К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Эмиссар Грефа: Как бывший менеджер Сбербанка ищет в Долине технологии для россиян

Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Бывший топ-менеджер Сбербанка Виктор Орловский ищет в Кремниевой долине стартапы, которые были бы интересны российским компаниям. В этом ему помогает фонд, созданный Сбербанком

Бывший старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский однажды был в гостях у представителя одного из крупных фондов Кремниевой долины. Глава фонда прямо при госте позвонил главе Apple Тиму Куку и начал выяснять его мнение об одном из стартапов. Орловский понял, чего ему не хватает. «Если бы у меня была возможность позвонить главе Apple или сооснователю Google Ларри Пейджу и задать им вопросы, мы бы знали, в кого инвестировать и кому потом продавать проекты», — говорит бывший топ-менеджер Сбербанка. В июле один из фондов под его управлением инвестировал в производителя складских роботов Fetch Robotics.

Сбербанк в Долине

Орловский переехал в Долину в 2016 году, недавно он продлил свою трехлетнюю визу — чтобы построить топовый венчурный фонд, нужно лет десять. Управляющая компания называется Fort Ross, она управляет двумя фондами. Один из них  — SBT Venture Capital I — Сбербанк организовал еще в 2013 году. Его объем $100 млн, 90% этой суммы вложил банк, а 10% — сам Орловский и его партнер Яков Нахманович.

Жизнь в Долине отличается от жизни в Москве, рассказывает инвестор. Однажды у него отменился деловой звонок в пять утра, и он решил поехать в спортзал пораньше. «Но когда я приехал туда, оказалось, что в спортзале яблоку негде упасть», — смеется инвестор.

 

В Долине график сдвинут в сторону более раннего подъема, но и заканчивают работу сотрудники тоже рано: пробки начинаются в пять вечера, с пяти до шести люди стараются разъехаться по домам, рассказывает Орловский об особенностях жизни в самом известном в мире инновационном центре.

В Москве его график обратный: все работают по вечерам, и практически никто — рано утром. «Когда я предлагаю встречу в Москве в восемь утра, на меня смотрят с удивлением. Хотя в Долине мы со многими партнерами встречаемся в семь утра», — рассказывает инвестор. При этом в Долине практически невозможно себе представить, чтобы кто-то назначил деловой ужин на восемь вечера: местные жители рано ложатся спать или проводят время с друзьями.

 

«Уклад жизни в Долине ближе к укладу жизни в деревне, а деревня рано встает и рано ложится», — подытоживает Орловский.

Одна из причин, почему Fort Ross занялся поисками стартапов в Долине, а не, например, в Сингапуре, в том, что в Долине не надо начинать с нуля: здесь бренд Сбербанка хорошо известен не только как банк, но и как инноватор, говорит инвестор. «Руководители Сбербанка каждый год ездят в Долину и общаются со стартапами, крупными компаниями и университетами», — перечисляет Орловский.

Его слова подтверждает управляющий партнер компании Gagarin Capital Николай Давыдов, который тоже живет в Долине. «Герман Греф дружит с инвестором и сооснователем PayPal Питером Тилем, очень многие знают Сбербанк», — говорит Давыдов. Сбербанк — это еще и один из самых больших клиентов для корпораций из Долины, например, в банке самое большое внедрение Oracle в мире, добавляет Давыдов.

 

Российский рынок, по словам Давыдова, не интересен никому, кроме тех, кто хочет что-то продать Сбербанку или компаниям из нефтегазовой, энергетической или горнодобывающей сферы.

В Россию с Орловским

Этим и пользуется Орловский. Российский рынок выглядит привлекательно для многих компаний из Долины, говорит он. Из 150 млн жителей около 120 млн пользуются интернетом, много крупных корпораций, 5 млн бизнесов и быстро растущий рынок электронной коммерции и онлайн-сервисов, перечисляет он преимущества. «Может быть, это не Китай, но для американских и израильских стартапов в Китае нет попутного ветра — все ниши заняты местными компаниями. А в России мы обеспечиваем стартапам попутный ветер и дуем им в паруса», — рассказывает Орловский.

Тех, кто примет инвестиции от фонда, привозят в Россию, здесь они встречаются с крупными компаниями. Последний раз такие поездки Fort Ross организовывал в мае и июне. Орловский рассчитывает, что стартап таким образом выйдет на российский рынок — найдет клиентов, локализует продукт — и вырастет. «Мы не берем за это деньги, нам выгодно сотрудничество стартапа с российскими корпорациями: стартап растет и получает рынок, а мы в будущем — хороший экзит», — говорит он. К примеру, израильскому разработчику Tufin из первого фонда Fort Ross помог показать продукт, объяснить его ценность и привести доказательства работоспособности для нескольких потенциальных клиентов, в том числе Сбербанка.  Помимо Tufin, Сбербанк работает с портфельными компаниями Fort Ross Ventures не только в России, но и в других странах и является клиентом и партнером таких проектов, как Moven, eToro,  LendingHome и других, рассказали в пресс-службе банка.

