К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Дети идут за роботом: завтрашние проблемы уже сегодня

Фото Kirsty Wigglesworth / AP / TASS
Фото Kirsty Wigglesworth / AP / TASS
Маленькие дети в гораздо большей степени, чем взрослые, позволяют роботам влиять на формирование своего мнения — таковы выводы из исследования психологов

Психологи из Университета Плимута сравнивали поведение детей и взрослых при выполнении идентичных заданий в присутствии других людей, а также гуманоидных роботов.

В исследовании использовалась «парадигма Эша», предложенная в 1950-х годах. Испытуемым предлагают взглянуть на экран, на котором изображены четыре линии, и сказать, какие две из них имеют одинаковую длину. Решая эту задачу в одиночку, люди почти всегда дают верный ответ. Однако в присутствии «советчиков» испытуемые часто следуют их подсказкам, даже когда подсказанный ответ очевидным образом неверен.

В своих опытах плимутские психологи заменяли «советчиков» человекообразным роботом. В этом случае взрослые испытуемые практически никогда не следовали подсказкам, и процент верных ответов не отличался от того, который испытуемые показывали в одиночных экспериментах. Однако с детьми в возрасте 7–9 лет ситуация была иная: в присутствии злокозненного робота количество верных ответов падало с 87% до 75%, причем подавляющее большинство неверных ответов совпадало с вариантом, подсказанным роботом.

 

В своей статье авторы говорят, что их результат открывает перспективы использования роботов для общественной пользы, к примеру, в педагогике. Однако высокая восприимчивость детей к «мнению», высказываемому роботом, вызывает тревогу. Руководитель исследования профессор Тони Белпейми говорит: «Люди часто следуют мнениям других, и давно уже известно, что противостоять давлению окружающих может быть нелегко. Это называется «конформизм». Но поскольку очень скоро на рабочем месте и дома мы будем окружены роботами, нам стало интересно, будут ли люди так же зависимы от «мнений» роботов? Наши результаты показывают, что в случае взрослых это не так. Но когда мы провели опыты с детьми, они прислушивались к мнению роботов. Возможно, дети воспринимают роботов как более близких себе существ. Это ставит вопрос: что если роботы начнут предлагать нам, какие товары купить? Или подсказывать, что мы должны думать?»

В заключении к статье авторы пишут, что требуется обсудить возможные ограничительные меры, которые снизили бы риск нежелательного влияния на ребенка в процессе будущих контактов между детьми и роботами. Возможно, будущие поколения робототехнических устройств и людей будут рождаться в мире, где их взаимодействие будет регламентировано на законодательном уровне. По мнению известного мыслителя, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», и распространение действия этой максимы на роботов — лишь дело времени.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+