К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Альтернатива благотворительности

Альтернатива благотворительности
Кто и зачем в России занимается социальным предпринимательством

Бизнесмены могут помочь решить социальные проблемы не только безвозмездной раздачей денег. Движение социального предпринимательства расширяется во всем мире, все больше подобных проектов появляется и в России. Конечно, бизнес-проектам, работающим с социально незащищенными слоями населения, редко удается привлечь инвесторов или кредиторов.

Но на незначительную прибыль можно рассчитывать. «Самое главное в социальном предпринимательстве не финансовые показатели, а энтузиазм конкретных бизнесменов и их желание искать инновационный способ решения общественных проблем», - говорит Наталия Зверева, директор фонда Вагита Алекперова «Наше будущее», специализирующегося на поддержке таких проектов. Вот несколько примеров.

Школа фермеров

Предприниматель Вячеслав Горелов занимается трудными подростками. В 2000 году он начал свой бизнес, совершенно традиционный: построил туристическую базу на берегу реки Обвы в Пермском крае. Уже за два года все вложения окупились, клиенты становились в очередь. Но бизнесмен заскучал. «Купил четырехкомнатную квартиру, построил пять домов, трех сыновей поставил на ноги, — вяло перечисляет Горелов. — Неужели в этом — смысл жизни?»

 

От скуки в 2003 году Вячеслав организовал первый лагерь для детей-сирот. И ужаснулся: нюхают, курят, никого не уважают, треть из них прошли через психиатрическую больницу. Работе с такими подростками Вячеслав посвятил 30 социальных проектов. Однако своим главным начинанием предприниматель считает «Школу фермеров», стартовавшую в 2009 году в Ильинском районе Пермского края. Основная цель школы — помочь безработным выпускникам детских домов наладить свой бизнес и встать на ноги.

Проект реализуется в несколько этапов: сначала в школу на курсы профориентации и социализации приглашаются 30 участников в возрасте 18-23 лет. Лучшие ребята проходят курсы профессиональной подготовки по различным специальностям, связанным с агробизнесом. В идеале после этого они смогут получить кредит, построить дом и фермы, закупить оборудование. Первые 15 выпускников уже стали предпринимателями. Горелов наладил постоянные каналы сбыта фермерской продукции, что позволяет подросткам реализовывать свою продукцию и получать прибыль. «В СМИ часто пишут, что у выпускников детских домов только два пути: на панель и в тюрьму, — говорит Вячеслав. — Я хочу предложить им третий путь — пойти в предприниматели».

Туризм для инвалидов

Первая в России туристическая компания для людей с ограниченными возможностями «Либерти» существует в Санкт-Петербурге с 2004 года. Ее создательница Наталья Гаспарян всегда мечтала о собственном туристическом бизнесе. Но когда надумала запускаться, поняла, что рынок уже поделен, конкуренция острая. «Поэтому мы решили оказывать какие-то нишевые услуги, придумать что-то новое», — говорит Наталья. И придумали туризм для инвалидов.

Около года компания занималась исследованием северной столицы, чтобы оценить доступность основных достопримечательностей, гостиниц, кафе и ресторанов. В 2005 году Наталья со своими партнерами приняла участие в туристической выставке в Берлине, где не только установила первые деловые контакты, но и осознала масштабы отсталости России от Европы в области туризма для инвалидов.

Поначалу компания «Либерти» работала только на прием иностранных туристов с ограниченными возможностями, а в 2006 году Гаспарян стала работать и с российскими клиентами. Сначала на маршрутах по Санкт-Петербургу, а с 2010 года — по всему миру. За год «Либерти» обслуживает 150 туристов с ограниченными возможностями.

 

«С российскими инвалидами работать сложнее, — признается Наталья. — Они мало социализированы, недоверчивы, подозрительны. Им очень сложно доказывать, что за услуги необходимо платить, что мы — коммерческая фирма, а не госучреждение». Туры за границу в ее агентстве стоят €1000-2000, сюда входит и разработка тура с учетом доступности всех зданий, организация спецтранспорта, расселение инвалидов в гостиницы, предоставление специально обученных гидов.  За счет достаточно высоких цен для иностранных туристов, приезжающих в Россию (10-дневный тур Санкт-Петербург — Москва стоит €2000), компании удается снизить цены для россиян, вылетающих за границу (например, в апреле тур на шесть дней в Париже обошелся клиенту в €1100).

Финансовые показатели — слабое место любого социального предприятия. Однако оборот компании «Либерти» в этом году составил 3 млн рублей. В 2010 году проект «Либерти» получил финансовую поддержку от фонда «Наше будущее» в рамках «Регионального конкурса в сфере социального предпринимательства». Наградой стал беспроцентный заем в размере 1,725 млн рублей сроком на 4 года. «Мы планируем потратить деньги на рекламу и участие в международных туристических выставках, исследование новых маршрутов (Киев, Москва, Рига), дооборудование спецавтобуса и обучение персонала», — говорит Гаспарян.

Частный музей

Наталия Никитина, директор некоммерческого партнерства «Город-музей», занимается ни много ни мало возрождением утраченных вкусов. В 2009 году при ее непосредственном участии в Коломне был открыт музей «Коломенская пастила», где посетителям предлагают попробовать оригинальную пастилу по старинному рецепту.

Музей частный, все новые проекты музею приходится запускать за собственный счет: самостоятельно проводить исторические исследования, искать утраченные рецепты, реставрировать памятники культуры, издавать журнал и книги, снимать кино, проводить образовательные мероприятия.

А теперь еще и заниматься производством. Наталья рассказывает, что когда сотрудники нашли старинный рецепт пастилы, она пыталась разместить заказ на ее производство на крупных кондитерских фабриках Подмосковья. Но все отказали: «Пришлось налаживать производство собственными силами».

 

Теперь на мини-фабрике при музее помимо традиционной коломенской пастилы выпускают еще 25 сортов, среди которых есть любимые лакомства русских писателей — домашняя пастила семьи Толстых и «красная» пастила Достоевского. Музей принимает почти 3500 посетителей в месяц, в штате — 30 человек.

Музей дважды становился лауреатом конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина, а в 2010 году получил поддержку от фонда «Наше будущее».

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+