Из 13 компаний, в которые проинвестировал первый фонд, половина работала на российском рынке. Во втором фонде таких компаний было три из десяти, но их число будет расти, обещает Орловский. Среди российских «клиентов» Орловского не только Сбербанк, но и «Мегафон», НЛМК, МТС, X5 Retail Group.

Fort Ross — один из крупнейших фондов, работающих в Долине, с российским капиталом, говорит руководитель по стратегическим проектам и партнерствам «Мегафона» Антон Уваров. «Мегафон» стал сотрудничать с Fort Ross весной 2019 года: «они единственные, с кем мы официально подписали соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в области инноваций, хотя постоянно общаемся с десятком фондов», отмечает Уваров. Оператора связи привлекло то, что Fort Ross уже работал со Сбербанком.  В 2018 году «Мегафон» создал отдельное направление для тестирования стартапов — технологическую песочницу, добавляет Уваров. С мая Fort Ross делится с «Мегафоном» информацией о проектах: с несколькими из них оператор, возможно, запустит пилотные проекты. Главные критерии отбора — возможность провести пилот стоимостью до 3 млн рублей в течение трех месяцев.

 

Далеко до высшей лиги

Fort Ross инвестирует в стартапы из США и Израиля, в его круг интересов входят пять областей — финтех, машинное обучение и искусственный интеллект, маркетплейсы, интернет вещей, а также высоконагруженные IT-платформы, где технология помогает оптимизировать инфраструктуру.

К компаниям, в которые стремится инвестировать Орловский, в Калифорнии стоит очередь из фондов. Например, сервис, который устанавливает на машинах такси рекламные табло FireFly из Сан-Франциско или компания Dynamic Yield. «Почти все компании в нашем портфеле получают больше инвестиционных предложений, чем могут принять денег», — говорит Орловский.

Fort Ross инвестирует только в те предприятия, которые ежегодно растут в два раза, а если речь идет о маркетплейсе, то они должны расти в три или четыре раза в год. В Долине за такие компании Орловскому приходится бороться: «вы должны дать стартапу нечто большее, чем просто деньги». Стартапы стремятся получить инвестиции от топовых фондов, таких как Greylock Partners, Sequoia Capital, Benchmark, не просто так, рассуждает управляющий партнер Fort Ross. Фонды «из высшей лиги» знают рынок, тактики развития стартапа, помогают найти сотрудников и выйти на правильных клиентов, говорит Орловский. Но признается, что пока Fort Ross далек от того, что называется топовым венчурным фондом. «Если мы хотим стать топовым фондом, в нашем портфеле должно появиться очень много таких компаний, как eToro и Tufin, или одна такая, как Facebook», — говорит он. Финансовая платформа eToro стоит больше $1 млрд, оценивает Орловский. Правда, пока компания не привлекла новых инвестиций по такой оценке.

Некоторые компании из портфеля удалось продать. В марте 2019 года компанию Dynamic Yield, которая специализируется на персонализации коммерческих предложений, купил McDonald’s. Орловский не раскрывает точные цифры, но говорит, что Dynamic Yield принес инвесторам более 220% годовых. В апреле разработчик софта в сфере кибербезопасности Tufin из Израиля провел IPO на Нью-Йоркской бирже. Орловский рассчитывает, что внутренняя норма доходности проекта (IRR) составит 45%.

 

Новый фонд

Сейчас Fort Ross собирает второй фонд — SBT Venture Capital II, объемом $230 млн. Доля Сбербанка сократится до 15%. В фонд вложили деньги около 40 частных инвесторов, в том числе глава ГК «Ланит» Филипп Генс, основатель и гендиректор компании «Эвотор» Андрей Романенко, бизнесмен Иван Таврин. Несмотря на то что доля Сбербанка во втором фонде заметно снизилась, Fort Ross пользуется его экспертизой бесплатно: банк проводит due diligence стартапов, в которые фонд вкладывает деньги. «Банк дает нам тот ресурс, который мы сами содержать не можем», отмечает Орловский.

«Я сам хотел для себя разобраться, как устроено инвестирование в Долине. А Fort Ross давно интегрировался в эту систему и демонстрирует хорошие финансовые результаты», — рассказал Forbes Филипп Генс. По многим потенциальным инвестициям Генс привлекает экспертизу «Ланит»: анализируя эти проекты, компания понимает мировые IT-тренды, а фонд получает технологическую экспертизу, добавляет он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+