К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Осуществить каждую мечту: зачем Марку Цукербергу Meta

Билборд с новым логотипом и названием Meta перед штаб-квартирой Facebook в Менло-Парке (Фото Liu Guanguan / China News Service via Getty Images)
28 октября на конференции Facebook Connect Марк Цукерберг объявил, что компания уже давно не просто соцсеть, а нечто большее и теперь она будет называться Meta. По сути, Цукерберг хочет открыть новую «цифровую Америку», которая готова осуществить мечту каждого: доступна для всех без необходимости эмиграции и предлагает заработать на внутренних товарах и услугах. Вопрос в том, считает доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Максим Корнев, как к этим планам отнесутся правительства, инвесторы и конкуренты

О смене приоритетов в развитии Facebook Марк Цукерберг объявил еще в конце июля. 28 октября стратегические изменения были зафиксированы с помощью нового названия всей группы компаний — Meta. Главная задача — строительство метавселенной. Речь идет о попытке стереть грань между физическим и цифровым мирами, сделать переход между ними  бесшовным. Вместо плоских экранов — погружение в объемное цифровое пространство. Проводниками станут технологии расширенной реальности (XR):  дополненной (AR), виртуальной (VR) и смешанной (MR).   

Скандальный фон

Однако глобальная трансформация началась в разгар многочисленных скандалов как вокруг Facebook, так и Марка Цукерберга лично. Недавний глобальный сбой сервисов (включая Instagram и Whatsapp), слив бывшей сотрудницей компании Френсис Хауген десятков тысяч внутренних документов, иск лично к Цукербергу и его жене Присцилле Чан за травлю и домогательства со стороны управляющего их семейными делами. 

Плюс целый набор претензий за слишком вольное обращение с данными пользователей. Еще в 2019 году власти США оштрафовали Facebook на беспрецедентные $5 млрд за утечку данных пользователей в пользу компании Cambridge Analytica, которая работала на Дональда Трампа на президентских выборах в США в 2016 году. Колоссальные утечки данных: 267 млн аккаунтов в декабре 2019 года и более полумиллиарда личных профилей в апреле 2021 года. И наконец антимонопольные разбирательства в большинстве штатов с призывами разделить гиганта на несколько независимых компаний.  

 

Выход за границы

Наиболее суровые критики уже называют Meta «худшей идеей», «метастазами» в теле демократии и гражданского общества. А в задумке с метавселенной и ребрендинге усматривают желание отвлечь внимание от череды проблем и неудач. Неужто визионер Цукерберг потерял деловую хватку или ощущение реальности? 

На самом деле в предложенной основателем Facebook концепции есть ответы всем сторонам, интересы которых может затронуть создание метавселенной. Другой вопрос, насколько они окажутся убедительными.  

Государственная ревность

В лице Facebook и ему подобных IT-гигантов правительства отдельных стран чувствуют конкурентов, угрожающих национальному суверенитету. «Население» Facebook — более 2,6 млрд пользователей (еще свыше 2 млрд в WhatsApp и 1 млрд в Instagram). Это крупнейшее виртуальное государство, которое знает о своих пользователях больше, чем традиционные институции. Неудивительно, что, когда Цукерберг предложил проект «фейсбучной» криптовалюты Libra, США, ЕС и другие крупные страны выступили резко против

Проект Libra еще в 2020 году был переименован в Diem. Метавселенная дает ему новый шанс. «Жители» виртуального пространства неизбежно начнут взаимный обмен предметами, которым нужна будет рыночная оценка. Сам Цукерберг подтверждает, что метавселенная должна поддерживать операции с криптовалютами и NFT.

Опасения общества

Людей волнует безопасность персональных данных и пугают угрозы манипулирования их волей. Помимо очевидных скандалов с утечками, алармистские настроения поддерживают откровения бывших сотрудников техногигантов в СМИ или в документальных фильмах вроде «Социальной дилеммы»

 

В ответ Цукерберг обещает вложиться в вопросы кибербезопасности, защиту приватности и конфиденциальности. В подкрепление своих слов он сначала добавляет в ответственную разработку скромные $50 млн в сентябре 2021 года. А всего предполагает вложить в метавселенную десятки миллиардов в ближайшие годы. Существенная часть денег пойдет на защиту конфиденциальности. В своих интервью Цукерберг обещает учитывать ошибки прошлого и относит безопасность пользователей к важнейшим вещам, о которых нужно думать «с первого дня» строительства метавселенной.

