К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как два брата-вундеркинда создали самую дорогую частную компанию Кремниевой долины

Фото Dado Ruvic / REUTERS
Фото Dado Ruvic / REUTERS
Финтех-компания Stripe привлекла $600 млн инвестиций и оценивается в $95 млрд. Это больше, чем Space X Илона Маска. Forbes рассказывает историю этой компании

Финтех-компания Stripe привлекла $600 млн в раунде серии H. Основные инвесторы раунда — гиганты Allianz, Fidelity, Sequoia Capital и Национальное агентство по управлению казначейством Ирландии (NTMA). Теперь Stripe оценивается в $95 млрд. Это почти в три раза больше ее предыдущей оценки — в апреле 2020 года компания стоила $36 млрд. Она стала одним из крупнейших частных «единорогов» и самой дорогой в финтехе. Для сравнения: SpaceX Илона Маска оценивается в $74 млрд.

Как два брата Патрик и Джон Коллисоны создали один из самых успешных бизнесов в мире?

Дети-программисты

Братья Коллисон родились в ирландской семье инженера и микробиолога. Патрик родился в 1988 году, Джон — в 1990 году. У них есть еще один брат. Детство они провели в деревне на берегах реки Шаннон и озера Лох-Дерг Дроминир, где живет всего около 100 человек. Братья с раннего школьного возраста учились программировать и достигли высоких успехов: в 2005-м 16-летний Патрик получил награду «Молодой ученый года» за разработанный им язык программирования Croma. В 2009 году Джон набрал рекордно высокий балл за ирландский аттестат об окончании средней школы.

 

Единорог по-ирландски: как братья Коллисоны создали сервис стоимостью $5 млрд

После школы братья уехали в США. Патрик поступил в престижный Массачусетский технологический институт (MIT), а Джон — в Гарвард.

 

В первый год обучения Патрик основал стартап для управления аукционами на eBay Auctomatic, который всего через десять месяцев после регистрации выкупила компания Live Current Media за $5 млн. После продажи Джон бросил Гарвард, а Патрик — MIT. Братья переехали в Кремниевую долину и в 2010 году основали новую компанию /Dev/Payments, позже переименованную в Stripe. Патрик отвечал за разработку, а Джон в должности президента управлял партнерскими программами и продажами. «Он [Патрик] словно Леброн Джеймс от бизнеса, — восхищается Дэвид Ли, в прошлом управлявший фондом SV Angel с опытом инвестирования в сотни стартапов. — Он умен, харизматичен, он отличный лидер, он вдумчив и увлечен. Редко увидишь, что все эти качества соединяются в одном человеке».

Stripe выпускает софт, который позволяет бизнесу принимать платежи от пользователей со всего мира, благодаря встраиваемому в структуру сайтов коду.

Братья Коллисон
Братья Коллисон

Идея стартапа пришла к братьям во время работы над сторонними проектами, когда Патрик столкнулся со сложностями перевода платежей в интернете. Они изготовили прототип решения, которое могло бы исправить проблему. Вначале они не знали, насколько велик рынок онлайн-платежей и смогут ли они обеспечить пользовательский спрос и решить проблемы мошенничества, а также преодолеть трудности с платежами за пределами США.

 

Самый дорогой стартап

Только через шесть месяцев после выпуска своего софта братья поняли, что создали что-то масштабное и стали работать над проектом на постоянной основе. Сначала братья все делали сами: писали код, искали новых клиентов и общались с существующими. Быстрый рост бизнеса заставил их пересмотреть планы по развитию. «Компания всегда должна соответствовать своим возможностям. Нельзя ни опережать рост, ни тормозить развитие», — говорит Джон. Вместе с Патриком они отобрали первых десятерых сотрудников Stripe. Этой команде досталось 10% долей Stripe.

Компания довольно быстро получила первые контракты, в основном благодаря друзьям. «Первоначально это распространялось из уст в уста. Это было для нас неожиданностью, потому что это платежная система, а не социальная сеть, и мы не думали, что она будет иметь какую-либо виральность. Но стало ясно, что все остальное было настолько плохо и так больно работало, что люди на самом деле продавали [наше решение] своим друзьям», — рассказывал Патрик в интервью TechZing. Джон стал президентом новой компании, а Патрик — гендиректором. У братьев разный стиль руководства компанией. Патрик — интеллектуал, который читал «любую книгу», а Джон — энергия, описывал их INC.

Золотая жила: зачем сооснователь Reddit запустил платформу для торговли спортивными карточками

Основатели поняли, что им потребуется институциональное доверие, которое может обеспечить инвестор. По их словам, они «не очень хорошо смотрелись на бумаге». И инвесторы пришли.

