К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Неизвестный основатель Netflix: почему он покинул компанию и как создал нового «единорога»

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Более 20 лет назад Рид Хастингс и Марк Рэндольф отказались продать Netflix Джеффу Безосу за несколько миллионов долларов и не прогадали — теперь компания стоит $129 млрд. Рэндольф давно ушел из Netflix и занимается тем, что «снимает розовые очки» с молодых предпринимателей в роли их наставника. Кроме того, ему удалось опять создать бизнес стоимостью больше миллиарда долларов.

Сегодня у Netflix 151 млн подписчиков по всему миру, но большинство из них никогда даже не слышали о Марке Рэндольфе, одном из основателей компании и ее первом гендиректоре. Рэндольф ушел с руководящей должности в 1999 году — его заменил другой сооснователь платформы, Рид Хастингс. После этого Рэндольф еще четыре года занимался в Netflix развитием продукта и окончательно покинул компанию в 2003 году, через год после выхода Netflix на биржу.

61-летний Рэндольф называет себя «невидимым лицом», но не жалеет ни о такой репутации, ни о своем решении уйти из Netflix до того, как сервис стал стриминговым гигантом.

В вышедших на этой неделе мемуарах под названием «Ничего не получится. Рождение Netflix и развитие идеи» Рэндольф вспоминает, с чего начинал Netflix, и рассказывает о неизвестных моментах ее истории.

 

Отказать Безосу

Через год после того, как Netflix запустился, компанию чуть не купил основатель Amazon Джефф Безос, пишет Рэндольф. На тот момент бизнес Netflix состоял в продаже и сдаче в прокат фильмов на DVD-дисках, которые только-только появились на американском рынке.

Рэндольф и Хастингс встретились в Безосом в Сиэтле. Основатель Amazon, по словам Рэндольфа, предложил за стартап «что-то около $14-16 млн». Рэндольфу предложение показалось весьма привлекательным, однако Хастингс был против.

 

Пока Рэндольф и Хастингс возвращались из Сиэтла обратно в Санта-Круз, они тщательно обдумали все «за» и «против» продажи бизнеса Amazon: сбыт DVD-дисков был очень прибыльным направлением, а сдача в прокат приносила 3% всего дохода, и из-за нее Netflix терпел убытки. Более того, в случае отказа стартапу вскоре пришлось бы конкурировать с Amazon на рынке продаж DVD.

«Немедленная продажа решила бы все эти проблемы — или по крайней мере переложила бы их решение на более крупную компанию с соответствующими финансовыми возможностями, — пишет Рэндольф в своей книге. — Но… мы будто что-то предчувствовали. И решили, что час сдаваться еще не настал».

Сооснователи отклонили предложение и закрыли бизнес по продажам дисков, так как Amazon при выходе на американский рынок в любом случае их опередил бы. Теперь стартап сосредоточился на сдаче в прокат.

 

Принятое решение с лихвой окупилось. Сейчас рыночная капитализация Netflix составляет $129 млрд. Хастингсу принадлежит около 2,5% компании, и его состояние оценивается в $3,3 млрд. Что касается Рэндольфа, то доля, которой он владел в момент выхода Netflix на биржу, стоила бы сегодня $250 млн. Но к настоящему моменту он, скорее всего, продал почти все свои акции Netflix.

Подробнее о том, как проходили переговоры основателей Netflix с Джеффом Безосом можно прочитать в материале «Как отказать Джеффу Безосу: сооснователь Netflix рассказал о попытке Amazon купить сервис 21 год назад»

Уйти без шума

В мемуарах Рэндольф пишет, что ушел с поста президента и покинул совет директоров, чтобы продать свои ценные бумаги и не спугнуть этим акционеров. «Банки и инвесторы обычно считают, что если руководитель высшего звена распродает акции в крупных объемах, то это тревожный звоночек», — объясняет он.

