К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

«Делимобиль» отложил IPO из-за плохого спроса на бумаги

Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС
Как удалось выяснить Forbes, «Делимобиль» перенес IPO на 2022 год, так как не смог закрыть книгу заявок. Бизнес-модель компании вызывает вопросы у инвесторов, так как на ее работу оказывают значительное влияние государство, конкуренция с «Яндексом», а также стоимость автомобилей

8 ноября 2021 года должны были начаться торги каршерингового сервиса «Делимобиль» на Нью-Йоркской и Московской биржах. Ориентировочная цена IPO составляла $10-12 за бумагу, компания должна была привлечь $200-240 млн по оценке от $760 млн до $912 млн (без учета опциона андеррайтеров). 

Однако 4 ноября стало известно, что «Делимобиль» перенес IPO на 2022 год «из-за рыночных условий». Об этом сообщила Forbes пресс-служба компании. 

На самом деле причина переноса в том, что «Делимобиль» не смог закрыть книгу заявок, рассказали Forbes три источника — управляющий, который рассматривал возможность участвовать в IPO, инвестбанкир и сотрудник инвестфонда, который предварительно изучал предложение поучаствовать в IPO, но отказался от этой идеи. Источник из фонда сообщил, что компания столкнулась с «плохим спросом» во время сбора заявок от потенциальных участников IPO в рамках объявленного ценового коридора $10-12 за бумагу. 

 

По словам управляющего, который рассматривал возможность участвовать в IPO, у «Делимобиль» интересный, но непростой бизнес. Компания конкурирует с «Яндекс.Драйвом», который может стать лидером на рынке, обогнав «Делимобиль», говорит собеседник Forbes. «В сегменте такси «Яндекс» сильно давит на «Ситимобил», показатели за III квартал которого сильно упали. Аналогичная ситуация может сложиться с «Делимобилем», — считает он.

По словам управляющего, который рассматривал возможность участвовать в IPO, terminal value (стоимость всех будущих денежных потоков акции) на 80% состоит из того, что «Делимобиль» может заработать в будущем, но не факт, что это случится. Также у бизнеса «Делимобиля» есть проблема, связанная со стоимостью автомобилей, которые растут в цене из-за полупроводникового кризиса и нехватки чипов, говорит собеседник Forbes. 

Даже если часть новых машин «Делимобиль» купит по старым ценам, наценку на более дорогие автомобили придется заложить в стоимость поездки для пользователей, которые могут отдать предпочтение такси. Кроме того, «Яндекс» разрабатывает беспилотники, которые через 5-7 лет будут введены в эксплуатацию, но получит ли доступ к этой технологии «Делимобиль» — неизвестно, говорит управляющий, который рассматривал возможность участвовать в IPO. По его словам, «Делимобиль» также сильно зависит от госрегулирования, так как получает субсидии на парковку. 

Есть предположение, что если книга «Делимобиля» и была закрыта, то за счет одного большого инвестора, который в итоге передумал, рассказал Forbes аналитик «Атона» Никита Емельянов.  По его словам, объяснение компании переноса IPO «из-за рыночных условий» выглядит странно, так как сейчас рынок находится на максимуме, а Uber и Lyft хотя и представляют собой немного другой бизнес, но чувствуют себя прекрасно.

Представитель «Делимобиля» заявил Forbes, что компания переподписала книгу заявок и довольна пулом инвесторов.

История вопроса 

Когда «Делимобиль» объявил о переносе IPO, источник Forbes, знакомый с ходом сделки, рассказал, что размещение должно состояться в начале 2022 года, а инвесторам, которые подали заявки на участие, вернут деньги.

Закрытие книги заявок на IPO «Делимобиля» изначально планировалось на 2 ноября, но в среду стало известно, что подведение итогов затянулось из-за диалога с «дополнительными» инвесторами, сообщил 3 ноября «Интерфакс» со ссылкой на двух участников размещения. Организаторы IPO утверждали, что книга заявок переподписана и в ней присутствует большое количество высококачественных инвесторов, говорили собеседники агентства.

Риски для бизнеса

«Делимобиль» в своем проспекте к IPO пишет, что закончил 2020 год с убытком, хоть компании и удалось увеличить выручку до 6,5 млрд рублей против 5,012 млрд рублей в 2019 году. По итогам первого полугодия 2021 года выручка составила уже 4,93 млрд рублей (это в два с лишним раза больше, чем за аналогичный период 2020 года). 

Но вместе с тем компания несла расходы. В 2020 году на маркетинг и продажи она направила 436 млн рублей (против 445 млн рублей в 2019 году), а на общие, административные и прочие расходы ушло почти 1,3 млрд рублей, что немногим меньше, чем в 2019-м. В первом полугодии 2021 года расходы на маркетинг и продажи, а также на административные и другие цели выросли более чем в полтора раза по сравнению с первым полугодием 2020 года. На маркетинг и продажи ушло 276 млн рублей против 158 млн за шесть месяцев 2020 года, общие и административные расходы составили 795 млн против 484 млн рублей, прочие — 49 млн против 26 млн. В итоге убыток по итогам первых шести месяцев 2021 года составил 1,1 млрд рублей (в 2020 году убыток был 3,1 млрд рублей). «Делимобиль» не исключает убытков в ближайшем будущем, так как ожидает увеличения расходов. Она вынуждена, в частности, инвестировать в увеличение автопарка, предлагать клиентам промоакции, скидки и льготы и увеличивать число сотрудников. 

Компания пишет, что ее бизнес испытал негативные последствия пандемии. В частности, большая часть спроса  приходилась на тех, кто пользовался автомобилями, чтобы добраться до работы. Но во время локдауна этот спрос упал. Кроме того, во время локдауна (в частности, в Москве и Санкт-Петербурге) власти ввели запрет на использование каршеринга, что также негативно сказалось на работе «Делимобиля». Также компании пришлось дважды сокращать размер зарплат. Если пандемия будет развиваться, то есть риск возвращения запрета на работу каршеринга, а это может повлиять на способность компании получать доход в будущем, говорится в проспекте.

Еще одна проблема для «Делимобиля» — уход части сотрудников на удаленную работу. Если такая практика будет расширятьcя, это может негативно сказаться на способности компании проводить техобслуживание и ремонт автомобилей. 

В проспекте «Делимобиль» пишет, что вынужден работать на высокофрагментированном рынке, который хоть и растет быстро, но все еще относительно новый, и неизвестно, какими темпами он будет расти в будущем. Клиенты склонны пользоваться личными автомобилями, кроме того, общественный транспорт и такси для них также являются альтернативой услугам каршеринга, говорится в проспекте. В числе компаний, с которыми «Делимобиль» конкурирует, в проспекте называются «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и Gett (такси), «Яндекс.Драйв», «Белка Car», «Ситидрайв». Также компания упоминает подписки на авто от Kia и Hyundai. В будущем «Делимобиль» не исключает появления новых игроков.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+