К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Газеты умерли, да здравствуют газеты!

Газеты умерли, да здравствуют газеты!
С появлением iPad электронные версии бумажных СМИ начали возвращаться к платному контенту. То ли еще будет

Авторэксперт Institute for State Ideologies (UK)

Большую часть уходящего года медиасообщество в лице отдельных его представителей отчаянно хоронило печатную прессу. Идея «смерти газет» благодаря Андрею Мирошниченко и Василию Гатову если не раз в неделю, то по крайней мере раз в месяц поднималась на конференциях, в тех же самых газетах, на телевидении, а также в местах не столь теперь уж отдаленных от газет в социальных сетях.

Однако пока ортодоксы нежно гладили матовые обложки дорогих журналов и отмывали руки от краски после чтения толстой воскресной газеты, прогрессивное человечество благодаря Стиву Джобсу открыло для себя iPad.  Игровые и прочие совсем уж развлекательные возможности устройства мы опустим, остановимся на главной «фишке»: возможность купить вполне полноценный журнал. Даже больше чем полноценный, учитывая мультимедийность девайса.

 

И этой возможностью начали пользоваться. Рынок ответил запросам аудитории. Вслед за «гиковским» Wired появился интеллигентский New Yorker, всед за ним — гламурный Vanity Fair, в конце концов подоспел и Economist, один из немногих, кто не потерял читателей в печатной версии, а только приобрел. Хронология событий не важна — в результате на iPad есть десятки журналов, среди которых не только англоязычные монстры. Недавно к ним начали присоединяться и некоторые из отечественных СМИ, так, теперь на iPad можно купить и Сноб.

Понятно, что цифры пока не показательны. И десятки тысяч «гиков», покупающих Wired, не репрезентативны, и десятки уже не тысяч одновременно культурных и продвинутых владельцев iPad в России, которые наконец-таки дорвались до качественной прессы, которую, увы, практически не достать в бумажном виде — тоже не показатель. Однако факт остается фактом: люди медленно, но верно начали покупать журналы на iPad по очень банальной причине — это быстро, удобно и не дороже, чем в офлайне.

 

Завершает колонну Ричард Бренсон. Владелец империи Virgin выпустил издание, существующее только на iPad. И конечно, чтобы почитать, надо заплатить деньги. Судя по первым результатам, Бренсон не прогадал.

На iPad начали читать. И платить, что в нашем случае особенно важно.

Пока мы обсуждали смерть газет, происходило и другое явление: paywall. Закрытие новостных сайтов для тех, кто не заплатил деньги. Если в финансовых изданиях это существовало относительно давно и в той или иной степени себя окупало, то Руперт Мердок, владелец News Corporation, первым, и, видимо, не последним, провел эксперимент с Times и Sunday Times, отгородив большинство контента стеной, пройти которую стоит £1.

 

Нельзя сказать, что эксперимент с Times был так же успешен, как с журналами на iPad, отнюдь. Но все равно платить начали. Кто-то в силу лояльности к бренду, кто-то потому, что хочет получать качественные новости, кто-то ради прикола. Однако пока плата за доступ к контенту, пусть и завуалированная чем-нибудь еще, выглядит наиболее понятной бизнес-моделью.

Предсказания — не самое благодарное дело. Однако есть надежда, что со следующего года мир потихоньку начнет снова платить за прессу. Газеты убил не интернет, а то, что они не смогли под него адаптироваться. Так называемое пиратство появилось не потому, что кто-то хотел украсть и все мечтали скачать на халяву, а просто потому, что не было, да и нет пока, удобных инструментов. Так вот, в следующем году они нас ждут.

Дискуссии по поводу платного контента обычно вращаются вокруг двух тезисов: «воровать аморально и нехорошо» и «зачем платить, когда можно скачать бесплатно».  И оба этих тезиса, как и положено, рушит не общество, не законодательство, а бизнес, создающий удобный продукт.

Плата за что-либо, в нашем случае за контент — это на самом деле плата за время и сервис. Т. е. любую статью, любой материал, любой выпуск любой газеты, даже очень и очень платной, можно сравнительно легко заполучить бесплатно: никто не отменял торренты и специализированные сайты, никто не отменял друзей, которые уже заплатили, да и Google, в котором может найтись все. Ну и выбор новостей, их подборку и расположение, бренд и редакцию, то, что в итоге завершает reader experience, — тоже никто не отменял. В конечном счете мы все еще готовы потреблять не только «новость», но и «новостной продукт» в целом. И видимо, как раз это и станет товаром, за который будут платить.

В России перспектива перехода медиа на платную модель пока не столь очевидна. C одной стороны, даже Дерк Сауэр признал, что бесплатный контент «Ведомостей» — ошибка. И выход на iPad «Комсомольской правды», которая в бумажной версии насчитывает миллионы читателей, тоже не произвел революции —  видимо, на сегодняшний день аудитория «Комсомолки» не сильно пересекается с владельцами iPad. C другой стороны, такие проекты, как pressa.ru или yourpress.ru, предпринимают хоть и не очень активные, но вполне серьезные попытки начать торговать газетами в электронном виде. Несмотря на то что российские попытки как технологически, так и идеологически сильно отстают от свежих западных примеров, их польза очевидна. Начинать надо с малого — может, через год и тут появятся издания, за электронные версии которых платить будет приятно.

 

Авторэксперт Institute for State Ideologies (UK)

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+