30 самых влиятельных лиц киберспорта: менеджеры. Рейтинг Forbes и Sports.ru

Во второй рейтинг 30 самых влиятельных лиц киберспорта на территории СНГ по версии Forbes и Sports.ru вошел 21 менеджер и управленец. Среди новичков рейтинга — новый генеральный менеджер Virtus.рro Сергей Гламазда, президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит, генеральный директор Maincast Андрей Григорьев и другие. Остальные управленцы и менеджеры вошли в лонг-лист более чем из 60 претендентов на участие в рейтинге. Из них мы отобрали 21 наиболее близких к попаданию в топ-30 номинантов. Подробнее о самых влиятельных киберспортивных менеджерах на постсоветском пространстве по версии Forbes и Sports.ru — в нашей галерее.
Как мы считали. В отличие от прошлогоднего списка в новом рейтинге 30 персон. Из-за пандемии и отмены турниров посчитать реальные доходы было сложно, поэтому мы отказались от денежного показателя и расстановки баллов. Для составления рейтинга редакции Forbes и Sports.ru собрали лонг-лист претендентов из 64 человек. В список попали игроки, менеджеры и владельцы команд и других активов, комментаторы, организаторы турниров и другие профессионалы, работающие в отрасли. Затем мы попросили «СКАН-Интерфакс» и систему мониторинга социальных медиа и СМИ Brand Analytics посчитать для нас число упоминаний участников лонг-листа в СМИ и социальных сетях с 20 сентября 2019 по 20 сентября 2020 года. На основании этих данных, а также опросов участников рынка киберспортивные журналисты Sports.ru составили шорт-лист из 30 самых влиятельных лиц в киберспорте СНГ. Сравнивать игроков, менеджеров и комментаторов очень сложно (например, для игрока важно влияние в соцсетях, а для менеджеров — финансовые показатели компаний, трансферы и сделки). В результате мы рассматривали каждого человека в этом рейтинге (и еще несколько десятков человек в лонг-листе) и задавали себе, а также многим участникам рынка вопрос: насколько действия, решения и слова конкретного человека повлияют на другие компании и людей? Ведь именно в этом и заключается влиятельность.
Полную версию рейтинга можно прочитать тут.
1. Эмин Антонян
Должность: генеральный директор
Возраст: 38 лет
Компания/организация: ESforce Holding
Антонян около 15 лет работал топ-менеджером в финансовой сфере (от МБРР до Western Union). С 2010 года параллельно возглавил Московскую баскетбольную лигу. В 2016 году Антонян стал председателем правления Федерации компьютерного спорта России. ESforce Holding он руководит с 2018 года, отвечая за стратегическое развитие всех организаций холдинга: киберспортивного клуба Virtus.pro, турнирного организатора Epic Esports Events, студии трансляций RuHub, медиапортала Cybersport.ru, комплекса Yota Arena и других проектов. Кроме того, топ-менеджер отвечает за международное развитие холдинга. В 2020 году Антонян стал членом правления Европейской федерации киберспорта (European Esports Federation).
2. Виталий v1lat Волочай
Должность: сооснователь и киберспортивный комментатор
Возраст: 34 года
Компания/организация: Maincast
Волочай — самый авторитетный киберспортивный комментатор на постсоветском пространстве. V1lat «в игре» уже более 10 лет, он стоял у истоков студии RuHub, которая в 2015 году объединила все лучшие комментаторские и аналитические силы региона. А в 2018-м, уже после поглощения RuHub (в составе ESforce) холдингом Mail.ru Group, Волочай вместе с партнерами вышел из проекта, чтобы основать в Киеве независимую студию Maincast. В начале 2020 года Maincast подписала контракты с крупными турнирными операторами ESL (до 2023 года) и DreamHack на трансляцию их турниров, в том числе мейджора в Лейпциге. Эта сделка — одна из важнейших в киберспорте СНГ за последние годы, поскольку перевернула ситуацию на рынке прав на трансляции в пользу Maincast.