Кроме того, глава Meta недвусмысленно намекает на широкие возможности для деятельных переселенцев и строителей метавселенной: призыв десяти тысяч разработчиков только в странах ЕС и инвестиции $150 млн в иммерсивное обучение создателей нового контента. По сути, Цукерберг открывает новую «цифровую Америку», которая готова осуществить мечту каждого: открыта для всех без необходимости эмиграции и предлагает заработать на внутренних товарах и услугах. Будет ли в этих условиях цифровая «война за независимость» от традиционных регуляторов — вопрос открытый. 

Предложение конкурентам

Могут ли нынешние конкуренты новоявленной Meta стать ее верными союзниками? Ревность государств, недоверие общества, разоблачения инсайдеров подталкивают бигтех к сплочению. Под ударом Apple, Google, Amazon, не говоря уже о Microsoft во главе с демонизированным Биллом Гейтсом. Пока «партнеры» молчат и не идут дальше слов к объединению. Или развивают свои экосистемы с выходом на метавселенные. 

Впрочем, недавно стали известны детали сделки Google и Facebook, касающейся льготных условий рекламодателей из Facebook на рекламных аукционах Google — кто знает, сколько таких секретных пактов существует на IT-рынке? Поскольку подготовка к созданию метавселенной, очевидно, началась существенно раньше анонсов, то не исключены скрытые договоренности между IT-гигантами и по этому поводу, хотя они и создают дополнительные риски антимонопольных расследований. 

В любом случае Цукерберг наверняка попытается втянуть конкурентов в игру по своим правилам.  Тем более что в этой игре он обладает рядом преимуществ. У входящих в Meta компаний есть не только самая большая в мире база пользователей, накопленные в связи с этим большие данные и натренированные алгоритмы. Для микса онлайн- и офлайн-миров есть экосистема из действующих VR-девайсов Oculus (а теперь еще и Project Cambria), иммерсивной среды Horizon и недавних разработок AR и голографических очков с брендом Ray Ban.

 

Цукерберг хочет создать своего рода Apple в XR, то есть мирового массового лидера. Но надо преодолеть технологические ограничения, среди которых производительность и автономность устройств, низкое разрешение экранов и качество изображений, вестибулярные проблемы при ношении и длительность автономной работы аккумуляторов. Да и финальная стоимость таких девайсов должна быть доступной.

Колебания инвесторов 

Серьезный барьер для планов Цукерберга — это отношение инвесторов к столь рискованным решениям на фоне скандалов и ожидаемого замедления роста рекламной выручки. При этом в целом дела у Facebook Inc. шли неплохо: рекламная модель, на долю которой пришлось 97,5% из $29 млрд выручки в третьем квартале 2021 года, исправно приносит прибыль, которая составила $9,19 млрд — на 17% больше, чем годом раньше, пусть и ниже ожиданий аналитиков. 

По итогам текущего года Meta начнет отдельно отчитываться по результатам работы лаборатории виртуальной и дополненной реальности. И заранее предупреждает инвесторов о падении прибыли в этот период на $10 млрд из-за инвестиций в метавселенную. 

И все же у инвесторов есть резон вновь поверить в Цукерберга. Февральский прогноз BCG — еще задолго до трансформации Facebook — обещал, что к 2024 году рынок AR, VR и MR  (то есть дополненной, виртуальной и смешанной реальностей) достигнет $300 млрд. Для сравнения, прогноз на конец 2021 года — чуть более $30 млрд. 

Когда пытаешься управлять гиперсвязанной системой, провалы неизбежны. Важнее, какие сделать из этого выводы, как отрефлексировать ошибки и скорректировать стратегии развития. Цукерберг выбрал «атакующий» вариант: не вязнуть в текущих проблемах, повышая уровень энтропии и теряя остатки репутации, а попробовать переписать правила игры. Риски велики, но пока выигран самый ценный и невосполнимый ресурс — время.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+