К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Новые амазоны: в рейтинг 200 крупнейших частных компаний России вошли маркетплейсы

Распределительный центр Wildberries (Фото: Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images)
Всего за пять лет малозаметные на фоне гигантов офлайн-торговли интернет-магазины превратились в огромный и стремительно набирающий обороты бизнес. Российский рынок электронной коммерции — самый быстрорастущий в Европе. Тут есть за что побороться

В рейтинг 200 крупнейших частных компаний России вошло два классических маркетплейса — Wildberries (выручка 175 млрд рублей, 57-е место) и Ozon (104 млрд рублей, 106-е). Выручкой маркетплейса мы считаем сумму дохода от продажи собственных товаров и комиссионного вознаграждения, полученного за реализацию продукции компаний-партнеров. Общий же оборот товаров (GMV) у маркетплейса кратно больше, например у Wildberries — 437 млрд рублей. Всего за пять лет малозаметные на фоне гигантов офлайн-торговли интернет-магазины превратились в огромный и стремительно набирающий обороты бизнес. По оценке Goldman Sachs, объем рынка электронной коммерции в 2020 году составлял $34 млрд, а к 2025-му он вырастет до $108 млрд. При этом российский рынок e-commerce — самый быстрорастущий в Европе. Тут есть за что побороться.

Помимо Wildberries и Ozon, к лидерам российского e-commerce смело можно отнести «Яндекс.Маркет» и AliExpress Russia. Еще есть «Сбер» с твердым намерением войти в топ-3 рынка электронной коммерции к 2023 году, а в перспективе и вовсе стать лидером с оборотом 500 млрд рублей. Ключевое направление развития экосистемы «Сбера» — это именно e-commerce, не раз подчеркивали в банке.

Сотрудничество между конкурентами на рынке e-commerce как-то не складывается, хотя попыток было немало. С 2016 года у «Сбера» последовательно развалились партнерства с китайским гигантом Alibaba и «Яндексом». В 2020 году «Сбер» хотел купить 30% акций Ozon и даже заключил соглашение, но и тут ничего не вышло, а потом маркетплейс провел крайне удачное IPO c оценкой $6,2 млрд. Впрочем, учитывая ресурсы банка и квалификацию первого зампреда правления Льва Хасиса, который курирует в «Сбере» e-commerce, не приходится сомневаться, что толк из этой затеи рано или поздно выйдет.

Ситуация на рынке заставила «Яндекс» пуститься в погоню за ближайшим конкурентом, Ozon. И хотя по обороту «Яндекс.Маркет» сильно отстает от Ozon, все силы интернет-гиганта брошены на сокращение дистанции. «Электронная торговля — очень сложный бизнес, в котором десятки технологий. Ни одна из них не является серебряной пулей, но все вместе они существенно улучшают продукт», — говорит управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян. За 2021 год «Яндекс» планирует вложить в развитие e-commerce $650 млн, деньги пойдут в основном на логистическую инфраструктуру. А еще «Яндекс» разработал и уже запустил в кампусе Университета штата Огайо в США автономные роботы-доставщики. Объем производства пока невелик — 100 роверов в месяц, а оператор может одновременно мониторить до 10 устройств. Скачок произойдет, когда один оператор сможет следить за 100 роверами.

Конкуренция на любом рынке на руку покупателям. И хотя никто из российских игроков в ближайшие десятилетия не достигнет показателей американской Amazon, весьма вероятно, что лет через пять в рейтинге 200 частных компаний России представителей e-commerce будет не меньше, чем традиционных ретейлеров. 

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021