В школу не пойдем: как инвестиции в EdTech изменят образование после пандемии

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Рынок онлайн-образования активно развивался и до кризиса, однако пандемия привлекла к нему особый интерес инвесторов. Возможно, это позволит рынку EdTech справиться с масштабированием и стать серьезным конкурентом традиционного образования, считает генеральный директор «Учи.ру» Илья Паршин

Рынок онлайн-образования (EdTech) — индустрия, которая активно развивалась в 2010-х, еще до начала пандемии и связанных с ней ограничений. Ее объем в «Интерфаксе» оценивают в $74 млрд и, по разным источникам, прогнозируют рост на 11-18% в год. В России EdTech растет еще активнее — рынок увеличивается на 20-25% ежегодно. По итогам 2020 года он должен был достичь 66-65 млрд рублей. Теперь же эта цифра может показаться еще больше — пандемия и переход мира в онлайн подстегнули развитие отрасли. 

Вслед за растущим спросом рынком заинтересовались новые инвесторы. Возможно, это позволит рынку EdTech справиться с масштабированием во время кризиса и стать серьезным конкурентом традиционного образования.

Почему пандемия подтолкнула инвесторов в EdTech

Некоторых инвесторов останавливает то, что вложения в EdTech-стартапы — это всегда игра вдолгую. Самые заметные игроки на рынке существуют 6-9 лет, соответственно, и инвестиционный цикл вместо нескольких лет занимает до десятилетия. Теперь спрос на онлайн-образование растет. 

Мировой лидер на рынке образования Pearson недавно заявил о 400-процентном росте активности на онлайн-платформах компании. Крупные игроки рынка UpGrad, Vedantu, Simplilearn, Dronstudy, Udemy и CollegeDekho, планируют в течение года создать как минимум 3000 новых рабочих мест. Российский рынок также растет. У «Учи.ру» посещаемость выросла до 3 млн человек в день (это в шесть раз больше, чем было до введения карантина), а всего платформой стали пользоваться 8 млн школьников. По итогам апреля, согласно данным Similarweb, «Учи.ру» заняла второе место в категории «образование» среди всех платформ мира. В 2-2,5 раза увеличился трафик платформы Skyeng на занятия для взрослых и детей, а в «Нетологии» — число регистраций на курсы.

Аудитория сервиса «Учи.ру»
Аудитория сервиса «Учи.ру»

Вслед за растущим спросом некоторые инвесторы, уделявшие EdTech-стартапам треть времени, стали тратить почти все время на поиск стартапов в этой отрасли. Они продолжают инвестировать в ниши, казавшиеся наиболее перспективным еще до начала пандемии. Вот какие технологии и инструменты интересуют инвесторов в EdTech:

  • Искусственный интеллект (ИИ)
  • Раннее обучение
  • Автоматизация рутинных процессов в образовании
  • Индивидуализация обучения
  • Повышением мотивации (например, геймификация)

Это видно по последним, апрельским вложениям инвесторов. 

Последние сделки: виртуальные репетиторы и сервисы для дошкольников

В Китае была заключена одна из самых больших сделок на рынке: стартап Yuanfudao получил $1 млрд на развитие своей платформы для онлайн-обучения в школах. Стартап с российскими корнями MyBuddy.ai привлек $1 млн. Они помогут вывести продукт — виртуального голосового репетитора английского языка на основе ИИ — на международный рынок. В британский Lingumi (занимается онлайн-обучением дошкольников английскому) недавно вложили около $4,9 млн. 

Особенно выиграли стартапы на стыке самых горячих тем — онлайн-обучения и здравоохранения. Так, бразильская компания Sanar, которая занимается онлайн-тренингами для работников сферы здравоохранения, привлекла $11 млн на развитие своей платформы.

В России для поиска и поддержки перспективных проектов совместную инициативу запустили консалтинговая компания Meridian Capital и акселератор ED2. Они создали совместную структуру, чтобы инвестировать в компании в сферах EdTech и HRTech, поддерживать их юридически и развивать бизнес. Инвестиции в один проект составят от 5 до 30 млн рублей. 

Казалось бы, в условиях повышенного спроса и интереса инвесторов у EdTech-стартапов есть все шансы захватить существенную часть глобального рынка образования. Однако многое зависит от специфики рынка.

Препятствия на пути к онлайн-обучению

Ситуация с пандемией способствовала спросу на EdTech-продукты. Во многих странах технологические компании помогали школам перейти в онлайн. Например, в Китае национальную платформу для онлайн-обучения создали за несколько недель, в том числе благодаря участию таких компаний, как Alibaba, Baidu и Huawei. Ряд компаний открыли бесплатный доступ к своим продуктам и запустили обучающие инициативы, чтобы дать учителям возможность выбрать и освоить новые инструменты. Так, Century Tech открыла доступ к своей платформе, использующей ИИ для индивидуализации обучения. «Учи.ру» расширила бесплатный доступ к своим сервисам, запустила ряд новых продуктов для дистанционного обучения, проводит обучающие вебинары для сотрудников школ, а также открыла горячую линию по вопросам организации дистанционного обучения. 

Однако каковы дальнейшие перспективы развития EdTech? У игроков рынка мнения разделились: согласно опросу Holon IQ, в краткосрочном периоде половина участников ожидает ухудшения ситуации, а половина прогнозирует положительное влияние на рынок или отсутствие изменений. Впрочем, в долгосрочном периоде наблюдается заметный перевес в сторону положительного влияния: 82% против 18% опрошенных.

Развитие индустрии онлайн-образования сильно зависит от инфраструктуры. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в Дании, Норвегии, Исландии, Швейцарии и других развитых странах компьютеры дома есть у 95% студентов, тогда как в Индонезии — только у 34%.

Определенные сомнения вызывают и дальнейшие темпы внедрения инноваций в школах, а также появится ли в результате пандемии еще большая заинтересовать со стороны школ в том, чтобы активнее использовать онлайн-инструменты в обучении на постоянной основе. 

Кроме того, использование EdTech-решений в школах невозможно без масштабной методической поддержки учителей. Их необходимо обучать и консультировать по вопросам работы с новыми инструментами, а самое главное — показать, что это действительно повышает эффективность обучения и помогает в работе (тогда как сейчас многие воспринимают использование технологических сервисов как дополнительную нагрузку). Для достижения этого необходима комплексная работа и государства, и участников рынка.

Есть и другая сложность, особенно актуальная для новых игроков EdTech-рынка. Согласно отчету BMO Capital Markets, в переходе на онлайн многие школы будут полагаться на провайдеров, которыми пользуются уже сейчас. В таких условиях «новичкам» придется приложить больше усилий, чтобы масштабироваться. Возможно, средства на эти задачи появятся как раз в результате возросшего интереса инвесторов к рынку.

От того, как игроки EdTech-рынка преодолеют существующие препятствия и сложности, во многом зависит, удастся ли им стать не только дополнением к классическому обучению, но полноценными участниками образовательной экосистемы. Сложившаяся ситуация с вынужденным обучением в дистанционном формате может стать тем стимулом, которого не хватало обеим сторонам (EdTech-компаниям и традиционному образованию) для эффективного сотрудничества.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции