Никуда не едем: «Яндексу» стало не до вывода на биржу «Яндекс.Такси»

Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Самая дорогая компания рунета «Яндекс» пока не включает в число приоритетов вывод «Яндекс.Такси» на биржу. Транспортные ограничения из-за коронавируса обернулись двузначным сокращением загрузок приложений такси, констатирует Goldman Sachs. Сейчас неподходящий момент для IPO, соглашаются аналитики, но окно для размещения может открыться уже осенью 2020 года.

Что случилось. Издание The Bell 6 мая опубликовало интервью управляющего директора «Яндекса» Тиграна Худавердяна, в котором он сообщил, что IPO «Яндекс.Такси» сейчас не входит в список основных приоритетов компании. «Пока нам не до него», — добавил Худавердян. Представитель «Яндекса» сообщил Forbes, что ему нечего добавить к сказанному Худавердяном. 

Контекст. IPO «Яндекс.Такси», как ожидается, станет первым на отечественном рынке заказа такси и одним из крупнейших подобных сделок в российском технологическом секторе: в 2019 году инвестбанкиры оценивали компанию в $7,3-8,5 млрд, писал ранее Forbes. «Яндексу» принадлежит 61% в «Яндекс.Такси», 38% владеет Uber, 1% — у менеджмента компании.

Изначально «Яндекс» планировал провести IPO своего сервиса такси в 2019 или в 2020 году. Об этом рассказывал операционный и финансовый директор компании Грег Абовский «РИА Новостям» в кулуарах Всемирного экономического форума в январе 2019 года. В ноябре 2019 года стало известно, что «Яндекс» наняла пул инвестбанкиров — Morgan Stanley, Goldman Sachs и «ВТБ Капитал»  — для проведения публичного размещения акций на бирже.

Еще 26 апреля Грег Абовски в интервью CNBC подтверждал планы провести IPO «Яндекс.Такси», не раскрывая конкретных сроков. 27 апреля Reuters назвал «Яндекс.Такси», Burger King и Совкомбанк в числе компаний, чьи IPO ожидались в 2020 году и которые пока не уведомляли инвестбанкиров об отказе от этих планов. Но слова Тиграна Худавердяна могут означать, что компания изменила позицию к выводу «Яндекс.Такси» на биржу и фактически его откладывает. Источник, близкий к одному из организаторов IPO, говорит, что все отложили свои IPO еще в феврале, когда закрылись рынки для публичных размещений, и никто их сейчас не ждет. 

Как повлияла пандемия на бизнес. Из-за пандемии коронавируса у «Яндекс.Такси» во второй половине марта снизились темпы роста числа поездок, рассказывал 28 апреля во время конференц-кола, посвященного финансовым результатам «Яндекса» за первый квартал 2020 года, гендиректор «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко: «Если в начале марта мы делали почти 5 млн поездок в день, то ближе к концу этот показатель значительно уменьшился». Шулейко также спрогнозировал большее влияние пандемии на бизнес во втором квартале.

«Из-за всех ограничений сильно сократились поездки в такси и по Москве, и в регионах, да и вообще во многих странах нашего присутствия — в некоторых городах объем заказов упал на 50-60%, в Москве — на десятки процентов», — уточнял в интервью The Bell Худавердян.

Помимо числа поездок, у «Яндекс.Такси» сократилось число загрузок приложений в России. Об этом говорится в отчете Goldman Sachs от 30 апреля (есть у Forbes). Согласно отчету, загрузки приложения «Яндекс.Такси» в первые две недели апреля снизились на 30% по сравнению к аналогичному периоду прошлого года. В то же время, число скачиваний приложения «Ситимобил» год к году выросли в два раза, что связано с низкой маркетинговой активностью компании в 2019-ом, поясняют аналитики инвестбанка.

Если же считать количество загрузок к первым двум неделям марта, то их число сократилось и у «Яндекс.Такси», и у «Ситимобил» — примерно на 42% и 31% соответственно, следует из отчета. По сравнению с последними двумя неделями марта число скачиваний также снизилось — на 22% и 3%, по данным Goldman Sachs.

Впрочем, из-за ограничений по передвижению, которые ввели многие страны, упало число загрузок приложений такси во всем мире — в марте оно сократилось на 24% по сравнению с февралем 2020 года, отмечает Goldman Sachs. Падение в первые две недели апреля по сравнению с первыми двумя неделями марта было еще более резким: загрузки таких приложений упали более, чем на 50%.

Что дальше. По мнению аналитика ГК «Финам» Леонида Делицына, «Яндекс» не заинтересован в спешке со сделкой. «Яндекс.Такси» не будут выводить на биржу по оценке «дешевле $5 млрд», полагает он. «Вряд ли инвесторы «Яндекс.Такси» и сама компания хотят немедленно получить хоть какие-то деньги: они будут ждать благоприятных условий», — уверен аналитик. Uber сейчас торгуется за $48 млрд, в то время как сервис размещался по цене $82,4 млрд., напоминает Делицын.

«Очень благоприятные условия», по его словам, возникнут на волне эйфории по поводу того, что пандемия коронавируса позади, считает он: на рынок начнут возвращаться деньги, вновь станут покупать акции IT-компаний. Рынки могут начать восстанавливаться уже летом 2020 года, в том числе благодаря действиям президента США Дональда Трампа во время предвыборной кампании, считает аналитик.  «Вполне возможно, даже если мы еще будем ходить в масках осенью, что фондовый рынок начнет подниматься. Поэтому IPO «Яндекс.Такси» возможно осенью», — допускает Делицын.

Сейчас пассажирские перевозки – один из наиболее затронутых ограничениями сегментов бизнеса «Яндекса», но его потенциал сохраняется, следует из отчета Goldman Sachs. «Хотя мы видим резкое снижение количества поездок, особенно в Москве, мы ожидаем постепенного восстановления их числа, после того как ограничения будут сняты», — указывает инвестбанк. По его прогнозу, в среднесрочной перспективе этому сегменту поможет развиваться растущий спрос на доставку, а также сокращение числа личных машин у пользователей.