К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Гуглополия

Гуглополия
Угрожает ли Google процветанию интернета? Американские антимонопольные ведомства обеспокоились популярностью поисковика

Насколько велико могущество Google? Над этим вопросом все больше размышляют сотрудники американского антимонопольного ведомства. Если верить «знакомым с ситуацией» анонимным источникам Bloomberg, Федеральная комиссия по торговле США (FTC) и Министерство юстиции подумывают о начале расследования, чтобы выяснить: не настолько ли силен Google, чтобы подавлять конкуренцию и душить инновации?

Почти три года назад партнер юридической фирмы Hogan & Hartson Кристина Варни предположила, что Google в перспективе может стать объектом крупного антимонопольного расследования. На рубеже веков Варни представляла браузер Netscape в деле «Соединенные Штаты против Microsoft», поэтому ее мнение любопытно, но не более. Однако спустя несколько месяцев Барак Обама предложил Варни возглавить антитрастовый департамент Министерства юстиции, и многие решили, что ее соображения могут вполне стать руководством к действию для огромной государственной машины.

По итогам прошлого года Google контролировал 66,6% американского рынка интернет-поиска (данные Comscore) и больше 90% — европейского. Стоило конкурентам обвинить компанию в корыстной манипуляции результатами поиска и продвижении собственных сервисов, как Евросоюз начал антимонопольное расследование. Попробуйте, скажем, поискать в Google свой домашний адрес или клип Майкла Джексона — скорее всего, вы окажетесь на Google Maps и Youtube. При этом полноценного доступа к базам данных того же Youtube другим поисковикам Google не предоставляет.

 

Доминирующие положение Google на рынке интернет-поиска настораживает и антимонопольные власти США. Министерство юстиции продемонстрировало это в 2008 году, когда фактически заблокировало соглашение между Google и Yahoo, решившего передать на аутсорсинг компании Брина управление своей контекстной рекламой. В Минюсте тогда намекнули, что почти тотальный контроль Google над многомиллиардным рынком контекстной рекламы не кажется им хорошей идеей. А уже в ближайшие недели Google могут не дать закрыть долгожданную сделку по покупке системы отслеживания авиарейсов ITA Software. Но больше всего Варни и ее коллег пугает, во что Google может превратиться в будущем.

С самого начала своего существования Google вел себя весьма альтруистично и благородно, повышая комфорт пользователей и не требуя ничего взамен. Компания приобрела, развила и безвозмездно распространяет самую либеральную из операционных систем для смартфонов, позволила всем желающим бесплатно пользоваться своими многочисленными онлайн-сервисами и намеревается обеспечить целый город (Канзас-Сити) самым скоростным интернетом в мире. Но парадоксальным образом именно щедрости Google и ее последствий FTC и Министерство юстиции опасаются сильнее всего.

 

Огромные доходы от рекламы позволяют Google разрабатывать и выводить на рынок новые совершенно бесплатные продукты. Такая ситуация может изрядно напугать другие компании и отбить у них любое желание ввязываться в конкурентную борьбу с Google. Таким образом, снизится количество инноваций в целом.

Аналогичными аргументами власти руководствовались, когда начинали свою антитрастовую кампанию против Microsoft: Билл Гейтс тогда потратил сотни миллионов долларов на разработку браузера Internet Explorer, а потом бесплатно раздавал его всем пользователям Windows. Предполагают, что Google может пойти еще дальше. Его «облачная» операционная система Chrome OS вкупе с многочисленными онлайн-приложениями поместит пользователей в удобную для них систему, из которой они не смогут, да и не захотят выбираться.

Каждая крупная IT-компания, которая символизировала собой целую эпоху в индустрии, удостаивалась антимонопольного иска от государства. Так было с IBM в 1970-х и с Microsoft в конце 1990-х. Google в этом ряду выглядел бы крайне уместно. Однако критики вмешательства государства в сферу высоких технологий любят обращать внимание на любопытную историческую деталь. Дело против IBM фактически развалилось через десятилетие, а Microsoft после четырех лет разбирательств вышла из зала суда таким же монополистом, как и прежде: позиции Windows, Microsoft Office и Internet Explorer за это время ничуть не пошатнулись. Тем не менее обе компании в какой-то момент были свергнуты с трона — новыми конкурентами.

 

По прошествии времени оказывалось, что их планы и действия на самом деле не вели к мировому господству. Так, чуть больше года назад в Европе закончилось продолжительное антимонопольное разбирательство. Решалось, имеет ли право Microsoft поставлять следующую версию Windows с Internet Explorer. Корни иска уходили в предположение, что владелец самого популярно браузера контролирует весь интернет. Как мы знаем, это совсем не так.

Впрочем, даже если гипотетическое расследование антимонопольных служб закончится ничем, а дело «Соединенные Штаты против Google» так и останется фантазией, Google придется существовать не в очень комфортных условиях. Пристальное внимание FTC и Минюста заставит Google осторожно относиться ко многим собственным инициативам и вести менее агрессивную инвестиционную политику, стараясь не злить регулятора. Для компании с ценностями Google такие правила игры могут быть крайне неприятными.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+