К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Шесть неожиданностей в жизни Microsoft

фото Артема Голощапова для Forbes
фото Артема Голощапова для Forbes
Считается, что судьба представленной вчера Windows 8 очень важна для Microsoft. Но это не совсем так: операционные системы давно уже не основной бизнес компании, а основой ее успеха всегда оказываются продукты, кажущиеся поначалу нишевыми и незначительными

Вчера Microsoft наконец представила свою новую линейку операционных систем Windows, в которых на смену привычным оконным интерфейсам пришел текстовый Metro, рассчитанный на сенсорные экраны. Бум планшетов, начавшийся два года назад с выходом iPad, и изменение роли компьютеров подталкивают софтверного гиганта к радикальному обновлению. И хотя запуск Windows 8 может показаться решающей проверкой PC как платформы на жизнеспособность, в новых посткомпьютерных условиях это совсем не так.

2012-й финансовый год стал первым в этом тысячелетии, когда мировые продажи компьютеров упали — до 348 млн устройств (на 1%). Но это вряд ли значит, что планшеты уже стали побеждать. Куда интереснее другая тенденция: с 2008 года количество проданных ноутбуков превосходит количество настольных систем. Еще до появления планшетов компьютерный рынок стал перераспределяться в сторону большей мобильности.

В этой ситуации Microsoft не пытается запрыгнуть в последний вагон уезжающего поезда и не уходит в глухую оборону — она расставляет все по своим местам. Показательно, что хотя Windows 8/RT и Windows Phone 8 имеют унифицированную архитектуру, для планшетов предназначена старшая версия — да и в общем не очень понятно, какая из версий более мобильная, они все таковы. Происходит логичное расширение PC: кто-то купит настольный компьютер, кто-то ноутбук, а кто-то планшет, но везде будет Microsoft Office и одни и те же интерфейсы и пользовательский опыт — в отличие от очень отличных друг от друга OS X и iOS.

 

Microsoft проделывает тот же шаг, который позволил ей добиться успеха в 1980-е и 1990-е: выпускает абсолютно новую систему, «заточенную» под сенсорные интерфейсы, а техническое решение отдает на откуп производителям (при запуске Windows Phone 7 компания жестко контролировала начинку, и это обернулось провалом). И очень может быть, что скоро настольные компьютеры будут управляться не мышью, а с экрана, а планшеты станут хоть 20-дюймовыми и утратят мобильность.

В конечном счете, главным врагом Microsoft является не Apple, а сама Microsoft: Windows 8 придется конкурировать не с OS X или любой другой ОС от конкурентов, а с предыдущими версиями Windows. Но даже неуспех Windows 8 вряд ли станет роковым для Microsoft. Ведь доля операционных систем в выручке компании за последний квартал составила только 20%. Еще 14% приходится на сферу развлечений и устройств (XBox 360, Windows Phone и продажи контента), а основной кусок пирога, 62%, составляют офисные и серверные решения. Это может показаться неожиданным, но операционные системы — давно уже не основной бизнес компании, и она могла бы отказаться от него, как IBM отказалась от своего компьютерного бизнеса. Бывший партнер, как раз и создавший PC, от такого решения только выиграл.

 

Впрочем, история Microsoft всегда была необычной, ее главными успехами оказывались временные или первоначально нишевые решения — возможно, будущее компании как раз и будет не за обновленной Windows и Microsoft Office, а, скажем, за видеосвязью Skype, деловой социальной сетью Yammer с интегрированными облачными сервисами или грядущим медиакомбайном XBox 720. Вот основные неожиданности в полной резких поворотов истории Microsoft.

Шесть главных поворотов в истории Microsoft

1981 год: MS-DOS и появление IBM PC

Само появление платформы PC в ее обычном представлении случилось в августе 1981-го, когда был выпущен IBM PC. 16-битный процессор Intel 8088 (урезанная и более дешевая версия — 8086 с восьмиразрядной шиной), до 64 кб оперативной памяти и дисковод — все под управлением MS-DOS. Операционная система не была собственной разработкой: Microsoft выкупила ее у Тима Патерсона, который еще год продолжал совершенствовать систему уже внутри компании.

 

MS-DOS, рассчитанная на процессор Intel 8086, и начинка IBM PC первоначально рассматривались как временное и вынужденное решение. Однако модель имела коммерческий успех, и это, в совокупности с открытостью платформы, породило лавину клонов. Уже к середине 1990-х подавляющее большинство персональных компьютеров  было IBM PC-совместимыми. В 2006-м последним из крупных игроков сдалась Apple, отказавшись от PowerPC в пользу новых процессоров Intel.

