосмосом», «Кинопоиском» и группой «Мумий Тролль», но ситуацию это не спасло. Incity уступал позиции таким игрокам, как Lime и Gloria Jeans, которые смогли предложить «приемлемое качество за эти деньги», говорила партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская.
В 2015 году количество магазинов Incity и Deseo составляло 450. Летом 2024-го их было уже 116, а весной 2025-го — 20. Выручка в 2024-м снизилась почти наполовину по сравнению с 2023-м и составила 1,7 млрд рублей, следует из СПАРК. Убыток вырос более чем вдвое, до 608 млн рублей. Общая долговая нагрузка превысила 800 млн рублей.
«Глобус Гурмэ»
Сфера: продуктовый ретейлер
Год основания: 2005
Причины закрытия: отсутствие стратегии развития, экономическая неэффективность
В октябре 2025 года в Москве закрылся последний гастроном премиальной сети «Глобус Гурмэ», основанной ресторатором Аркадием Новиковым и бывшим топ-менеджером «Сбера» и Х5 Львом Хасисом.
В открытие первого гастронома в 2005 году партнеры вложили $2,5 млн, а в компанию за все время — около $30 млн. К 2010 году в сети было девять точек, их совокупная выручка составляла 2,5 млрд рублей. В 2016 она достигла максимума — 4 млрд рублей.
У сети не было четкой стратегии развития, говорил эксперт по коммерческой недвижимости Антон Реутов. Точки открывались не в премиальных локациях, их экономика не сходилась, из-за чего компания не могла расширяться и компенсировать за счет масштаба провалы отдельных магазинов. Изменились и предпочтения аудитории: массовые ретейлеры росли в качестве, богатые покупатели больше не хотели переплачивать за базовые продукты. «Азбука вкуса» из-за этого, например, сменила позиционирование с премиума на сегмент «средний плюс». Ассортимент «Глобус Гурмэ» не расширялся, новые магазины не открывались. Сеть проигрывала конкуренцию, объяснял президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
Кроме этого, по бизнесу сильно ударила трагедия, произошедшая в 2023 году. Тогда во флагманской точке в ТЦ «Времена года» в Москве прорвало трубу с горячей водой. В результате аварии пострадали 70 человек, четыре сотрудницы «Глобус Гурмэ» погибли. Магазин было решено не восстанавливать.
К 2024 году выручка «Глобус Гурмэ», по данным INFOLine, упала до 500 млн рублей. Летом 2025 года ООО «Столичная торговая компания», управлявшее сетью, признали банкротом.
Gazgolder
Сфера: ночной клуб
Год основания: 2005
Причина закрытия: смена концепции
В ноябре 2025 года московский клуб Gazgolder объявил о закрытии. В конце декабря в нем пройдет прощальная рейв-вечеринка.
Заведение прекратит работу в прежнем формате, сообщила PR-директор творческого объединения GAZ Наталья Мостакова. Вскоре клуб представит новую концепцию. Подробностями Мостакова пока не делится.
Gazgolder основан в 2005 году и связан с лейблом GAZ рэпера Басты (Василий Вакуленко). В клубе в разное время выступали известные мировые музыканты и диджеи Tale of Us, The Martinez Brothers, Monolink и др. По данным СПАРК, в 2024 году выручка юрлица Gazgolder ООО «Место встречи №1» составила 132,6 млн рублей, чистая прибыль — 29,7 млн рублей.
«Хлеб насущный»
Сфера: сеть пекарен
Год основания: 2006
Причины закрытия: усиление конкуренции, размытая концепция, снижение интереса владельцев к проекту
В декабре 2025 года в Москве, по некоторым данным, закрылась последняя точка сети пекарен «Хлеб насущный» на Арбате. В ноябре «Ведомости» сообщали, что из четырех заведений, указанных на сайте, три не работали. В последнем не принимали карты: гостей просили расплачиваться наличными или переводом. Летом в Telegram-канале компании комментаторы, предположительно бывшие сотрудники, жаловались, что с ними не рассчитались после увольнения. Все существовавшие точки, согласно данным «Яндекс Карт», больше не работают.
Сеть «Хлеб насущный» запустилась в 2006 году. Ее развивала по франшизе бельгийской сети пекарен Le pain quotidien британская LPQ Russia Limited. Крупнейшим владельцем последней, по данным РБК, был ирландец Тони Майер. Во второй половине 2000-х он руководил в России производителем молочных продуктов и соков «Вимм-билль-данн» и торговой сетью «О’кей».
В 2019 году «Хлеб насущный» запустил продажу франшизы в России. Тогда сеть насчитывала более 40 заведений. Тем не менее их количество с тех пор сокращалось. На это в том числе повлияли высокий порог вложений в одну пекарню (от 6 млн рублей) и пандемия, указывала руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. Конкуренция усиливалась, долги перед поставщиками росли, качество блюд снижалось, объясняла также гендиректор консалтинговой компании RestCon Елена Перепелица. Размылась и концепция: для формата столовой сервис был слишком дорогим и медленным. Наконец из-за общих экономических сложностей владельцы утратили интерес к проекту. В 2024 году управляющее сетью ООО «Роял бейкери» признали банкротом.
«Ваби Саби»
Сфера: сеть ресторанов японской кухни
Год основания: 2007
Причины закрытия: падение спроса, рост цен
Летом 2025 года группа «Шоколадница» закрыла последний ресторан японской кухни «Ваби Саби» в Москве, а также доставку пиццы Eazzy Pizza & Gelato. Компания решила сфокусироваться на развитии кофеен «Шоколадница» и «Кофе хауз», сообщал управляющий директор группы Олег Подгорный.
По его словам, последние несколько лет рестораны «Ваби Саби» несли убытки. К 2022 году их осталось четыре, а к осени 2024-го — уже два. Согласно СПАРК, в прошлом году выручка сети снизилась на 32%, до 128,8 млн рублей, а прибыль составила 4,5 млн рублей, тогда как в 2023 году у нее был убыток в 12 млн рублей.
Рестораны «Ваби Саби» работали с 2007 года, а доставка Eazzy Pizza & Gelato — с 2021-го. Спрос на пиццерии и суши-рестораны падает, говорил в мае этого года Подгорный. Большая часть заказов приходится на доставку, что подразумевает 35–40% дополнительных расходов, а себестоимость высокая из-за сильно подорожавшей рыбы. Сегмент перестал быть интересным «Шоколаднице» из-за низкой маржинальности, резюмировал Подгорный.
IvlevChef Home BY Kitchen
Сфера: магазины товаров для дома
Год основания: 2022
Причины закрытия: неверное позиционирование, конкуренция с онлайн-розницей
В марте закрылась сеть магазинов товаров для дома IvlevChef Home BY Kitchen — проект шеф-повара и телеведущего Константина Ивлева и производителя посуды и текстиля для дома BY. У компании было пять магазинов в Москве и один в Екатеринбурге.
Сеть открылась в 2022 году после того, как из России ушли IKEA и Zara Home. Бренду не удалось выстроить концепцию, считает руководитель отдела аренды торговых помещений консалтинговой компании CORE.XP Надежда Цветкова: компания позиционировала себя в премиальном сегменте, а клиенты воспринимали ее как демократичный. Ставка на личный бренд шеф-повара также не сработала. Кроме этого, компания не могла конкурировать с онлайн-розницей, в которой категория товаров для дома вторая по популярности, объяснял гендиректор «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По словам Ивлева, решение о закрытии принял старший партнер компании BY Collection.
Nuum
Сфера: видеохостинг
Год основания: 2023
Причина закрытия: экономическая неэффективность
Видеоплатформу Nuum запустил в конце 2023 года оператор МТС. Сервис должен был стать аналогом TikTok и YouTube. На развитие платформы выделили 6 млрд рублей. В апреле 2024 года ее месячная аудитория превышала 5,2 млн уникальных пользователей, а количество блогеров — 40 000 человек, сообщала руководитель Nuum Наталья Братчикова.
В Nuum действовала система монетизации. Авторы могли присоединиться к партнерской программе и получать выплаты от рекламы на площадке. Сумма зависела от количества подписчиков и регулярности выхода контента. Платформа обещала уровень заработка, сопоставимый с YouTube, — до 200 000 рублей с одного ролика.
В феврале 2025 года стало известно, что МТС сократил финансирование Nuum, после чего проект покинуло 80% команды. Компании не удалось набрать критическую массу пользователей, объяснял руководитель спецпроектов провайдера «Руцентр» Алексей Замесов. Для этого требовались огромные инвестиции в маркетинг или особенности, отличающие Nuum от других сервисов. Модель монетизации также не помогла привлечь достаточное количество блогеров, которые создавали бы контент и привлекали на платформу аудиторию.
Летом этого года видеохостинг закрылся. МТС объяснил решение «новой стратегией трансформации». Из-за высокой ключевой ставки оператор сконцентрировался на эффективности бизнеса и проектах с быстрой окупаемостью. Видеохостинг таким не стал.