3. Евгений Золотарев
Должность: генеральный директор
Возраст: 35 лет
Компания/организация: Natus Vincere (Украина)
Гендиректор главного украинского киберспортивного клуба Na’Vi в юности сам играл в Counter-Strike. На турнире в Киеве в начале 2000-х он познакомился с основателем Na’Vi Александром Кохановским, и в 2014-м тот предложил ему участвовать в проекте. Сначала Евгений удаленно помогал Na’Vi с подбором людей, а потом стал HR-директором клуба. В январе 2018-го Кохановский отошел от управления, и Золотарев стал CEO. По данным Esports Earnings, в 2019-м Na’Vi с показателем $1,8 млн возглавил рейтинг киберспортивных клубов СНГ по объему заработанных призовых. Также Na’Vi в 2019 году стали лидером СНГ по часам просмотров игр клуба, а по итогам первого полугодия 2020-го возглавили и мировой рейтинг по этому показателю. «Если в 2018 году мы достигли цели сработать в 0, то в этом году будет сложно. Мы пытаемся, но пока сказать сложно. Балансируем на грани. Но 99% мировых клубов убыточны», — отмечал Золотарев в интервью Sports.ru год назад.
6. Александр Кохановский
Должность: основатель Na’Vi, DreamTeam, глава Украинской профессиональной киберспортивной ассоциации
Возраст: 37 лет
Компания/организация: Na'Vi, DreamTeam
Александр Кохановский — в прошлом профессиональный киберспортсмен, играл в Counter-Strike под ником ZeroGravity. Известен как основатель и экс-директор украинской команды Natus Vincere, один из первых киберспортивных менеджеров на постсоветском пространстве. В 2015-м с Антоном Черепенниковым создал ESforce, который в начале 2018-го за $100 млн купила Mail.ru Group. Накануне сделки Кохановский вышел из ESforce, чтобы развивать собственную Zero Gravity Group, куда входят Na’Vi и мультисервисная платформа DreamTeam. В 2020 году вместе с инвесторами выкупил отель «Днепр» в Киеве за 2,8 млрд рублей и планирует сделать его центром киберспорта. В этом же году Кохановский представил план развития украинского киберспорта до 2025 года.
7. Ярослав Комков
Должность: сооснователь холдинга Winstrike
Возраст: 34 года
Компания/организация: Winstrike
Комков — сооснователь и гендиректор киберспортивного холдинга Winstrike. Прежде чем создать с партнерами компанию в 2018-м, он работал в киноиндустрии (вел маркетинговые кампании голливудских блокбастеров в России) и журналистике. По приглашению сооснователя Sports.ru Дмитрия Навоши помог сайту раскрутить киберспортивный раздел, который вырос в самостоятельный проект. Первым бизнесом в киберспорте для Комкова стало участие в создании клуба Gamer Stadium. Разошедшись во взглядах со старшим партнером, он запустил Winstrike. Холдинг организует турниры, управляет киберспортивными аренами, помогает командам с продвижением и поиском спонсоров и содержит составы по Dota 2, CS:GO и др. В сентябре 2019-го Winstrike впервые провел в Москве этап международного турнира BLAST Pro Series по CS:GO (призовой фонд $250 000). С турниром сотрудничали Toyota, Samsung и др.
8. Степан Шульга
Должность: глава киберспортивного направления
Возраст: 39 лет
Компания/организация: Parimatch
Шульга стал исполнительным продюсером StarLadder в 2014 году. На трансляциях трех последних мейджоров по CS:GO он был ведущим студии аналитики. В 2018 году он покинул этот пост. Сегодня Степан Шульга возглавляет киберспортивное направление в букмекерской компании Parimatch. При нем букмекер не ограничивается спонсированием команд и турниров, но и сам проводит турниры — за три сезона Parimatch League по Dota там сыграли многие топ-команды, а суммарный призовой фонд составил больше $250 000.
9. Андрей Григорьев
Должность: генеральный директор
Возраст: 30 лет
Компания/организация: Maincast
Григорьев создал студию Maincast в июне 2018 года вместе с киберспортивным комментатором Виталием Волочаем. До основания компании Григорьев занимался организацией турниров, в частности работал операционным директором в RuHub. Его называют «серым кардиналом Dota». Maincast освещает и проводит турниры по Dota 2, CS:GO и другим актуальным дисциплинам. Во многом благодаря авторитету Григорьева студии удалось выиграть тендер ESL и Dreamhack и получить права на трансляции десятков топ-турниров по Dota 2 и CS:GO на ближайшие годы.
10. Олег Крот
Должность: CEO и управляющий партнер
Возраст: 37 лет
Компания/организация: WePlay Esports
Олег Крот – основатель и управляющий партнер международного киберспортивного медиахолдинга WePlay Esports. Компания появилась в 2004 году, но полноценным бизнесом стала только в 2012-м: ее спонсорами стали швейцарский производитель компьютерной техники Logitech, производитель видеокарт Inno3d, а бюджет стал измеряться десятками тысяч долларов в месяц. Сейчас WePlay Esports помимо проведения и трансляции турниров и создания программных продуктов для них инвестирует в стартапы, а также строит киберспортивные арены в Киеве, Лос-Анджелесе и других городах мира. В 2020 году компания провела онлайн-турнир с призовым фондом $650 000 в партнерстве с Epic Esports Events – одним из крупнейших организаторов таких мероприятий в России, Восточной Европе и СНГ.
11. Сергей Гламазда
Должность: генеральный менеджер Virtus.рro
Возраст: н/д
Компания/организация: Virtus.рro
Сергей Гламазда возглавил Virtus.рro в январе 2020 года, сменив на этом посту Романа Дворянкина. До этого топ-менеджер отвечал за развитие новых направлений в российском представительстве Nielsen — например, запустил в России такие новые вертикали, как Nielsen Sports и Nielsen OTT. В Virtus.рro Гламазда прежде всего отвечает за операционные вопросы, а более важные решения (например, стратегические партнерства) ему приходится согласовывать в холдинге. Несколько трансферов топ-менеджера уже перевернули рынок, потрясли конкурентов. Но, например, весной так и не получилось выкупить у Gambit игрока, который тогда был очень нужен VP. Сергей Гламазда работает на рынке всего год и пока еще набирает нужный авторитет. «Я смог найти общий язык с игроками, понять лучше их точку зрения, донести свое понимание того, как киберспорт должен развиваться», — оценивал сам Гламазда промежуточные итоги своей работы за полгода изданию Dota2.net.
13. Константин Пикинер
Должность: генеральный директор
Возраст: 37 лет
Компания/организация: Gambit Esports (Россия)
Пикинер — основатель и спортивный директор клуба Gambit Esports, который в 2018 году приобрел за 313 млн рублей оператор МТС. В прошлом Константин под ником groove был известным профессиональным киберспортсменом. В составе emax и Virtus.pro он играл в Counter-Strike, был чемпионом мира по версии ACON5 и многократным чемпионом России и СНГ. С 2006 года работал тренером в коллективах Virtus.pro, k23, UNiTED и M5. В 2011-2012 годах был исполнительным директором мультигейминга Moscow Five. Выступал в роли консультанта кинофильмов «На игре» и «На игре 2», работал главным редактором в нескольких изданиях, посвященных киберспорту и компьютерным играм. В 2013-м основал Gambit Esports. После сделки с МТС клуб — один из самых амбициозных проектов на российском киберспортивном рынке. По данным Esport Earnings, в 2019-м Gambit Esports получил $845 051 призовых и стал третьим в СНГ по этому показателю. В октябре этого года титульным партнером клуба стал букмекер «ВулканБЕТ».
14. Ольга Дунаева
Должность: советник генерального директора
Возраст: 31 год
Компания/организация: Esforce Holding
Дунаева получила известность еще во времена WarCraft 3, а затем стала играть в Dota AllStars, а с зимы 2012-го — Dota 2. Была вице-президентом Esforce по коммерции и маркетингу. Не любит публичность.
15. Дмитрий Смит
Должность: президент
Возраст: 43 года
Организация: Федерация компьютерного спорта России
В 1990-е Дмитрий Смит выигрывал турниры по WarCraft и StarCraft. Сейчас он президент Федерации компьютерного спорта России и представляет страну в Международной федерации киберспорта. Смит больше других представителей киберспорта лоббирует интересы киберспорта в общении с органами государственной власти. ФКС проводит чемпионат и кубок России — турниры не столь статусные по сравнению с международными, но играющие свою роль в развитии молодых игроков. В ближайшие годы влияние ФКС будет расти: с 1 октября по новому закону букмекеры смогут принимать ставки только на события, включенные в Единый календарный план мероприятий, и именно ФКС может влиять на формирование киберспортивной части этого плана.
16. Лина Комкова
Должность: генеральный директор
Возраст: 30 лет
Компания/организация: Winstrike Agency
Супруга сооснователя и гендиректора киберспортивного холдинга Winstrike Ярослава Комкова, Лина руководит агентством киберспортивного маркетинга Winstrike Agency. До работы в Winstrike Комкова была менеджером по маркетингу в российских представительствах Ferrari и Maserati. Winstrike Agency работает как полносервисное рекламное агентство. Под руководством Комковой партнерами агентства стали «Яндекс», KFC, Toyota, Warner Bros. и другие компании. В апреле агентство запустило новое бизнес-направление — Talent Agency в киберспорте, и будет помогать киберспортсменам развивать свой медийный потенциал. Первым клиентом стал Роман Кушнарев.
17. Роман Дворянкин
Должность: директор по развитию бизнеса PITCH Sports и Maincast, экс-генеральный менеджер Virtus.pro
Возраст: 34 года
Компания/организация: Maincast, PITCH Sports
Роман Дворянкин начал строить карьеру в спортивной индустрии в 2006 году: работал в Adidas, Континентальной хоккейной лиге, международном холдинге спортивного маркетинга CSM и московском хоккейном клубе «Спартак». В киберспорт пришел 10 лет назад — занимал должность генерального менеджера ведущего киберспортивного клуба России Virtus.pro, которая входит в холдинг ESforce. Под его руководством звездный состав «виртусов» по Dota 2 (который, правда, распался) одержал главные победы и вышел на шестое место в мире по заработанным призовым. В 2019 году он назначен директором по развитию бизнеса PITCH Sports (Доха, Катар). С 2020 года он совмещает эту должность с работой в независимой студии Maincast, основанной Виталием Волочаем. Преподает менеджмент в киберспорте в бизнес-школе RMA.
18. Никита Чукалин
Должность: генеральный директор
Возраст: 25 лет
Компания/организация: Team Spirit
Чукалин — гендиректор известного российского клуба Team Spirit. Проект он развивает с 19 лет. За время своего существования с 2015 года Team Spirit поучаствовала более чем в 117 турнирах и завоевала около $954 500 в виде призовых, следует из данных Esports Earnings. Среди партнеров Team Spirit — букмекер Parimatch и производитель геймерских кресел DXRacer. В конце октября 2019-го клуб заявил новый состав по Dota 2. Также Team Spirit представлена в дисциплинах CS:GO, Hearthstone и PUBG. Личный среднегодовой доход Чукалина, по его собственным словам, составляет около $120 000.
