К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Точки на карте

Точки на карте
Мобильные устройства записывают все перемещения своих хозяев. Возмущаться этим уже поздно

В среду случился очередной громкий скандал из серии «Большой Брат следит за тобой». Выяснилось, что Apple записывает все перемещения владельцев iPhone и iPad, причем с достаточно высокой точностью, и сохраняет данные в незашифрованном виде и на мобильном устройстве, и на каждом компьютере, с которым оно синхронизируется. Сохраняет она данные бессрочно начиная с выхода 4-й версии операционной системы iOS, тоесть с лета 2010 года. Сбор геолокационных данных ведется компанией намеренно (даже при смене устройства запись информации продолжается). В переводе на человеческий язык это означает, что любой домочадец, имеющий доступ к вашему компьютеру, может посмотреть, где вы находились в любой момент времени. Как обычно бывает в таких случаях, Apple не уведомила потребителей о своих экспериментах.

В пятницу история получила продолжение. Газета Wall Street Journal, прибегнув к услугам хакера, показала, что геолокационные данные о своих пользователях собирают и телефоны с операционной системой Android. Правда, они не сохраняют данные на самом устройстве, а только передают их «в центр», то есть в Google. Остается подождать, пока обвинения предъявят Microsoft и Nokia, — в том, что их предъявят, сомнений все меньше. Учитывая возможности, которые сулит слежка за потребителями и связанные с ней риски, удивительно, что компании сдерживают себя хоть в чем-нибудь.

 

Только за последний квартал Apple продала более 22 млн телефонов и планшетов. Их покупатели — это примерно население Нидерландов. Общее число владельцев устройств iOS приближается к населению России — и обгонит его уже этим летом. В распоряжении компании есть целая страна, густо населенная довольно богатыми людьми: средний доход обладателя iPhone выше, чем средний доход голландца, не говоря уж о россиянине. Плюс к тому, все эти люди уже предоставили Apple номера своих кредитных карточек. Такой базы заведомо платежеспособных клиентов нет ни у кого в мире (за исключением, может быть, Amazon).

Мало кто сомневается, что геолокационные технологии — это следующий многомиллиардный бизнес в интернете. Наивно было бы полагать, что компания, продающая за месяц 7 млн устройств, снабженных 10-часовой батарейкой, гигабайтом оперативной памяти и целой тучей сенсоров, определяющих место на карте Земли, окрестные сотовые вышки, положение в пространстве, откажется от возможности собирать данные о перемещении своих клиентов — с тем чтобы заработать на локальном бизнесе. Даже если заработать удастся в будущем (пока этот рынок невелик), одна вероятность оправдывает любые инвестиции.

 

Помимо гипотетической пока возможности заработать, есть и вполне реальная возможность улучшить качество сервиса благодаря собранным данным. Например, Apple с легкостью может собирать информацию о том, в каких местах iPhone чаще сбрасывает звонки — в США это реальная проблема.

Теперь, чем рискует Apple? Абсолютно ничем. Потребителям совершенно все равно, следят за ними или нет. Ни один из многочисленных скандалов, связанных с неправомочным использованием частной информации, не заканчивается массовым исходом клиентов. Год назад многие люди призывали бойкотировать Facebook — за сходные грехи. В назначенный день из 450 млн пользователей социальную сеть покинуло несколько десятков тысяч человек. Тогда на кону стояла бесплатная в общем услуга, теперь — прибор за $600.

Акции компании с момента появления скандальной новости только выросли. Это неудивительно: за несколько часов до этого калифорнийская компания опубликовала финансовые результаты II квартала — за последние шесть месяцев Apple выручила $50 млрд, а к концу финансового года выручка, скорее всего, перевалит за $100 млрд. Финансовые отчеты убеждают инвесторов гораздо легче, чем риски судебных преследований, которые на практике ни к чему не приводят.

 

Google не может похвастать такой выручкой, но арифметика реальных выгод и возможных потерь у него совершенно такая же. На одной чаше весов — потенциальный миллиардный рынок, множество готовых дата-центров и миллионы людей, готовых по доброй воле вешать на себя датчики, на другой — недолгое возмущение в прессе и возможные иски, которые наверняка ни к чему не приведут. Стива Джобса или Ларри Пейджа сложно обвинить даже в безнравственности в ситуации, когда все делают то же самое и всем это сходит с рук (некорректная, но оттого не менее действенная линия защиты).

Менеджеры компаний совершенно не скрывают, как, по их мнению, должен быть устроен мир. Эрик Шмидт, председатель совета директоров Google, вызвал маленькую бурю заявив, что «если вы не желаете, чтобы о чем-то узнали, может быть, не стоило этого делать». Марк Цукерберг сказал год назад (отбиваясь от очередных обвинений в раскрытии чужой информации), что данные пользователей открыты по умолчанию. Общество же пытается жить так, как будто они по умолчанию скрыты.

Чтобы изменить ситуацию, надо признать, что она именно такова. Нереалистично требовать от Apple или Google, чтобы они перестали собирать персональную информацию (и невозможно гарантировать, что эту информацию не украдут). Реалистично было бы заключить с ними сделку. Например, договориться, что они не будут собирать информацию лично о вас, за $10 в год. Или попросить их разработать приложения, позволяющие владельцам мобильных устройств визуализировать свои перемещения на карте или статистику пользования смс. Многие находят в этом удовольствие. Но ничего этого не случится, пока технологические компании будут виноватыми по определению. Так что циничное высказывание Эрика Шмидта не слишком далеко от правды.

фото Fotobank/Getty Images

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+