К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Гонка на выбывание: как Ozon тратит деньги на битву за рынок с маркетплейсами

Фото Владимира Гердо / ТАСС
Ozon отчитался об итогах II квартала 2021 года. Темпы роста оборота маркетплейса превысили ожидания аналитиков, несмотря на эффект высокой базы в прошлом году. Но при этом он много тратит на этот рост — компании приходится бежать быстрее, чтобы выиграть в гонке за лидерство

Что случилось

Ozon повысил прогноз по росту оборота товаров и услуг (GMV — Gross Merchandise Value) по итогам 2021 года до 110% по сравнению с 100% ранее. Компания планирует достичь оборота в 2,5 трлн рублей ($34 млрд) к 2026 году, заявил Bloomberg гендиректор компании Александр Шульгин. При этом EBITDA компании упала в пять раз, до -9,1 млрд рублей год к году — расти стало труднее и дороже. 

Что это значит

Ozon # 106 — второй по величине интернет-ретейлер в России (после Wildberries), который стремится контролировать не менее трети российского рынка электронной коммерции, пишет Bloomberg. Сейчас его доля составляет около 10%.

Гонка экосистем: как «Сбер» будет конкурировать с «Яндексом» и Mail.ru Group

Реклама на Forbes

Во II квартале 2021 года объем оборота товаров и услуг Ozon вырос до 89 млрд рублей, что на 94% больше, чем во II квартале 2020 года (45,8 млрд рублей). Темпы роста GMV компании оказались выше консенсус-прогнозов: «Интерфакс» ожидал роста на 81% год к году, а Goldman Sachs — на 84%. Рост произошел из-за увеличения количества и частоты заказов, в то время как средний чек по ним продолжал снижаться, отметили аналитики Goldman Sachs. За опережающий рост и гонку за лидерство нужно платить: затраты компании по большинству статей выросли в процентном отношении к GMV, что привело к росту общих операционных расходов на 82%, до 49,4 млрд рублей. Показатель скорректированной EBITDA увеличился в пять раз и составил -9,1 млрд рублей по сравнению с -1,8 млрд рублей годом ранее (-10,3% по сравнению с -3,9%). Затраты на выполнение и доставку увеличились более чем вдвое из-за инвестиций в развитие инфраструктуры. Расходы компании на продажи и маркетинг выросли на 174% год к году из-за инвестиций в привлечение клиентов.

Рост продаж Ozon опередил прогнозы, даже несмотря на эффект высокой базы в 2020 году, говорит аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин. Это связано с очень быстрым ростом количества заказов (на 180%, до 40,9 млн год к году), ускорением доставки и расширением ассортимента, считает он. Число продавцов на Ozon с начала года практически удвоилось и достигло 50 000, а ассортимент товаров составил 27 млн позиций.  Ozon инвестировал в логистику и фулфилмент, из-за чего все больше новых продавцов и покупателей приходят на площадку, считает Михайлин: только за последние три месяца складские мощности компании выросли на 18 000 кв. м. И это выглядит правильным: по словам эксперта, рост отечественного рынка e-commerce во многом ограничен именно нехваткой логистических мощностей, а Ozon может себе позволить такие расходы после IPO. Тем более что ему на пятки наступает Yandex # 44 : как пишут аналитики Альфа-банка, разрыв в обороте между Ozon и «Яндексом» в первом полугодии сократился. 

IT-компании идут в финтех: смогут ли они конкурировать со «Сбером» и «Тинькофф»

Зачем мне об этом знать 

Крупным планом

Весь рынок электронной коммерции растет медленнее, чем Ozon. В 2020 году он вырос на 58%, по данным Data Insight. А в январе-феврале 2021 года — на 44,2%, до 431,3 млрд рублей, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

В 2020 году, по данным Data Insight, россияне сделали около 830 млн онлайн-заказов против 465 млн годом ранее. Почти половина продаж пришлась на крупнейшие маркетплейсы — Wildberries, Ozon, «Aliexpress Россия» и «Яндекс.Маркет». В 2020 году на российском рынке e-commerсe появился и Сбербанк: в начале года в компании заявили, что будут развивать маркетплейс Goods.ru, принадлежавший группе «М.Видео — Эльдорадо» и Александру Тынковану. Затем компанию переименовали в «Сбермегамаркет». В начале апреля 2021 года первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис заявил, что к 2023 году компания планирует стать игроком №3 на рынке электронной коммерции после Wildberries и Ozon и иметь оборот 0,5 трлн рублей от сервисов по продаже товаров.

Банка больше нет: как за год Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon

Для инвестора 

Акции Ozon на бирже Nasdaq упали на 0,44% — до $51,96 за бумагу после объявления финансовых результатов 17 августа. В условиях усиленной конкуренции в России инвесторы главным образом будут обращать внимание на рост показателя GMV на текущем этапе, полагают аналитики Goldman Sachs. Они считают, что увеличение инвестиций, которое отразилось в более высоком, чем ожидалось, убытке по EBITDA (-10,3% по сравнению с -3,9% годом ранее) послужит основой для высоких показателей роста GMV в среднесрочной перспективе. GMV продолжит двузначно расти в процентах и в последующие три года, прогнозируют в Goldman Sachs.

Если Ozon поставит себе цель начать получать прибыль, маркетплейсу придется отказаться от активной рекламы, считает ведущий аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. По его словам, игроки рынка e-commerce, которые сделают фокус на прибыли, перестанут привлекать больше клиентов. «Когда на рынке есть несколько игроков равного веса, они ведут борьбу на выбывание, поэтому им нужно тратить деньги, чтобы подавить конкурентов», — говорит Делицын. Он считает, что в будущем Ozon может стать частью крупной экосистемы — например, банка или мобильного оператора. До этого момента прибыль компания не покажет, уверен Делицын. 

Кстати, в среду, 18 августа, истекает 90-дневный локап-период у «Системы» и Baring Vostok, что также окажет, как говорят аналитики, давление на бумаги компании. 

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes
Фотогалерея «30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes»
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021