К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Поймай, если сможешь: как списывающие студенты помогают заработать компании стоимостью $13 млрд

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Осенью на онлайн-экзамене в Tехасском университете сотни студентов прислали свои ответы быстрее, чем могли бы физически прочитать все задания. Их секрет — стартап, предоставляющий за $15 доступ к базе готовых ответов, написанных армией фрилансеров. Кто стоит за компанией, акции которой за год после массового перехода на дистанционное обучение подорожали почти на 300%?

Это называется «чеггить». «Если мне не хватает времени или я не справляюсь с  домашним заданием, онлайн-контрольной, можно счеггить», — говорит Мэтт, студент Университета штата Аризона. И студенты понимают, о чем речь. Имеется в виду использование Chegg Study — сервиса технологической компании Chegg, акции которой на бирже подорожали за время пандемии более чем втрое. Заплатив за месячную подписку $14,95, можно быстро подсмотреть ответы в базе данных Chegg, содержащей 46 млн задач и экзаменационных заданий, и выдать их за свои. Другими словами, сжульничать. Мэтт, кстати, попросил изменить его имя, он понимает, что нарушает этический кодекс своего университета.

Chegg базируется в Санта-Кларе, штат Калифорния, но основная деятельность компании осуществляется в Индии, где на нее работает более 70 000 дипломированных специалистов в области математики, естественных наук, технологий и инженерии. Эксперты, работающие на сдельной основе, находятся онлайн 24/7 и подробно отвечают на вопросы подписчиков, иногда ответ приходит менее чем через 15 минут. Chegg оказывает студентам и другие услуги, предоставляет им инструменты для составления библиографий, решения математических задач, написания текстов.

Но главный источник дохода и причина, заставляющая студентов подписываться на сервис, — это, конечно, Chegg Study. Forbes опросил 52 студента, которые подписаны на Chegg Study. Кроме нескольких человек, порекомендованных журналистам самой компанией Chegg, все, за исключением четырех, признались, что используют сайт, чтобы банально списать. Среди них старшекурсники и аспиранты 19 вузов — крупных и небольших университетов штатов, а также престижных частных заведений вроде Колумбии, Брауна, Дьюка и филиала Университета Нью-Йорка в Абу-Даби.

 

Онлайн-образование на пороге золотого века. Кто на нем зарабатывает в России?

Когда почти все вузы мира ушли в онлайн, подписчиков у Chegg стало намного больше. В III квартале прошлого года их число выросло на 69% (год к году), до 3б7 млн. К сентябрю выручка за девять месяцев взлетела на 54%, до $440 млн, и прогнозируется, что по итогам года она достигнет $630 млн. (На момент написания материала Chegg еще не опубликовала отчетность за 2020-й.) За период с 18 марта 2020-го, когда в США начали вводить локдаун, акции компании подорожали на 345%. Chegg теперь оценивается более чем в $12 млрд.

 

Все делают это

Глава Chegg Дэн Розенцвейг тоже неплохо заработал. Его доля в Chegg плюс чистый доход от продажи акций составляют $300 млн. Розенцвейг отказался общаться с Forbes, но ранее он заявлял, что Chegg Study «не создавался» для списывания. Напротив, он описывает сервис как аналог тьютора, который всегда рядом и готов помочь студентам, подробно отвечая на вопросы. В интервью 2019 года Розенцвейг говорил, что высшему образованию необходимо приспособиться к «экономике по запросу», как это сделали Uber и Amazon. «Не понимаю, почему нельзя получать образование в режиме просмотра онлайн, — заявил он. — На мой взгляд, образование неизбежно будет приходить к нам через все имеющиеся у нас устройства».

Двое руководителей Chegg, вице-президенты Арнон Авицур и Эрик Мануэво, как и Розенцвейг, считают целью Chegg «предоставлять студентам персонализированный сервис, который поможет, если случился затык» (слова Авицура). Президент компании Натан Шалц в письменном комментарии заявил: «Мы не так наивны, чтобы не считать [списывание] проблемой. И массовый переход к удаленному обучению ее только усугубил. Мы по-прежнему на 100% привержены решению этой проблемы и вкладываем в это значительные ресурсы. Мы не можем сделать это в одиночку и сотрудничаем с преподавателями и учебными заведениями, и мы будем делать еще больше».

Эти вложения, похоже, не дают плодов. Прошлой осенью старшекурсники-финансисты Техасского агротехнического университета списывали, используя Chegg, на многих онлайн-экзаменах. Тимоти Пауэрс, глава офиса кодекса чести университета, говорит, что сотни студентов сдали ответы, скопированные с Chegg, быстрее, чем могли бы прочитать сами вопросы. «Это гонка вооружений, — комментирует Пауэрс. — Мы пытаемся предотвратить академические нарушения, а студенты убеждают себя, что все их однокурсники так поступают».

 

В ходе пандемии вузы тратили миллионы на удаленный надзор за студентами — спорную практику, когда университеты платят частным компаниям вроде Honorlock и Examity, чтобы те следили за учащимися во время экзаменов. Программы надзора блокируют веб-браузеры студентов и наблюдают за ними через веб-камеры их ноутбуков. Критики утверждают, что такие сервисы вторгаются в частную жизнь студентов. Поговаривают, что студенты мочились под партами, опасаясь, что их обвинят в списывании, если камера заснимет, что они вышли в уборную.