20. Илья Полежаев
Должность: руководитель рынков России и СНГ
Возраст: н/д
Компания/организация: Riot Games
Полежаев стал руководить Riot Games в России в апреле этого года, сменив на этом посту Алексея Крайнова. До перехода на новую должность он был руководителем паблишинга в России и СНГ. Riot Games — создатель легендарной игры League of Legends. Среди проектов московского офиса — основание профессиональной киберспортивной лиги СНГ по игре League of Legends в 2016 году, создание киберспортивного комплекса Riot Games в Москве в 2017 году, запуск игр Teamfight Tactics, Legends of Runeterra и другое.
21. Максим Белоногов
Должность: генеральный продюсер
Возраст: 27 лет
Компания/организация: WePlay Esport
Максим Белоногов увлекся компьютерными играми еще в школе, играл в Dota, LoL, HotS, Hearthstone. На должности генерального продюсера WePlay Esport он работает с августа 2015 года, а до этого занимал должность режиссера на украинских телеканалах СТБ и «Новом канале». Основной задачей Белоногова в WePlay является создание аудиовизуального контента (клипов, рекламных продуктов, документальных фильмов, всех визуальных продуктов компании), создание киберспортивных арен, студий и проведение прямых эфиров. «Я принимаю участие во всех процессах, стараюсь быть максимально вовлеченным на всех этапах производства. Я постоянно с ребятами, я на съемках, во время монтажа, при написании сценария, разработки концептов, во время прямых эфиров и установки декораций — я стараюсь быть везде и всегда», — описывал свою работу сам Белоногов в интервью Dota2.net.
25. Роман Романцов
Должность: основатель компании-организатора киберспортивных турниров Starladder
Возраст: 40 лет
Компания/организация: Starladder
Романцов — непубличный основатель и гендиректор украинского организатора киберспортивных турниров Starladder. Устраивать соревнования он начал еще в 2000-х в Донецке и к моменту становления отрасли киберспорта раскрутил компанию до уровня глобальных лидеров.
26. Ирина Семенова
Должность: руководитель киберспортивного подразделения МТС
Возраст: 41 год
Компания/организация: Gambit Esports
В 2000-х Семенова участвовала в создании клуба Virtus.pro, ныне ведущей киберспортивной организации России. Позднее работала в компаниях — разработчиках игр, структурах «Мегафона» и Mail.ru Group. В 2017-м возглавила киберспортивное подразделение МТС. В 2018-м оператор всерьез вышел на новый для себя рынок, купив за 313 млн рублей клуб Gambit Esports с составами по CS:GO, Dota 2, Fortnite и др. В 2019-м МТС запустил платформу для стримеров WASD.TV, а в марте этого года — маркетплейс с облачными игровыми сервисами Loudplay, Playkey, Drova и GFN.ru.
28. Сергей Игнатко
Должность: генеральный директор
Возраст: н/д
Компания/организация: forZe
Сергей MegioN Игнатко создал команду forze вместе с Виталием Ant1killer Смирновым в 2001 году. До этого оба игрока выступали в самом первом составе команды Virtus.pro в 2003 году. В 2017-м произошла перезагрузка бренда, и началась новая эпоха в истории команды. На сегодняшний день forZe входит в число ведущих команд СНГ. В начале 2020 года rjvfylf запустила школу киберспорта — forZe School, где смогут учиться все желающие от 10 до 30 лет.
29. Павел Шапкин
Должность: соучредитель
Возраст: 32 года
Компания/организация: UCC
Шапкин к 32 годам заработал репутацию профессионального игрока в покер, был организатором концертов, модных показов и спектаклей, а в 2014-м вместе с партнерами Николаем Весниным и Андреем Михеевым создал киберспортивный проект UCC (Uprise Champions Cup), который организует русскоязычные турниры и интернет-трансляции соревнований по киберспорту. Первые турниры основатели провели в родном Кирове, а затем вышли на федеральный уровень. Сегодня компания проводит турниры, организует трансляции, производит рекламу, создает развлекательный и обучающий контент. За время существования UCC провела 626 турниров с призовым фондом $600 000.