К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

25 слайдов на $70 млрд: презентация, из которой вырос бизнес Uber

25 слайдов на $70 млрд: презентация, из которой вырос бизнес Uber
Исторический питч 2008 года: как основатели Uber видели перспективы стартапа, который за десять лет вырос в многомиллиардный бизнес?

Первая неделя торгов акциями Uber на Нью-Йоркской фондовой бирже получилась непростой для компании. Бумаги пока так и не вернулись к отметке в $45 за штуку, по которой сервис вызова такси проводил размещение 10 мая. Накануне открытия сессии 19 мая стоимость акций составляет менее $42, а капитализация — $70,5 млрд, более чем на $10 млрд меньше оценки бизнеса в рамках IPO.

Тем не менее временные трудности транзита из частной компании в публичную не отменяют масштаба феномена Uber: это один из самых успешных стартапов последнего десятилетия, создавший не просто новую бизнес-нишу, а целую модель совместного потребления товаров и услуг. Едва ли основатели компании Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик одиннадцать лет назад представляли себе эффект, который их проект окажет на весь мир — в 2008-м предприниматели считали самым оптимистическим сценарием наращивание выручки сервиса до $1 млрд в год. А еще более вероятным вариантом развития событий им виделся охват 5% рынка такси в крупнейших городах США и $20-30 млн чистой прибыли в год.

Все эти прогнозы Кэмп, Каланик и их команда изложили в исторической презентации, которую решил вспомнить Forbes в связи с IPO Uber. И хотя реальность превзошла часть их ожиданий (Uber с аудиторией более 90 млн пользователей и выручкой $11 млрд в год работает в трети всех стран мира), есть в питче для инвесторов 2008 года и так и не ставшая актуальной фраза: «Прибыль заложена в концепции сервиса». Только в 2018-м Uber получил убыток в $3 млрд — и именно сомнения в способности компании стать рентабельным бизнесом продолжают давить на котировки.

 
Сервис нового поколения

Сервис нового поколения

UberCab убрал cab («такси») из названия в 2010 году — как раз когда получил первое предупреждение от муниципалитета Сан-Франциско. Позднее компания значительно расширила сферу деятельности и начала предлагать клиентам велосипеды, скутеры и даже идею — пусть пока и не реализованную — воздушных такси.

Чем Uber лучше такси

Чем Uber лучше такси

Uber с самого начала держал такси под прицелом и в итоге перевернул отрасль. На протяжении всех этих лет таксисты по всему миру боролись с сервисом, регулярно устраивая протесты. Но к ноябрю 2017-го водители Uber по числу поездок в месяц опередили водителей «зеленых» и «желтых» такси даже в консервативном Нью-Йорке, о захвате которого мечтали Кэмп и Каланик.

Девальвация медальонов

Девальвация медальонов

Растущая популярность сервиса привела к падению цен на медальоны — специальные знаки на капоте официальных перевозчиков в Нью-Йорке. Эти символические разрешения на работу таксистом, которые раньше стоили в среднем полмиллиона долларов, в 2018-м уходили с аукциона за $160 000.

Элитная концепция

Элитная концепция

Еще один вариант слогана Uber звучал так: «Сделаем перевозки такими же надежными, как водопровод». К моменту IPO компания придумала более звучную формулировку: «Создаем возможности, приводя мир в движение». Но первый вариант лучше отвечал мечте основателей о выходе за пределы Сан-Франциско и Нью-Йорка. Сегодня сервис работает более чем в 700 городах.

Такси за 1 клик

Такси за 1 клик

Uber — это все еще сервис вызова такси за 1 клик, но компания отказалась от модели закрытого клуба. Что касается показа фотографий клиента и водителя, Uber добавил и новые способы идентификации вроде рейтинга обоих участников поездки.

Преимущества над конкурентами

Преимущества над конкурентами

Вызов такси за пять минут все еще возможен: это среднее время ожидания машины по всему миру в 2018 году. Компания при этом вышла за пределы премиум-сектора: Uber представил сервис экономкласса UberX в 2012 году — это был первый и успешный шаг за пределы люксового сервиса.

Мечта о рентабельности

Мечта о рентабельности

Uber так и нашел способа быть прибыльным бизнесом (публичным инвесторам придется решить, насколько долго они готовы терпеть убыточность). Чтобы финансировать международное развитие, компании пришлось отказаться от системы исключительно безналичной предоплаты — приложение принимает наличные на многих рынках. В совокупности на кеш приходится 13% платежей по всему миру.

Такси по SMS

Такси по SMS

Раньше Uber можно было вызвать и текстовым сообщением. Сейчас такая функция недоступна широкой аудитории, но пользователи корпоративного сервиса Uber for Business, например гостиницы, могут передавать клиентам информацию и вне приложения.

Карты для такси

Карты для такси

Сделка с Google Maps дорого обходится Uber: только за последние два года компания потратила на интеграцию с картографическим сервисом $58 млн.

Недетский сервис

Недетский сервис

Wi-Fi в машинах — нечто из области фантастики. А вот с групповыми поездками Uber угадал. Основатели сформулировали концепцию будущего UberPool за шесть лет до того, как функция появилась в приложении. Перевозка детей тоже осталась проблемой: если только их не сопровождает взрослый, Uber не перевозит несовершеннолетних. Впрочем, на рынке уже есть множество стартапов формата «Uber для детей».

Споры о безопасности

Споры о безопасности

Uber столкнулся с серьезными проблемами из-за собственной способности обеспечивать безопасность пассажиров. В 2016 году компания заключила мировое соглашение после группового иска в США: клиенты сочли некорректными заявления о том, будто проверки компанией прошлого водителей являются «эталоном индустрии». В рамках соглашения сервис переименовал плату за «безопасную поездку» в плату за «бронирование». После серии случаев нападений на пассажиров Uber начал тестировать тревожную кнопку, а в 2018-м добавил прямую линию 911 для американских клиентов.

«Зеленый» Uber

«Зеленый» Uber

Перед IPO Uber признал свою политику в отношении окружающей среды риском, а не преимуществом: «Поскольку значительная часть нашего бизнеса зависит от автомобилей на ископаемых видах топлива, законы, подзаконные акты и действия правительства, направленные на ограничение загрязнения атмосферы, могут отразиться на Uber». Компания пытается сотрудничать с городами, чтобы внедрить полностью электрические автомобили. Но если учесть, что чем больше на дорогах машин, тем больше объем выбросов в атмосферу, нельзя сказать, что деятельность Uber однозначно полезна для планеты. Конкуренты из Lyft, по крайней мере, обещают компенсировать планете все «собственные» выбросы CO2 (в отличие от Uber).

Автопарк по Каланику

Автопарк по Каланику

Эта модель не похожа на нынешний Uber. Кэмп действительно хотел развиваться за счет собственного автопарка, но Каланик настоял на том, чтобы позволить таксопаркам подключаться к сервису. Кроме того, приложение быстро стало доступно для всякого, у кого есть машина, соответствующая определенным параметрам, а не только владельцам лимузинов.

Экспансия сервиса

Экспансия сервиса

… и еще 62 страны по всему миру. Uber быстро вырос. После запуска в Нью-Йорке в мае 2011 года компания освоила весь рынок США (и Париж) до конца того же года.

Большой Брат и рейтинги

Большой Брат и рейтинги

Смартфон стал фундаментом Uber, но иногда такая модель вредит компании. Телефоны позволяли Uber отслеживать пользователей через программу, известную как God View, — инструмент, который был выведен из использования, как только о нем стало известно общественности. Отслеживание репутации тоже превратилось в проблему: рейтинги водителей — одновременно самая важная и самая спорная черта приложения. Если рейтинг становится слишком низким, водители могут лишиться работы.

Концепция без «часа пик»

Концепция без «часа пик»

Где же повышенные тарифы часа пик? Они появились только в 2012 году. Uber нуждался в способе сбалансировать спрос и предложение, поэтому начал взимать с пассажиров более высокую плату в пиковое время, чтобы мотивировать новых водителей подключаться к системе.

$5,7 трлн вместо $4,2 млрд

$5,7 трлн вместо $4,2 млрд

Крупнейшим заблуждением Uber было считать, что его конкуренты — это только американские сервисы такси и лимузинов, рынок объемом $4,2 млрд. Оказалось, идея Кэмпа и Каланика гораздо большего масштаба. Теперь Uber рассматривает в качестве сегмента все поездки на частном и общественном транспорте в регионах присутствия. Объем такого рынка — $5,7 трлн.

Чутье на аэропорты

Чутье на аэропорты

Поездки в аэропорт и из аэропорта станут важным источником дохода для Uber, и основатели компании вовремя это осознали. В 2018 году 15% заказов на машинах Uber были связаны с поездками, которые начинались в воздушной гавани или заканчивались там.

Перевыполненные планы

Перевыполненные планы

Uber захватил не просто 50% рынка США, он захватил 100% городов из своего первоначального списка. Компания не задумывалась о международном развитии в 2008 году, но быстро стала глобальной. В первоначальной концепции ее сменил конкурент Lyft, который продолжает фокусироваться на США и Канаде.

Прогнозы-2008

Прогнозы-2008

Худший сценарий отпугнул многих инвесторов от вложений в стартап на ранней стадии. Какой венчурный капиталист захочет инвестировать в местный бизнес, обслуживающий только элиту? В итоге Uber с легкостью миновал и реалистичный, и оптимистичный сценарии. Выручка достигла $1 млрд к 2015 году и увеличилась десятикратно к 2018-му. Ну а главным промахом компании в последние десять лет стало неумение «выйти в прибыль».

Питч из эпохи Nokia

Питч из эпохи Nokia

Распределение сил на рынке смартфонов радикально изменилось с 2008 года, когда Blackberry, Palm и Nokia считались глобальными фаворитами.

Ставка на «приусы»

Ставка на «приусы»

Uber целиком отказался от плана по покупке собственных машин. Вместо этого компания позволяет водителям пользоваться личными авто и даже разработала лизинговую программу, пусть и с хищническими условиями. Позднее она продала лизинговый бизнес проекту, в который инвестировал SoftBank.

Uber 2.0

Uber 2.0

Uber стал не просто «общеизвестным» премиум-сервисом такси. Это показывает, насколько недальновидной была первоначальная концепция, по крайней мере на бумаге. Но компания хотя бы отказалась от термина Cabs 2.0. Правда, Uber предпочитает называть период под руководством нынешнего CEO Дары Хосровшахи Uber 2.0 — но это лишь попытка реформировать корпоративную культуру после череды скандалов в 2017 году, когда пост гендиректора оставил Каланик.

Дальновидная приписка

Дальновидная приписка

Идею доставки будто бы добавили в презентацию в последний момент, но она сама по себе стала «лучшим сценарием». В 2018 году выручка UberEats составила почти $1,5 млрд, причем 40% его клиентов ни разу не ездили с Uber. Ожидается, что к 2023 году только в США объем рынка доставки еды составит $24 млрд.

Миллиарды вместо миллионов

Миллиарды вместо миллионов

Несколько миллионов инвестиций? Uber привлечет более $20 млрд финансирования в форме как акционерного капитала, так и долговых обязательств, в том числе от таких акционеров, как SoftBank. И хоть прибыльность остается несбыточной мечтой, остальные направления бизнеса превзошли все самые смелые ожидания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+