Хотя большинство опрошенных Forbes студентов говорили, что слишком боятся удаленных надзирателей, чтобы списывать на экзаменах, некоторые признались, что «чеггят» онлайн-экзамены вне зависимости от надзора. «Если не использовать университетский Wi-Fi, тебя не поймают», — объяснил второкурсник одного крупного университета.

Студенты списывали всегда. В XII веке китайцы пришивали списки конфуцианских текстов размером со спичечный коробок к своей одежде, чтобы списать на экзаменах на получение чиновной должности. Генри Форд II выбыл из Йельского университета в 1940 году, когда вскрылось, что он заплатил кому-то за написание диплома. Сегодня масштаб проблемы трудно оценить, говорит профессор Университета штата Пенсильвания Линда Тревиньо, соавтор вышедшей в 2012 году книги «Жульничество в колледже».

Часть проблемы в том, чтобы определить, что считать жульничеством. Когда узнаешь решение задачи из домашнего задания у друга, подглядываешь в тетрадь однокурсника на экзамене, платишь кому-то, чтобы сдал за тебя экзамен, копируешь ответы с Chegg? Также сложно получить достоверную информацию. «Тебе нужно, чтобы люди, которые мухлюют, честно тебе сказали, списывали ли они», — говорит Тревиньо. В ее книге доля списывающих студентов оценивается примерно в две трети.

Студенты списывают по нескольким причинам. Чтобы получить более высокую оценку и попасть в элитный юридический или медицинский вуз. Чтобы сдать обязательные общеобразовательные курсы, которые им неинтересны, например, инженеры, которых заставляют изучать Шекспира, и наоборот. Чтобы сэкономить время для игры в университетской футбольной команде или работы, позволяющей оплатить учебу или содержать семью. А еще потому, что чувствуют, что все вокруг делают это, и не хотят остаться в проигрыше. Они не боятся, что их поймают. Или же, что еще более тревожно, не видят в этом ничего зазорного.

 

«Учителям сложно понять, как работать через Zoom и Skype»: как пандемия меняет российское онлайн-образование

Поступающая в аспирантуру выпускница Университета Джорджа Вашингтона говорит, что пыталась использовать Chegg так, как задумывали в руководстве компании, — «больше как инструмент обучения». Но курс механики оказался для нее очень сложным. «Меня притягивало как бабочку к огню, — рассказывает она о «счеггенной» в последний момент домашней работе по физике. — Когда уже почти полночь, почему бы не использовать Chegg, просто чтобы закончить задание?»

Яйцо или курица?

Сервис Chegg Study начинал жизнь под названием Cramster. Это стартап из Южной Калифорнии, основанный в 2002 году выпускником университета UCLA, 24-летним инженером Аароном Хоуки. Еще будучи студентом, Хоуки мечтал, чтобы ему было где подсмотреть решения сложных задач. Его идея: создать сайт, где были бы подробно расписаны решения задачек по математике, инженерии и естественным наукам. Хоуки и его партнер, 23-летний Роберт Ангарита, тогда студент Университета Южной Калифорнии, знали, что нужно будет давать много качественных ответов и решений. У одного из преподавателей Ангариты был кузен в Индии, который подал им идею нанимать там высокообразованных фрилансеров, которые бы отвечали на запросы студентов онлайн. «Это был вопрос цены и количества», — вспоминает Хоуки.

В конце 2010 года Cramster был продан Chegg, сумма сделки не раскрывалась. Для Chegg, переживавшей тяжелый период, сервис стал золотой жилой. Chegg была создана всего за два года до Cramster, в 2000 году, под названием CheggPost. Это была университетская онлайн-барахолка, основанная студентом-второкурсником Университета штата Айова Джошем Карлсоном, который в названии компании соединил слова chicken (курица) и egg (яйцо). Впоследствии Карлсон привлек в качестве партнера индийца Аюша Фумбру из Университета штата Айова, а сам в 2005 году вышел из проекта. Фумбра и его новый партнер Осман Рашид сократили название до Chegg и переключились на сдачу учебников в аренду. Студенты были рады платить по $30, чтобы взять на семестр учебник стоимостью $250. Но закупка книг, хранение и пересылка стоили уйму денег. Тем не менее венчурные капиталисты вложили в проект $280 млн, и к 2010 году главный инвестор Тед Шлайн, партнер мощной Kleiner Perkins из Кремниевой долины, привлек Дэна Розенцвейга, чтобы перезапустить Chegg.

 

Розенцвейг продемонстрировал лидерские качества сначала в нью-йоркском издательстве Ziff Davis, где он в конце 1990-х руководил ответвлением Ziff — сайтом новостей техники ZDNet. Владелец и член правления Ziff, японский миллиардер Масаёши Сон был инвестором Yahoo, в то время модного интернет-портала. Он и порекомендовал Розенцвейга на вторую по значимости позицию в Yahoo. Проработав управляющим директором компании с 2002 по 2007 год, Розенцвейг какое-то время занимался прямыми инвестициями, а потом возглавил Guitar Hero, популярную видеоигру, в которой пользователи играют рок-хиты на миниатюрной пластиковой гитаре.

