К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как китайский стартап с российскими деньгами стал самым дорогим образовательным проектом мира

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Китайский стартап Yuanfudao стал самым дорогим в мире проектом в сфере онлайн-образования — в 2020 году его стоимость достигла рекордных $15,5 млрд. Как проект с инвестициями миллиардера Юрия Мильнера обогнал всех конкурентов и вырос за полгода в два раза?

2020 год оказался тяжелым для огромного количества компаний, а для многих проектов и последним. Но дистанционное обучение стало счастливым исключением: за год, прошедший под знаком отказа от всего офлайнового, многие компании в сфере онлайн-образования привлекли значительные инвестиции, увеличили число учеников и штат преподавателей. Оказавшись в изоляции, студенты и школьники были вынуждены перейти в онлайн, а те, кто обязательную учебу уже перерос, решили инвестировать время и деньги в дополнительные знания.

Одним из бенефициаров пандемии стала китайская Yuanfundao — компания, которая привлекла $2,2 млрд инвестиций, в том числе от фонда DST Global миллиардера Юрия Мильнера, получив статус самого дорогого образовательного проекта мира. Кто стоит за этим успехом

Проект журналиста

История Yuanfundao началась в 2012 году, когда рынок онлайн-образования начал активно расти в Китае. За два года в него инвестировали сразу три крупные местные компании — Alibaba, Baidu и Tencent.

 

Yuanfudao основали четыре бывших сотрудника крупного китайского интернет-портала NetEase. Гендиректор компании и ее сооснователь Ли Юн получил образование журналиста: он учился в китайском университете Ренминь, а до NetEase работал в изданиях Workers Daily, Finance and Economics Magazine, Southern Weekly и Global Entrepreneur. Об остальных соучредителях — Ке Шуай, Ли Ксин, Го Чжангжен — кроме имен, почти ничего неизвестно.

В 2012 году партнеры запустили образовательный портал для подготовки к экзаменам для поступления на госслужбу Fenbi, который уже в первый год привлек инвестиции в размере 10 млн китайских юаней (около $1,5 млн) от инвесткомпании IDG Capital. Но вскоре основатели увидели, что куда больше перспектив у подготовки школьников во время получения образования по системе K-12 — это 12-летняя программа обучения в Китае, которую дети, как правило, начинают осваивать с шести лет.

 

«Никогда образование так сильно не пахло деньгами»: как 2020 год изменил рынок обучения

Уже в 2013 году Fenbi открыла банк заданий — сайт с тестами под названием Yuantiku. В том же году Го Чжангжен предложил Юн Ли, который занимал пост гендиректора, нанять несколько специалистов по искусственному интеллекту (ИИ). В марте 2014 года компания создала внутри себя исследовательский институт, который занимался внедрением технологий распознавания голоса и изображений в их продукт. На основе этих наработок в октябре 2014 года компания выпустила приложение Yansouti, с помощью которого ученики могут загружать фотографии домашних заданий и получать пошаговое руководство по их решению. 

И наконец в мае 2015 года китайские предприниматели создали свой главный продукт Yuanfudao — платформу, на которой школьники могли подобрать себе репетитора для индивидуальных занятий. Сервисы Yuantiku и Yuansouti стали дополнять Yuanfudao, кроме того, предприниматели запустили приложение для изучения английского Zebra AI. Fenbi выделилась в отдельный продукт и работает по сей день в качестве самостоятельного сайта.

 

Культ образования

В 2016 году Yuanfudao, помимо занятий тет-а-тет, начала организовывать групповые онлайн-уроки, чтобы кратно нарастить количество пользователей. В апреле наряду с репетиторам на фрилансе компания наняла постоянных штатных учителей. Сейчас в Yuanfudao практикуют гибридную систему занятий: сначала учитель ведет лекции в больших классах, которые слушают сотни или тысячи студентов одновременно, затем студенты делятся на более мелкие группы с другими преподавателями, которые отвечают на их вопросы, проверяют задания и общаются с родителями. Также можно докупить индивидуальные занятия с репетиторами.

К 2019 году компания создала учебные центры и филиалы в 11 городах Китая. Сейчас в Yuanfudao работает около 10 000 человек, и основатели намерены нанять еще столько же. Yuanfudao зарабатывает на комиссии, которую платформе платят учителя из своих гонораров. В 2018 году компания сообщала, что ее основным источником дохода являются курсы с репетиторами.

Как заявляет сама компания, ее услугами в конце 2019 года пользовались 400 млн человек по сравнению с 160 млн годом ранее. Прибыль Yuanfudao в 2019 году составила от 3 млрд до 4 млрд китайских юаней ($459-$612 млн), рассказывал ресурсу JMD собеседник из числа сотрудников компании. А единорогом проект стал еще в мае 2017 года, когда привлек $120 млн инвестиций.

