Renault и Nissan выведут автопилот от материнской компании Google на глобальный рынок

Ален Онсмен Forbes Contributor
Фото Caitlin O'Hara / Bloomberg via Getty Images
Стороны пока не раскрывают деталей партнерства, но благодаря соглашению ожидают рывка в развитии беспилотных технологий управления автомобилем

Один из самых перспективных в мире разработчиков технологий беспилотного управления автомобилями — компания Waymo — впервые за время своего существования решила выйти за пределы рынка США: «дочка» корпорации Alphabet (материнская структура Google) заключила партнерское соглашение с альянсом Renault-Nissan. Вместе с новым контрагентом Waymo будет развивать беспилотные автоперевозки во Франции и Японии.

Стороны заключили «эксклюзивный» договор на неопределенный срок. Соглашение предполагает совместную работу над коммерческими, юридическими и регуляционными вопросами в сфере мобильных сервисов для пассажирских перевозок, включая поездки без водителя и доставку товаров. В совместном заявлении компаний не говорится, будут ли в рамках проекта использоваться автомобили Renault или Nissan, но подчеркивается, что инициатива — первый шаг к пониманию того, как «в долгосрочной перспективе будут работать мобильные сервисы беспилотных частных пассажирских перевозок». Позднее проект может быть развернут и в других странах присутствия Renault-Nissan.

Представитель Waymo, не раскрывая подробностей, сообщил Forbes, что в рамках проекта во Франции, Японии и США Renault, Nissan и Waymo учредят совместные комитеты для синергии профильных разработок. Финансовую сторону вопроса компании не комментируют.

«Для нас это отличная возможность представить технологии автопилота на международном рынке при поддержке партнеров-инноваторов. Их альянс охватывает рынки всего мира, и это позволит нам представить современные мобильные решения для безопасной перевозки пассажиров и транспортировки товаров во Франции, Японии и других странах», — прокомментировал партнерство гендиректор Waymo Джон Крафчик.

В прошлом году Waymo запустил ограниченную программу по обслуживанию роботакси в Финиксе и его пригородах в штате Аризона. Там же компания проводит испытания беспилотных грузовых фур. Ранее Крафчик обеспечил компании контракты на десятки тысяч минивэнов Pacifica Hybrid от Fiat Chrysler и электрических кроссоверов i-Pace производства Jaguar, а также заключил партнерства с такими крупными игроками, как Lyft (владелец одноименного агрегатора такси), Avis (сервис по аренде транспортных средств) и AutoNation (крупная сеть дилерских центров). Но сделка с Renault-Nissan примечательна тем, что станет для проекта первым выходом на зарубежные рынки.

На ежегодном собрании акционеров Alphabet в 2019-м финансовый директор Рут Порат не касалась новых планов Waymo, но, вероятно, могла намекнуть на активные приготовления к экспансии. Она заявила, что помимо программы в Аризоне корпорация «рассматривает множество других идей», связанных с оператором беспилотных перевозок, например в вопросах логистики и лицензирования технологий.

«Серьезным вызовом остается работа с государственными регуляторами. Мы по-прежнему сотрудничаем с целым рядом организаций. Многие из них с нетерпением ожидают запуска беспилотных перевозок из-за открывающихся перспектив спасения жизней людей. Мы видим возможности для этого по всему миру», — подчеркнула Порат.

Сейчас доход Waymo от программы роботакси и других партнерств минимален. Единственным успехом стартапа можно считать урегулирование спора с Uber из-за похищенных секретных данных разработок: в феврале 2018 года, еще до выхода Uber на биржу, Waymo получил ценные бумаги агрегатора такси на сумму $245 млн. В долгосрочной перспективе инвесторы считают союз с Renault-Nissan одним из самых многообещающих в числе «других сделок» Alphabet. Особенно в успех верят в банке Morgan Stanley — аналитики оценивают компанию в невероятные $175 млрд.

Примечательно, что о новом проекте было объявлено в период охлаждения в отношениях между Renault и Nissan из-за ареста в Японии экс-гендиректора альянса Карлоса Гона, обвиняемого в финансовых злоупотреблениях. Несмотря на напряженность, технологии беспилотного управления для автопроизводителей приоритетны и все члены альянса в лице Renault, Nissan и Mitsubishi Motors вне зависимости от внутренних разногласий получат от сотрудничества с Waymo огромную выгоду. Партнерами «дочки» Alphabet по разработкам становятся и другие компании. Так, договоренности уже достигнуты с Cruise, специализированным подразделением General Motors, и Honda. Также создание альянса обсуждается с Ford и Volkswagen.

Гендиректор группы Renault Тьерри Боллоре признается: «Мы считаем, что в рамках партнерства мы еще больше приблизимся к тому, чтобы дать клиентам новые мобильные сервисы по перевозкам и сделать автомобильные экосистемы эффективнее и удобнее. Таким образом, по новым направлениям бизнеса мы займем лидирующие позиции на ключевых стратегических рынках».

Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi является настоящим автомобильным гигантом: продажи по всему миру составляют более 10 млн автомобилей ежегодно, а линейка продукции охватывает все сегменты пассажирского и легкого коммерческого транспорта, включая ряд электромобилей. Waymo, в свою очередь, является лидером в сфере беспилотного управления и развивает собственную профильную программу уже десять лет. Испытаний и на площадке, и в городской среде стартап провел больше, чем любой его конкурент.

Гендиректор и президент Nissan Хирото Саикава заявляет, что его компания планирует стать одним из первых игроков рынка беспилотных технологий управления: «Благодаря своим опыту и экспертизе в глобальной автомобильной промышленности и пониманию стратегического партнерства мы готовы рассмотреть самые разные возможности расширения делового портфеля. Наибольшую выгоду наши клиенты получат именно с Waymo, признанным лидером направления».

Перевод Антона Бундина

Главные новинки Нью-Йоркского автосалона — 2019

Новости партнеров