Сейчас Рэндольф, по его словам, может делать все, что захочет, — например, проводить больше времени с семьей или быть наставником для других предпринимателей.

«У меня до сих пор на каждый день есть длинные списки того, что я хочу сделать. Есть то, чему я хочу научиться, но теперь это мой собственный список», — признается Рэндольф.

 

Его решение покинуть Netflix и намерение стать бизнес-наставником неразрывно друг с другом связаны. Он скучает по «непростым денькам» в компании: там были и мозговые штурмы в Toyota Avalon Хастингса, работа из закусочных и переговорных в отелях Best Western, радости первых успехов и поражений.

«С возрастом, если повезет, приходишь к осознанию двух важных вещей: понимаешь, что ты любишь и что умеешь. Для меня лучший способ реализоваться в обоих аспектах — работать с молодыми компаниями. Я люблю атмосферу хаоса в офисе, и мне нравится, когда приходится работать над сотней вопросов одновременно», — отмечает бизнесмен.

Наставничество дарит Рэндольфу радость работы в стартапе без круглосуточного стресса. Поначалу он пробовал себя в роли консультанта, но вскоре оказалось, что многие основатели хотели просто поместить его громкое имя на слайде презентации, а такое бывшему гендиректору было неинтересно. В течение следующих нескольких лет Рэндольф размышлял над тем, чего хочет он сам и что нужно основателям компаний. Он понял, что формула на 30% складывается из консультирования по бизнесу и на 70% — из личного наставничества.

«Роль, которую исполняешь для таких людей, заключается не в деловых рекомендациях по долговым обязательствам или ценным бумагам. В данном случае становишься одним из немногих, к кому они могут обратиться за помощью, ведь руководящие должности подразумевают единоличную ответственность за все решения», — объясняет Рэндольф.

 

Обычно Рэндольф становится наставником не более чем для двух-трех начинающих бизнесменов одновременно, чтобы в достаточной мере узнать их как людей и профессионалов своей области. «Они будут в панике названивать и спрашивать о чем-то в два часа ночи. Даже если вы не в настроении или просто не хочется говорить по телефону, просыпается желание вмешаться и помочь, потому что вы успели подружиться», — рассказывает предприниматель.

Снимать «розовые очки» с молодых

Рэндольф взял за правило никогда не инвестировать средства в проекты, основателей которых он курирует. «Мой девиз прост: я могу выделить вам или время, или деньги, но не то и другое вместе», — говорит он.

Тем не менее однажды он все-таки сделал исключение. Предприниматель с 2012 года является наставником в стартапе Looker, разработчике софта для бизнес-аналитики. Он вложился в компанию в первичном раунде инвестирования и даже стал ее первым сотрудником. А его официальная должность предполагала «все, кроме написания кода».

Полтора года назад он уволился, но остался членом совета директоров, а в июне этого года корпорация Alphabet, владеющая Google, объявила о приобретении Looker за $2,6 млрд. Рэндольф отказался раскрывать свою долю в стартапе. Бизнесмен утверждает, что большинству проектов, которым он оказывает поддержку, до успеха Looker еще очень далеко. К возможным неудачам он относится философски: «Таковы уж правила игры. Предвидеть все наперед невозможно».

 

Из упущений, которые могут сделать молодые предприниматели, Рэндольф выделяет два самых серьезных: когда из слишком долгих раздумий они не могут приступить к делу и когда им не удается правильно расставить приоритеты в работе. Нередко ему также приходится снимать розовые очки с подопечных, которые ожидают шальных денег и славы.

«Многие смотрят фильм «Социальная сеть» и видят лишь богатство, вечеринки и развлечения, но почему-то не осознают, что придется еще усердно работать, бросать на это последние силы, а результат, в конце концов, может всех разочаровать. Если вы к такому не готовы, то вам в этом бизнесе не место», — заключает Рэндольф.

Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes

Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes

Фотогалерея «Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes»
25 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+