У Розенцвейга не было опыта, связанного с образованием или учебниками, тем не менее он часто говорит, что Chegg сразу ему понравилась, потому что его мать преподавала в школе города Скарсдейл, штат Нью-Йорк, где он вырос, а еще у него самого есть две дочери, которые тогда как раз готовились поступать в вуз. Едва приступив к работе в Chegg в 2010 году, он добавил девиз к своей подписи в электронной почте: «Мы ставим студентов на первое место». «Мне казалось, что это немного пошловато, — говорит Чен Чихуа, в то время партнер в Kleiner Perkins, — но у Дэна, безусловно, было видение, он хотел превратить Chegg в обучающую платформу полного цикла».

«Щит чести» и проблема честности

Для начала Розенцвейгу нужно было собрать больше денег. В ноябре 2013 года, когда Chegg была убыточной и испытывала конкуренцию со стороны Amazon, которая начала сдавать учебники в аренду с 2012 года, он вывел компанию на биржу. Акции к началу 2016 года просели с изначальных $12,5 до менее $4. Это был тяжелый период для Розенцвейга. В интервью 2017 года, когда акции поднялись до $11, его спросили о главных разочарованиях в карьере. Он ответил: «Живешь в Кремниевой долине, вокруг все миллиардеры, а ты — нет. Все выходят на биржу, и хоть на минутку у них акции растут, а у тебя — нет».

В начале 2015 года Розенцвейг нашел способ сократить издержки Chegg от бизнеса с учебниками. Книжный дистрибьютор Ingram согласился покупать и распространять имевшийся у Chegg ассортимент, а Chegg занялась маркетингом, продвигая сервис по сдаче учебников напрокат под своим брендом. В 2019 году компания сменила дистрибьютора на FedEx. Укрепляя репутацию Chegg у студентов, он приобрел более дюжины компаний, которые, по его мнению, вписывались в его концепцию — предлагать студентам нужные им услуги. Например, были куплены Internships.com и StudyBlue, которые помогают студентам изготавливать дидактические карточки онлайн. Но большая часть этих компаний не принесла большой выручки, а некоторые и вовсе обанкротились, в их числе Campus Special, сайт ежедневных спецпредложений для студентов, который Chegg купила за $17 млн в апреле 2014 года и в том же году закрыла.

 

Выход в онлайн: как языковые школы пытаются выжить в эпоху карантина

К счастью для Розенцвейга сервис Chegg Study быстро рос и не имел особых конкурентов. Единственный серьезный соперник — частная компания Course Hero, оцениваемая в $1,1 млрд, она куда меньше по масштабу деятельности, и большую часть ответов для нее поставляют студенты.
В середине января 2021-го Chegg выпустила пресс-релиз о новой программе под названием Honor Shield — «Щит чести». Она позволяет преподавателям заранее присылать задания для экзамена или контрольной, «чтобы ответы на них не предоставлялись через платформу Chegg в определенный период». Спустя 11 месяцев после перехода вузов на удаленный режим работы в документе приводятся слова президента Chegg Натана Шалца о том, что из-за «неожиданных последствий» пандемии «небольшая часть студентов использовала нашу платформу не по назначению».

Сомнительно, что «Щит чести» остановит студентов. Многие преподаватели уже опустили руки. Профессор физики в UCLA Джошуа Самани считает, что «ошеломляюще большая доля» студентов использовала Chegg, чтобы списывать на экзаменах и контрольных по его предмету. Но он даже не пытается их ловить. «Нет смысла тратить время на борьбу с Chegg, ты все равно проиграешь», — говорит он.

В конце весеннего семестра 2020 года преподаватель Университета штата Северная Каролина Тайлер Джонсон поймал 200 студентов на использовании Chegg на финальном экзамене по его предмету, введению в статистику. Джонсон так отзывается о Chegg Study: «Это просто бесстыдство. Chegg, несомненно, знает, что делают студенты».

 

Неразумно, конечно, возлагать всю вину за списывание на Chegg. Виновата человеческая природа и обстоятельства: на «дистанте» легче избежать разоблачения. Плюс постоянное воздействие через соцсети политических лидеров, возводящих нечестность в ранг достоинства. Но Chegg превратила соблазн в оружие и наживается на худших инстинктах студентов.

Весь арсенал цифровых инструментов и глобальные возможности связи должны быть использованы, чтобы изменить образование к лучшему. А Chegg использует их, чтобы вывести мошенничество на аутсорс в Индию. Вот в чем беда.

При участии Кристиана Крезнера

Кузницы миллиардеров. Что окончили богатейшие бизнесмены и видные политики

Кузницы миллиардеров. Что окончили богатейшие бизнесмены и видные политики

Фотогалерея «Кузницы миллиардеров. Что окончили богатейшие бизнесмены и видные политики»
20 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+