К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Космос как услуга

Космос как услуга
10 компаний, которые зарабатывают деньги в безвоздушном пространстве

За 50 лет в освоении космоса изменилось очень многое. Тогда, во время холодной войны, технологические достижения служили в первую очередь аргументом в идеологической борьбе. Финансированием космических полетов занимались государства, не считаясь с издержками. Разработку вели закрытые институты и оборонные предприятия.

В 1990-е оказалось, что у правительств нет ни воли, ни средств для поддержания прежних темпов космической гонки. Зато за полеты в космос готовы платить обычные люди и частные фирмы. За последние 15 лет возникли десятки небольших компаний, для которых космос не только цель, но и источник заработка. Им потребовалось не так уж много времени и денег, чтобы создать частную космическую индустрию, построить ракеты и космические корабли и начать продавать на них билеты. Космос стал не только подвигом, но и услугой.

Virgin Galactic

Virgin Galactic

Суборбитальные туристические полеты

Год основания: 2004

Компания, основанная Ричардом Брэнсоном, еще не запустила ни одного человека в космос, но уже сделала космический туризм массовым развлечением. На суборбитальный полет с Virgin Galactic стоимостью $200 000 подписались больше 400 человек. Полет будет длиться несколько часов, а состояние невесомости — около 6 минут. Поднимать туристов на стокилометровую высоту (там, как принято считать, начинается космос) будет корабль SpaceShip Two, который разрабатывают совместно Virgin Galactic и Scaled Composites знаменитого конструктора Берта Рутана. SS2 совершил свой первый тестовый полет в 2010 году, а туристические полеты начнет, по уверениям Брэнсона, к началу следующего года. Более отдаленные планы Virgin Galactic включают быстрые межконтинентальные перелеты на Земле, рейсы на МКС и орбитальные полеты.

Space Exploration Technologies
REUTERS·2011

Space Exploration Technologies

Грузоперевозки на орбиту

Год основания: 2002

Основатель, гендиректор и технический директор SpaceX Элон Маск — серийный предприниматель, участвовавший в создании системы платежей Pay Pal и компании по производству электромобилей Tesla Motors. Компания, в которую он вложил $100 млн собственных денег, ставит целью снизить стоимость космических перевозок в 10 раз. SpaceX существует меньше 10 лет, но успела разработать с нуля собственные ракеты-носители Falcon 1 и Falcon 9 (на фотографии) и космический корабль Dragon. В декабре 2010 года Dragon успешно вышел на орбиту Земли и вернулся обратно; SpaceX — первая частная компания, которая может похвастаться таким достижением. Успехи Маска и коллег оценило NASA, подписавшее с компанией контракт на доставку грузов на МКС стоимостью $1,6 млрд. В ближайшем будущем Dragon планируется приспособить для перевозки не только грузов, но и людей.

Pumpkin Inc.

Pumpkin Inc.

Маленькие спутники

Год основания: 2000

Компания Pumpkin Inc. не посылает людей в космос, но создает потребительский рынок там, где его появления сложнее всего ожидать. Продукт Pumpkin — это маленькие, размером всего десять на десять сантиметров, спутники CubeSat, которые каждый желающий может купить за несколько тысяч долларов (запуск обойдется дороже). Чтобы сделать свою продукцию доступнее, основатель компании Эндрю Калмэн сбивает цену на спутники, заменив специализированные компоненты на обычные чипы, созданные для потребительских устройств. Пока что покупают спутники не частные лица, а университеты и обсерватории; всего было продано более 200 устройств. 12 доработанных спутников стоимостью $250 000 каждый купило Национальное управление военно-космической разведки США.

Хcor Aerospace

Хcor Aerospace

Суборбитальный транспорт

Год основания: 1999

За 11 с небольшим лет существования Xcor ее инженеры успели спроектировать больше десятка моделей ракетных двигателей и приобрести успешный опыт запуска пилотируемых кораблей. Суборбитальных туристов ($95 000 за место) на высоту 100 км будет поднимать корабль под названием Lynx (рысь), вмещающий только одного пассажира, но зато способный совершать до четырех получасовых вылетов в день. Важное достоинство Lynx: он может взлетать с обычной взлетной полосы. Недавно шесть мест на Lynx купили ученые из американского Юго-Западного исследовательского института (занимается изучением космоса). Авиакомпания KLM объявила в ноябре, что включает полеты на Lynx в программу поощрения часто летающих клиентов.