1990 год: Windows 3.0 и Microsoft Office

Первая Windows появилась в 1985 году и не пользовалась широкой популярностью. Новый продукт Microsoft, разрабатывавшийся в течение нескольких лет, был не собственно операционной системой, а лишь графической надстройкой над MS-DOS. Успех к компании пришел с выходом сильно переработанной третьей версии — с этого момента Microsoft стала доминировать на рынке графических окружений.

Теперь понятно, что этот релиз был интересен другим: для Windows компания выпустила  свою версию офисного пакета, в который входили Word, Excel и PowerPoint. Продажи резко пошли вверх, и в короткий срок Microsoft стала главным производителем офисного софта для PC. В руках компании, таким образом, оказался двойной контроль за де-факто основной компьютерной платформой.

1993 год: Windows NT

 

Несмотря на успех семейства Windows 3.x, это была лебединая песня MS-DOS. Временная ОС стала морально устаревать уже к середине 1980-х, а Microsoft и IBM задумались о создании мультизадачной системы с графическим интерфейсом. К декабрю 1987-го была выпущена OS/2, но очень скоро компании-создатели разругались из-за разного подхода к дальнейшему развитию продукта.

В IBM рассчитывали, что OS/2 будет работать только на их компьютерах и продавать их железо (модель, которую до сих пор исповедует Apple с OS X). В Microsoft, наоборот, были заинтересованы в том, чтобы охватить как можно больше производителей. Масла в огонь подлил успех Windows 3.0, и Microsoft вышла из проекта, чтобы развивать систему в собственном ключе. Так летом 1993-го появилась Windows NT — первая 32-битная ОС компании.

Windows NT — самая популярная линейка операционных систем в мире. Первая версия рассматривалась как специализированная серверная или рабочая система, но в 2001-м очередную Windows NT переориентировали на обычных пользователей и выпустили под названием Windows XP. А переносимость системы, считавшаяся главным качеством на этапе разработки более 20 лет назад, теперь пригодилась иначе: Windows RT, рассчитанная на планшеты, работает на процессорах ARM-архитектуры.

1995 год: Windows 95 и MSN

 

Windows NT стала основой релизов Microsoft в 2000-е, но кнопка «Пуск» и рабочий стол появились именно с выходом Windows 95, закрепившей положение компании. Новый интерфейс, впрочем, скрывал жульничество: система представляла собой что-то среднее между сложной надстройкой над MS-DOS и настоящей ОС. Такая архитектура была вынужденной: NT требовала мощного и дорогого железа, а Windows 95 (и ее последователи — 98 и Me) была нацелена на малый бизнес и домашнее использование.

Кроме нового интерфейса Windows 95 предлагал нечто большее: тогда же компания запустила собственный браузер Internet Explorer и онлайновые сервисы MSN, ставшие впоследствии основой для поиска Bing и облачного хранилища SkyDrive.

2001 год: XBox и выход на рынок консолей

В начале 2000-х Sony и Nintendo делили рынок, и в Microsoft вряд ли рассчитывали сколько-нибудь серьезно здесь заработать — первоочередной целью была поддержка DirectX и сохранение  компьютеров как игровой платформы. Первый XBox, запоздало вышедший осенью 2001-го, продался за пять лет тиражом 25 млн устройств и был убыточен, но откусил чужую долю рынка. А вышедший в 2005-м XBox 360 стал победой: консоль продалась тиражом 70 млн и обогнала конкурентов.

 

По слухам, в следующем году Microsoft выпустит третье поколение XBox, и вряд ли игры в нем будут главным развлечением: к этому подталкивает сама бизнес-схема консолей, похожая на принципы продаж семидюймовых планшетов от Amazon. Консоли сами по себе, без игр, не имеют смысла, поэтому производители продают устройства ниже (или на грани) себестоимости, а доходы получают с продаж игр. В 2002-м Microsoft запустила собственный игровой сервис XBox Live, который в последние годы разросся до целого магазина, и теперь компания зарабатывает и на прямой продаже медиаконтента — вряд ли пользователи, приученные к этому на XBox 360, в дальнейшем откажутся от таких возможностей.

2006 год: плеер Zune и интерфейс Metro

После успеха XBox 360 Microsoft решила потеснить Apple на ее поле плееров и проиграла: за первые полтора года было продано всего два миллиона Zune, а впоследствии от линейки вовсе отказались в пользу устройств на Windows Phone (которые, впрочем, пока тоже проваливаются и тянут ко дну бывшего лидера мобильного рынка, Nokia).

Но сама затея с Zune не была лишней: в плеерах впервые был опробован новый интерфейс Metro, который впоследствии стал основным в Windows Phone 7 и новой линейке Windows (Phone) 8. Будет ли он так же успешен, как и привычные «окна», мы скоро узнаем.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости