К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Черепаха» Джефф Безос и «заяц» Илон Маск: кто из миллиардеров выиграет лунную гонку

Джефф Безос 9 мая расскажет о деталях своей лунной программы / Фото Getty Images
Джефф Безос 9 мая расскажет о деталях своей лунной программы / Фото Getty Images
Чем похожи и чем отличаются амбициозные проекты двух главных космических энтузиастов планеты из рейтинга Forbes?

В ночь с 9 на 10 мая по московскому времени богатейший человек планеты, основатель интернет-ритейлера Amazon Джефф Безос сообщит миру новости о своей аэрокосмической компании Blue Origin. На приглашениях, разосланных представителям прессы, изображен вид на Землю с Луны. Это заставляет предположить, что Безос расскажет о планах Blue Origin по запуску миссий как с роботами, так и с людьми на поверхность спутника Земли, возможно, в рамках контракта с НАСА.

В подобных намерениях основатель Amazon не одинок. Корпорация Lockheed Martin ранее уже сообщала о планах освоения Луны совместно с НАСА. А SpaceX другого миллиардера-визионера Илона Маска собирается совершать полеты вокруг спутника планеты. Директор НАСА Джим Брайденстайн в марте рассказал комитету Сената, что ведомство готово использовать коммерческие ракеты-носители для пилотируемой миссии на Луну. Falcon Heavy от SpaceX для такой миссии подходит.

В последние несколько лет интерес к полетам на Луну возрос. Администрация Дональда Трампа хочет, чтобы НАСА вновь отправила людей на Луну к 2024 году, а само агентство сообщило о планах на проект Lunar Gateway — космическую станцию на орбите вокруг спутника Земли. Эта станция позволит коммерческим компаниям разрабатывать системы для полетов на Луну и поддерживать миссии на Gateway.

 

У Lockheed Martin долгая история отношений с НАСА и исследований Луны — корпорация была одним из подрядчиков на миссиях «Аполлон». Но Маск и Безос представляют собой зарождающуюся отрасль коммерческих полетов в космос, и выбранные ими пути к цели предельно различны.

Скрытность против публичности

Что объединяет обе компании, так это то, что они во многом построены на видении их основателей. Джефф Безос основал Blue Origin в 2000-м, всего через три года после того, как сколотил состояние на IPO Amazon. Два года спустя, сразу после продажи PayPal, Маск основал SpaceX — также на собственные средства.

 

Однако с этого момента пути компаний расходятся. На протяжении 15 лет Blue Origin практически не привлекала к себе внимания, не считая скандала в начале 2000-х, когда Безос приобрел в Техасе землю под полигон, и редких сообщений о достижениях компании и контрактах с НАСА на $25,7 млн. Основатель Amazon остается единственным владельцем Blue Origin и, по оценкам Forbes, вложил в компанию более $1,5 млрд, полученных от продажи акций Amazon.

SpaceX же делала все, чтобы привлечь внимание. Компания заговорила о себе в декабре 2003 года, когда перевезла первую ракету Falcon One из штаб-квартиры в Хоторне, штат Калифорния, в Вашингтон, чтобы продемонстрировать ее на Национальной выставке конгрессменам, сотрудникам НАСА и профильным чиновникам. Маск регулярно делает громкие заявления о планах SpaceX. Он твердо уверен, что компания должна возглавить освоение человечеством космоса.

Кроме того, Маск более активно привлекает венчурное финансирование и добивается государственных контрактов, чтобы поддерживать бизнес. Он остается мажоритарным владельцем (по оценкам Forbes, его доля выше 50%), но SpaceX, по данным Pitchbook, привлекла уже более $2,5 млрд инвестиций, грантов и долговых обязательств при оценке выше $31,5 млрд. Из данных, предоставленных в SEC, известно, что в 2019-м году компания планирует получить еще $500 млн на рынке.

 

На протяжении всех 2010-х SpaceX оставалась в центре внимания — даже несмотря на то, что использует стремительный и агрессивный подход Кремниевой долины в традиционно более консервативной аэрокосмической индустрии.

«SpaceX пробует новое, стремительно внедряет инновации, разрушает устои, — объясняет Чед Андерсон, основатель венчурной фирмы Space Angels. — Они проводят немало испытаний и сталкивались с провалами. Мы наблюдали взрывы ракет — они даже составляли видеоподборку таких эпизодов, то есть они гордятся своей готовностью экспериментировать. Это увлекает аудиторию».

Blue Origin же редко делает громкие заявления по поводу будущих планов и предпочитает привлекать внимание прессы к уже имеющимся достижениям. «Безос горд каждый раз, когда делает крупное объявление, он любит говорить о том, чего смог добиться», — говорит Андерсон. Редкое исключение — его планы на полеты к Луне. О разработке посадочного модуля Blue Moon впервые сообщили в 2017 году, а летом 2018-го компания объявила, что собирается отправить аппарат к спутнику Земли в течение пяти лет.

Черепаха против Зайца

Пока SpaceX продвигала стратегию, основанную на рискованных инновациях, Blue Origin придерживалась прямо противоположного подхода. Девиз компании: Gradatim Ferociter — латинская фраза, означающая «шаг за шагом, неистово». В интервью Безос цитирует старую военную поговорку о том, что «медленно значит гладко, а гладко значит быстро». После каждого успешного запуска и посадки одной из его многоразовых ракет на ее борту рисуют черепаху — это отсылка к басне Эзопа о Черепахе, обогнавшей Зайца.

Несмотря на то, что Безос верит в более медленный, перфекционистский подход к разработке, нельзя отрицать, что SpaceX успешнее — по крайней мере, пока. Blue Origin провела уже 11 успешных запусков, но до сих пор не вывела ни одного аппарата на орбиту и проводит только суборбитальные полеты, как в случае с кораблем Mercury, по образцу которого создана нынешняя система.

 

SpaceX провела уже более 70 успешных коммерческих запусков на орбиту, в числе которых не только вывод спутников, но и 15 успешных доставок грузов на Международную космическую станцию. Наконец, Маск организовал еще и два успешных запуска Falcon Heavy — самой мощной ракеты коммерческого сектора.

Эта история успеха дорого обошлась компании. У нее было немало провальных запусков, некоторые привели к потере грузов клиентов, а недавно авария отодвинула день отправки астронавтов на корабле от SpaceX минимум на 2020 год (изначально компания планировала провести первую пилотируемую миссию в 2017 году).

В этой гонке миллиардеров к Луне Безос и Маск заняли роли Черепахи и Зайца соответственно. Но мы, вероятно, узнаем, чей подход успешнее, не ранее середины 2020-х.

Перевод Натальи Балабанцевой

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+