Первая небольшая посевная инвестиция пришла в августе 2010 года от Y Combinator. Патрик знал руководство Y Combinator по работе с Lisp и Auctomatic, и как только братья рассказали о том, чем занимаются, Y Combinator согласились вложиться. Интересно, что сотрудник Y Combinator Росс Баучер ушел работать в Stripe и стал одним из первых сотрудников стартапа. Потом в стартап инвестировали глава Tesla Илон Маск, сооснователь платежного сервиса PayPal Питер Тиль, а также инвестфирма Capital G. Патрик называл Маска и Тиля проницательными людьми, которые не только говорят о далеком будущем, но и понимают запросы нынешнего времени. По данным Crunchbase, за все 10 лет работы Stripe привлекла $2,2 млрд инвестиций. Крупнейшие из них — инвестиции на сумму $600 млн в апреле 2020 года и нынешняя (в раунде серии H).

 

В 2017 году братья впервые вошли в список миллиардеров Forbes. При этом 26-летний Джон был самым молодым self-made миллиардером в рейтинге и удерживал это звание до 2020-го.

С помощью Stripe компании могут принимать оплату с кредитных карт за секунды и переводить деньги непосредственно на свои банковские счета. Stripe поддерживает платежи по кредитным картам, Apple Pay, Ali Pay и многие другие способы оплаты. Среди ее клиентов такие крупные ИТ-компании, как Amazon, Github, Spotify, Uber, Reddit. Stripe взимает комиссию от каждой транзакции — обычно 2,9% плюс 30 центов.

IT-компании идут в финтех: смогут ли они конкурировать со «Сбером» и «Тинькофф»

«Основной особенностью Stripe является простота продукта. Клиенты могут подключить программное обеспечение и мгновенно принимать платежи. Продавая продукты разработчикам, Stripe приобрела лояльных клиентов в таких стартапах, как DoorDash и Lyft, которые растут вместе с ней», — объясняет партнер Capital Lab Евгений Шатов.

 

Техноиздания так описывают заслуги братьев: они помогают небольшим компаниям продавать вещи и получать деньги онлайн, избавив их от необходимости тратить время на телефонные разговоры с банками или вести переговоры по счетам и кредитным картам, а также от бюрократии, вызванной мошенничествами с онлайн-платежами.

В выигрыше от пандемии

В 2020 году Stripe стала одной из тех компаний, который выиграли от пандемии. Она хорошо выросла за последний год, поскольку ее доходы в значительной степени связаны с ростом онлайн-покупок. В апреле прошлого года в компании отмечали, что из-за COVID-19 «несколько лет миграции из офлайн в онлайн сокращаются до нескольких недель». В декабре началось сотрудничество с Goldman Sachs, Citigroup, Barclays и Evolve Bank & Trust.

Stripe обошла своего европейского конкурента Adyen по объему обрабатываемых платежей, напоминает Шатов. Годовой валовой объем транзакций Stripe в прошлом году превысил $300 млрд, а выручка в 2020 году превысит $9 млрд, полагает эксперт: «Таким образом, компания Stripe оценивается примерно в 11 выручек, что сопоставимо с аналогичными финтех-компаниями: PayPal оценивается в 12,8 выручки, Square — в 12 и Adyen — в 16,5. Оценка платежных компаний высока из-за хороших перспектив роста». По его словам, в современном мире почти одна пятая всех покупок совершается через интернет, но потенциал роста для будущих продаж остается достаточно большим.

Мифы о финтехе: сколько можно заработать на «банках для миллениалов»

 

В январе 2021-го Stripe отказалась обрабатывать платежи в адрес веб-сайта президентской компании Трампа. Об этом написал The Wall Street Journal со ссылкой на источники. Такая мера была принята после беспорядков, когда сторонники действующего на тот момент президента пытались захватить Капитолий. В ходе протестов погибли люди.

По мнению Шатова, компания сейчас сфокусируется на новых странах, включая густонаселенную Индонезию, и новых продуктах. «Это, с одной стороны, позитивно скажется на росте оборота компании, но, с другой — влечет за собой и риски. Например, более жесткую нормативную проверку из-за растущих масштабов бизнеса», — рассуждает эксперт.

Сейчас Stripe работает в 42 странах, в том числе в 31 европейской, где только с начала пандемии сервис смог привлечь около 200 000 новых пользователей. В этом году компания намерена инвестировать «много денег» в европейский рынок и скупать небольшие стартапы, а также рассматривает возможность выхода на биржу.

Татарский маркетплейс и клиники женского здоровья: кому дали денег на этой неделе

Татарский маркетплейс и клиники женского здоровья: кому дали денег на этой неделе

Фотогалерея «Татарский маркетплейс и клиники женского здоровья: кому дали денег на этой неделе»
3 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости