К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Топ-5 современных истребителей: американский F-22 Raptor против российского Су-35С

Лучшие самолеты-истребители четвертого и пятого поколения — в фотогалерее Forbes

Истребители всегда привлекали внимание своей красотой, скоростью, маневренностью и технологичностью. Во многом этот класс самолетов является витриной прогресса страны. Если изначально истребители были нацелены в основном на узкую задачу – завоевание господства в воздухе, то в последние десятилетия они стали многофункциональными. Теперь наиболее современные машины могут эффективно поражать не только воздушные, но и наземные, и надводные цели. Многофункциональность самолета позволяет значительно экономить средства, обходясь без большой линейки машин с различными функциями.

Составить рейтинг лучших истребителей современности — задача непростая: прямых столкновений большинства претендентов, к счастью, никогда не было.  В наш список войдут только серийные машины – поэтому такие перспективные самолеты, как российский истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), китайский J-20 и т. п. сюда пока не попадут. Как и не попадет новый американский истребитель пятого поколения F-35, который хотя условно принят на вооружение, но реальной боеготовности не достиг.

REUTERS·Toby Melville

F-22 Raptor

Единственным серийным и боеготовым истребителем пятого поколения является американский F-22 Raptor. Он же является и самым дорогим самолетом этого класса – с учетом стоимости разработки цена каждого борта равна умопомрачительным $412 млн. F-22 обладает всеми критериями машины пятого поколения: сверхзвуковой крейсерской скоростью (без применения форсажа и, соответственно, без больших затрат топлива и ресурса двигателей), радиолокационной малозаметностью (известна как технология Stealth),  сверхманевренностью, многофункциональностью, развитой бортовой электроникой, которая автоматизирует многие процессы полета и боя и т. п.

Машина получилась действительно интересной, однако стоимость помешала F-22 стать массовым и заменить в ВВС США все аналогичные по классу тяжелые истребители F-15. Всего в период с 1997 по 2011 год было построено 195 F-22, из них 187 серийных. После этого производство было завершено. Из недостатков Raptor, помимо высокой стоимости, можно отметить достаточно скудный набор вооружения «воздух-земля», которое истребитель может нести во внутренних отсеках (если вооружение устанавливается на внешнюю подвеску, эффект радиолокационной малозаметности исчезает). Тем не менее как единственная серийная машина нового поколения F-22  однозначно занимает первое место в нашем рейтинге.

REUTERS·Pascal Rossignol

Су-35С

Российский истребитель Су-35С — это глубоко модернизированный Су-27. Самолет получил новые двигатели АЛ-41Ф1С с всеракурсно управляемым вектором тяги, который обеспечивает машине, пожалуй, лучшую в мире маневренность для машины этого класса. Электроника самолета также была полностью переработана, самолет получил новую радиолокационную станцию Н035 «Ирбис», позволяющую обнаруживать воздушные цели на дальности до 400 км и одновременно обстреливать до 8 из них. Помимо этого, Су-35 покрыт радиопоглощающим покрытием, что снижает его заметность для радаров противника (но в заметно меньшей степени, чем у F-22). В итоге Су-35С относится не к пятому поколению, а к поколению 4++ — в нем реализована часть необходимых требований.

Помимо Су-35С, есть ряд других машин на основе Су-27, достойных войти в наш рейтинг. В первую очередь это двухместный многофункциональный истребитель Су-30СМ, во многом похожий на одноместный Су-35С. Эта машина оказалось столь удачной по соотношению цена-качество, что стала одним из бестселлеров российского оборонно-промышленного комплекса – одна только Индия закупила 272 таких истребителя. В рамках американо-индийских учений Cope India Су-30МКИ (индийская модификация самолета) одержали победу как над тяжелыми истребителями F-15, так и над легкими F-16.

Zuma·TASS

F-16 Fighting Falcon

Американский легкий истребитель четвертого поколения F-16 не обладает такими высокими характеристиками, как тяжелые F-15 Eagle или Су-27 (а также машины, созданные на его основе). «Сокол» имеет заметно меньший радиус действия, несет меньше вооружения и т. п. Но его главным преимуществом является массовость и отличное соотношение цена-качество. В итоге с 1979 года, когда первая модификация самолета поступила на вооружение ВВС США, было выпущено 4573 F-16 в различных вариантах. Эта машина стала самым массовым истребителем четвертого поколения, а на данный момент является самым распространенным военным самолетом в мире, находясь на вооружении 26 стран. Советский/российский легкий истребитель МиГ-29 и его модификации не получили столь широкого распространения (выпущено около 1600 машин). Это можно объяснить как меньшим рынком сбыта, так и более сложным и дорогим обслуживанием двухдвигательного МиГ по сравнению с однодвигательным F-16. При этом в отличие от большинства других примеров стоимость американского самолета примерно равна стоимости российского — при явном превосходстве в том, что касается бортовой электроники. Широкий опыт боевого применения F-16 как для ударных задач, так и для завоевания господства в воздухе, позволяет ему занять уверенное третье место в нашем рейтинге.

REUTERS /Hamad I Mohammed

F/A-18E/F Super Hornet 

Палубный истребитель F/A-18, в том числе его самая современная модификация Super Hornet, является основой американского проецирования военной мощи. Эти машины являются на данный момент единственными палубными истребителями на 10 авианосцах США, готовых решать боевые задачи по всему миру. Первые «Шершни» поступили на вооружение США в 1983 году, с тех пор выпущено не менее 2000 самолетов разных модификаций. Машина изначально создавалась как для выполнения ударных задач, так и завоевания господства в воздухе. Максимальная многофункциональность достигнута самой современной модификацией F/A-18E/F Super Hornet.

За долгие годы службы в американской армии «Шершень» был использован практически во всех военных кампаниях, в которых участвовали США. Удачная конструкция самолета и соотношение цена-качество привели к тому, что многие страны закупили F/A-18, хотя и не имеют авианосцев (истребители базируются на наземных аэродромах). Сочетание этих факторов дает право «Супершершню» войти в наш рейтинг и занять в нем четвертое место.

REUTERS /Hamad I Mohammed

Dassault Rafale

Французский истребитель  Rafale, разработанный компанией Dassault, был принят на вооружение ВВС Франции в 2001 году – он заметно моложе своих конкурентов по четвертому поколению в нашем рейтинге. По своей концепции  он относится к легким истребителям, имея заметно более ограниченную дальность полета (а значит, и радиус боевого применения), чем у тяжелых машин, таких как Су-35С, или F-22. Летные характеристики Rafale очень неплохи – машина во многом превосходит «легких» конкурентов. Боевой опыт машина уже получила в Афганистане, Ливии и Сирии. Однако более высокое место французу не дает занять его непомерно высокая стоимость, достигающая $124 млн в максимальной комплектации. Для сравнения, тяжелый Су-35С, превосходящий Rafale практически во всем, обойдется иностранным заказчикам примерно в $85 млн, а российской армии в 2 млрд рублей (около $33 млн). Самая современная модификация того же легкого F-16 (F-16V Viper) обойдется заказчиками, по разным оценкам, в $50-60 млн. Тем не менее некоторые покупатели у Rafale нашлись – это Египет (24 единицы) и Индия (36 единиц, хотя планировалось 126). Возможно, высокая стоимость французского самолета связана и с не слишком большим количеством выпущенных машин – пока их всего около 170. Но с учетом скорого появления новых истребителей пятого поколения Rafale, вероятно, еще очень недолго пробудет в списке пяти лучших самолетов этого класса.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+