К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Эра «талантизма»: как инвестировать в стартапы и не разориться

Фото Yuya Shino/Getty Images
Фото Yuya Shino/Getty Images
Как правильно инвестировать в технологические стартапы, чтобы не разориться

Швейцарский экономист, основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб в одной из своих статей связал технологическую революцию с наступлением эры «талантизма», где движущей силой экономического роста являются не капитал или природные ресурсы, а инновации и человеческое воображение. Сегодня за экономикой стоят не количественные, а качественные преобразования. Корпорации пришли к осознанию простого факта: если твоя компания не внедряет новые технологии, ее шансы стать неконкурентоспособной в самое ближайшее время очень высоки. Но проблема эта станет очевидной только постфактум, когда на кон будет поставлено дальнейшее существование компании.

Сближение

Еще недавно самым распространенным способом поддержать инновации было создание собственного отдела исследований и разработок или приобретение стартапа, обладающего патентами на определенные новаторские решения. Теперь же наиболее прогрессивные компании придерживаются стратегии «открытых инноваций» (Open Innovation), в рамках которой корпорации открыто сотрудничают с другими компаниями, университетами, исследовательскими центрами и стартапами, чтобы вывести инновации на рынок как можно быстрее и с меньшими затратами. Для этого создаются акселераторы, профильные учебные программы, инновационные хабы и т. д. Они позволяют превращать идеи в решения, которые потом могут получить распространение на более глобальном уровне. Мир получает новые решения для жизни, а компании и стартапы — возможность обмена различными подходами и умениями через сотрудничество.

Раньше, после заключения соглашения о сотрудничестве с крупной компанией стартап продолжал параллельную работу и время от времени показывал результаты представителям компании. Сейчас же сотрудничество со стартапами перешло на более тесный уровень взаимодействия на каждом этапе работы. Все это требует от корпорации гораздо больше усилий, нежели обыкновенное вложение инвестиций. Кроме того, фактор времени начинает играть ключевую роль. Корпорация должна быть готова к внедрению нового продукта в сжатые сроки, ведь если этот процесс затянется, сама идея утратит актуальность. В то же время, если проект был признан бесперспективным, корпорация должна быть готова отступить. Именно поэтому компании крайне важно изначально иметь четкое понимание того, что она хочет получить от стартапа.

 

Единая инновационная среда

Формирование глобальной стартап-экосистемы необходимо, так как это принесет ощутимую пользу всем вовлеченным участникам процесса развития инноваций: от крупных компаний, которые будут первыми иметь доступ к передовым технологиям, до стартапов, которые смогут не только получить финансирование, но и добиться быстрого выхода на рынок. Некоторые страны, такие как Израиль и США, уже создали жизнеспособные и эффективные локальные стартап-экосистемы, оборот средств в которых исчисляется миллиардами долларов. Так, например, в 2017 году израильским стартапам удалось привлечь $5 млрд инвестиций, американским стартапам — $67 млрд. Другие страны, и в их числе Россия, активно работают над развитием такой экосистемы.

Говоря о России, стоит отметить, что здесь государство прикладывает немало усилий для создания среды взаимодействия корпораций и стартапов. Их результатом являются технологические центры в Сколково и Иннополисе и большое количество венчурных фондов.

 

Почему в России в век технологий экосистема инноваций все еще находится на стадии развития? Что еще нужно для нового витка развития? На самом деле все в руках крупных предприятий, которые могут сыграть активную роль в преодолении этого этапа, если будут четко формулировать запросы на конкретные технологии и доносить их до стартапов, с которыми планируют работать.

Невозможно включиться в процесс развития инноваций за один день, чтобы уже завтра получить полностью обновленную компанию. Для начала нужно четко понимать, что именно требует изменений: внутренние процессы компании, конкретный продукт или то, как компания взаимодействует с клиентами. Потом эти идеи нужно донести до самих стартапов, и здесь уже важную роль играют акселераторы и инновационные хабы. В акселераторе диалог происходит в режиме интенсивного обучения, цель которого — быстрое развитие уже существующего бизнеса.

Хабы предоставляют корпорации возможность сформулировать запрос, решение для которого будет предложено стартапами вне зависимости от того, на какой стадии развития находится их бизнес. Инновационный хаб здесь выступает связующим звеном между корпорацией, стартапом, а также венчурными фондами. И если компания видит, что проект перспективен, она сама может связать стартап с конкретным фондом.

 

Кроме того, еще одной особенностью хаба выступает возможность применить решения стартапа, не востребованные в данной стране, в других филиалах компании, особенно если речь идет о международной корпорации. Хаб таким образом помогает не только связать автора технологии и заинтересованную компанию, но и связать местную экосистему с международным стартап-сообществом. Подобные инновационные хабы сотрудничают со стартапами из разных частей света, чтобы делать свой бизнес лучше на глобальном уровне.

Тесно и эффективно

Запрос сформулирован, стартап найден, цели, задачи, KPI определены. Что дальше? Регулярное взаимодействие, в котором важны не только финансовые ресурсы, но и экспертиза. Смысл в том, чтобы дать корпорации и стартапу возможность поработать вместе на каждом этапе проекта. В этом главная сложность таких форм взаимодействия: они требуют регулярной слаженной работы и большой степени вовлеченности всех участников процесса. Но в этой сложности и главное преимущество для компании: ей не нужно ждать, пока необходимый продукт появится на рынке. Напротив, она создает его вместе со стартапом, становится драйвером инновационного развития и может влиять на конечную версию. Компания может проанализировать недостатки и преимущества продукта в процессе разработки и предотвратить отклонение от траектории финансового развития.

Безусловно, поддержка стартапа на ранней стадии часто предполагает определенный уровень риска. Но так как ни готовых решений, ни гарантий в любом случае нет, только те компании, которые сотрудничают со стартапами и стремятся внедрить их решения, смогут получить конкурентное преимущество в технологической гонке.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+