К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Роботов никто не любит: опросы указывают на рост скептицизма

Фото Valentyn Ogirenko / REUTERS
Фото Valentyn Ogirenko / REUTERS
По мнению психологов, отношение публики к роботам и искусственному интеллекту меняется в худшую сторону: большинство европейцев в принципе не против роботизации, но категорически возражают против того, чтобы машины хоть как-то влияли на их повседневную жизнь

Из персонажей научной фантастики роботы быстро превращаются в персонажей (или атрибуты) повседневной жизни людей. В среднем в мире на 10 000 работников промышленности уже приходится более 70 роботов, а в Южной Корее и Германии этот показатель достигает 500: ведя социально активную жизнь, просто невозможно с ними не столкнуться. По мере того, как роботы становятся все привычнее, неизбежно должно меняться отношение к ним среди широкой публики. Однако «привычное» совсем не означает «приятное». Два профессора-психолога, Тимо Гнамбс из Австрии и Маркус Аппель из Германии, решили узнать, как изменилось восприятие роботов в Европе с 2012 по 2017 годы. Результаты их изысканий опубликованы в последнем номере журнала Computers in Human Behavior в статье с провокационным названием: «Роботы становятся непопулярными?»

Исследователи проанализировали данные проекта Eurobarometer, представляющего результаты опросов европейцев по важнейшим вопросам общественной жизни. Проект включает данные 80 000 респондентов из 27 европейских стран.

Общий результат исследования таков: отношение к роботам за пять лет заметно изменилось в негативную сторону. Интервью каждого респондента состояло из нескольких этапов. Сначала опрашиваемому рассказывали, что робот — это приспособление, помогающее человеку в его повседневной жизни (к примеру, роботы-уборщики). Иногда им объясняли, что роботы могут выполнять важные функции в условиях слишком опасных или вредных для человека. На этом этапе опрашиваемые оценивали роботов в целом позитивно.

 

Однако ситуация резко менялась, когда роботов представляли как существ, от которых человек может оказаться зависимым — например, роботы-хирурги, медицинские роботы, следящие за состоянием пациента, или искусственный интеллект, управляющий беспилотными транспортными средствами. Здесь негатив был вполне заметным и существенно ярче выраженным, чем пять лет назад. Таким образом, европейцы готовы смириться с роботами, пока те остаются далекой от них абстрактной концепцией, но не приветствуют их в своей повседневной жизни, если робот выполняет в ней определенную, четко очерченную и незаменимую функцию.

Далее, выяснилось, что промышленные рабочие и люди, занятые физическим трудом, относятся к роботам заметно хуже, чем офисные работники. Мужчины чуть благожелательнее к машинам, чем женщины.

Самый любопытный факт — зависимость отношения к роботам от возраста респондентов. В странах с наибольшей пропорцией пожилых людей отношение к роботам оказалось лучше, чем там, где больше молодежи. В свете вышеизложенного это можно интерпретировать так: с роботами охотнее готовы смириться те, кто, скорее всего, не столкнется с ними в своей дальнейшей деятельности.

Исследователи полагают, что их результаты должны насторожить политиков и предпринимателей. Нарастание общественного негатива может не только замедлить роботизацию, но и означать, что многие из новых технологий вообще не будут восприняты обществом и не займут ожидаемого места на рынке.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+