Space Adventures
REUTERS·2011

Space Adventures

Орбитальный туризм

Год основания: 1998

Единственная на сегодняшний день компания в отрасли космического туризма, которая уже отправила человека в космос. Благодаря Space Adventures семь туристов побывали на Международной космической станции (один из них дважды). Среди клиентов компании — топ-менеджер Microsoft Чарльз Симони (на фотографии со своим экипажем) и основатель Cirque du Soleil Ги Лалибертэ. Сейчас туристические полеты на МКС не совершаются, но возобновятся в 2013 году. В будущем Space Adventures собирается совместно с компанией Armadillo Aerospace продавать суборбитальные полеты стоимостью около $100 000. Кроме того, желающие могут купить за $100 млн полет вокруг Луны — правда, совершить его можно будет не ранее 2015 года. В 2008 году Space Adventures купила компанию Zero Gravity Corporation, крупнейшего продавца полетов в невесомости (стоимостью $5000).

Bigelow Aerospace

Bigelow Aerospace

Отель в открытом космосе

Год основания: 1998

Роберт Бигелоу сделал состояние на основанной им сети недорогих отелей Budget Suites of America, а теперь тратит его на то, чтобы открыть гостиницы на орбите Земли. Его инвестиции уже превысили $180 млн. Bigelow Aerospace уже успешно запустила на орбиту два экспериментальных надувных модуля Genesis I и Genesis II (оба улетали с космодрома «Ясный» в России). Надувные модули (такая конструкция позволяет экономить на стоимости запуска) будут сдаваться в аренду туристам и исследователям. В компании разрабатывают коммерческую космическую станцию и надеются, что когда-нибудь их модули можно будет разместить на Луне. В 2010 году компания заключила контракты с шестью перспективными клиентами. Для запуска будут использоваться мощности SpaceX или Boeing.

Astrobotic Technology

Astrobotic Technology

Робот на Луне

Год основания: 2008

Основанная сотрудниками Университета Карнеги компания Asrtobotic Technology создает луноход, который, если все пойдет по плану, высадится на Луне в декабре 2013 года (доставку обеспечивает ракета Falcon 9 от SpaceX). Луноход Red Rover претендует на $20 млн — премию, учрежденную Google вместе с фондом X Prize бизнесмена Питера Диамандиса. Премия обещана команде, создавшей робота, который проедет более 500 м по Луне и передаст на Землю данные и фотографии. Даже если робот Asrtobotic Technology не будет первым (у него почти 30 конкурентов), компания надеется возместить расходы на разработку и стоимость транспортировки (свыше $50 млн): помимо лунохода на Луну компания готова отправить 110 кг полезного груза. Тариф — 
$1,8 млн за килограмм.

Blue Origin
REUTERS·2011

Blue Origin

Суборбитальный транспорт

Год основания: 2000

На гербе Blue Origin написано «Gradatim, Ferociter» — «Постепенно и яростно», и компания, основанная создателем Amazon Джеффом Безосом (на фотографии), действительно никуда не торопится. Космический корабль New Shepard (названный в честь первого американского астронавта Алана Шепарда) сможет доставить первых людей на высоту 120 км не ранее 2012 года. Амбиции Безоса не ограничиваются суборбитальными полетами: по его словам, цель Blue Origin — сделать космические полеты сравнительно доступными. Миллиардер приобрел в Техасе участок 700 кв. км, чтобы построить собственную взлетную площадку, а его компания выиграла контракт у NASA на разработку системы аварийного спасения космонавтов стоимостью в $3,7 млн.

Орбитальные Технологии

Орбитальные Технологии

Коммерческая космическая станция

Год основания: 2010

Российская компания «Орбитальные технологии» планирует к 2016 году вывести на орбиту, по которой вращается МКС, коммерческую космическую станцию. Станция может использоваться как гостиница для космических туристов (6 человек плюс командир экипажа), лаборатория для проведения экспериментов в невесомости и даже запасное убежище для обитателей МКС. Генподрядчиком строительства должна выступать корпорация «Энергия», с которой пока что подписан только протокол о намерениях. Здесь «Орбитальные технологии» отстают от конкурентов из Bigelow Aerospace, которые не только спроектировали, но и вывели на орбиту экспериментальные модули своей космической станции.

Spaceport America

Spaceport America

Космодром для частных компаний

Начало строительства: 2006

Первый в мире космодром для частных космических компаний, Spaceport America, откроется в этом году в американском штате Нью-Мексико. Проектировало космодром бюро Foster + Partners знаменитого британского архитектора Нормана Фостера. Spaceport America станет базовой точкой вылета для рейсов Virgin Galactic, планирующей арендовать на космодроме почти 8000 кв. м, но будет использоваться и другими компаниями. Финансируют проект стоимостью больше $200 млн штат Нью-Мексико и округа, прилежащие к месту строительства. Однако новоизбранный губернатор штата член Республиканской партии Сузана Мартинес уже заявила, что собирается приватизировать Spaceport America. С космодрома провели несколько запусков суборбитальных кораблей.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+