Китайский рынок EdTech (технологий в образовании. — Forbes) интересен по нескольким причинам, говорит основатель холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов. «Первое — это радикальный рост экономики КНР как онлайн, так и офлайн. Технологический сектор растет и требует новых кадров, которые только подрастают, — считает Спиридонов. — Кроме того, в Китае в принципе есть культ образования, а онлайн-курсы демократизировали его и дали возможность социального лифта».

Как бывший топ-менеджер Philip Morris создал в России бизнес под 200 млн рублей на онлайн-обучении

 

Быстрый рост онлайн-образования в Китае, как и в Индии, во многом обеспечивает большое количество потребителей, для которых оплата учебы ребенка в последние годы приобрела статус самой привлекательной инвестиции, рассуждает Спиридонов. «Такое закрытие гештальта для родителя — дать ребенку образование», — резюмирует он. 

Важным фактором является еще и тот факт, что китайский EdTech обособлен от остального мира, отмечает соучредитель и генеральный партнер венчурной компании Flashpoint Михаил Салонтаи: по его словам, глобальным игрокам тяжело проникать на рынок из-за языкового, регуляторного и культурного барьеров, что дает им своеобразное преимущество для спокойного развития. 

Фактор вируса

К концу 2019 года совокупная сумма привлеченных Yuanfudao средств составила $542 млн, однако по-настоящему успешным для компании стал 2020 год. На фоне пандемии COVID-19, начавшейся в Китае, в январе в стране ввели локдаун и спрос на онлайн-образование резко вырос. В феврале, во время Китайского Нового года, около 220 млн школьников и студентов оказались заперты дома. Yuanfudao, понимающая, что пандемия принесет им миллионы новых пользователей, жертвовала деньги на благотворительность в пострадавших регионах и организовывала бесплатные уроки для китайских школьников.

В течение года стартап привлек $2,2 млрд в двух раундах от крупных китайских и международных инвесторов. Первый раунд возглавил китайский холдинг Tencent. По данным Reuters, Yuanfudao привлек тогда $1,2 млрд. Второй раунд, который состоялся в октябре, принес компании еще $1 млрд: его возглавила DST Globa миллиардера Юрия Мильнера. В DST Global отказались от комментариев.

 

Провал удаленки: какое образование дети получили в российских школах весной этого года

В итоге, по данным самой компании, ее оценка выросла в два раза, с $7,8 млрд в марте до $15,5 млрд в октябре. Стартап удвоил свою оценку всего за полгода и стал самой дорогой в мире компанией в сфере онлайн-образования, обогнав конкурента из Индии — компанию Byju’s, в числе инвесторов которой, кстати, тоже есть Юрий Мильнер. Сервис Byju’s создан в 2011 году, он предлагает онлайн-курсы обучения для школьников и подготовки к конкурсным экзаменам. Компания привлекла в этом году $122 млн от DST Global, который получил 1,2% от всей компании. По оценке Entrackr, в ходе сделки Byju’s оценили в $10 млрд.

Новые горизонты

Yuanfudao не собирается ограничиваться только китайским рынком. В ноябре 2019 года Ли Юн совместно с индийским партнером Шушантом Сриваставой создал EdTech-стартап Oda Class, в который Yuanfudao инвестировала неназванную сумму. Предприниматели познакомились в 2018 году в Бангалоре, когда Yuanfundao планировал выходить в Индию. «Я и Ли Юн начали делиться мыслями друг с другом об образовательном бизнесе в Индии и Китае. У Yuanfudao есть большой опыт, а я знаю рынок, родителей и учеников», — рассказывал Сривастава. За первые 3 месяца работы приложение скачали 1 млн раз, оно монетизируется по модели freemium: бесплатные лекции, но платный дополнительный функционал.

Воздушные шары с интернетом и «информационный жир»: как коронавирус изменил мировой рынок образования

 

В этом году Yuanfundao ожидает выручку на уровне 10 млрд юаней ($1,5 млрд). Компания много тратит на маркетинг: за последние два года ее рекламу увидели более 1 млрд телезрителей, а в июле Yuanfundao стала первой технологической компанией среди спонсоров зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Пекине, которые пройдут в 2022 году.

Эксперты уверены, что для Yuanfundao выход на IPO — вопрос времени.

Уроки китайского: как КНР стала заповедником единорогов

 

Уроки китайского: как КНР стала заповедником единорогов

Фотогалерея «Уроки китайского: как КНР стала заповедником единорогов»
6 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости