К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Холодная американская машина»: кто пострадает от банкротства «дочки» Google в России

Фото Artur Widak / NurPhoto via Getty Images
Фото Artur Widak / NurPhoto via Getty Images
Российская «дочка» Google решила начать процедуру банкротства: компания заявила, что арест ее счета не позволяет полноценно работать в России. Как выяснил Forbes, помимо исков от СМИ, YouTube-каналы которых заблокировала американская корпорация, претензии к ООО «Гугл» есть у российских рекламных агентств. Чем занимался российский офис компании и что будет с деятельностью компании в России?

Офис американской компании Google в Москве занимает два этажа в бизнес-центре «Балчуг-Плаза». Компания часто проводила там экскурсии для школьников  и студентов, говорит источник Forbes, близкий к компании. Однако теперь подобные мероприятия невозможны: в России у Google не останется местных сотрудников. 18 мая стало известно, что ООО «Гугл» начала процесс банкротства: арест банковского счета в России сделал невозможным функционирование российского офиса. Google уже вывезла большинство персонала из Москвы в офис в Дубае, писало издание The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники. Всего в «Балчуг-Плаза» работали около 250 человек: часть из них решили остаться в России, однако им придется уволиться из компании. По данным издания, в ближайшее время компания прекратит коммерческое присутствие в стране. Как Google будет работать в России после ухода юрлица и чем занимался московский офис компании?

Пресс-туры и чтения

О том, что Google приостановит монетизацию YouTube, ограничит работу магазина приложений Google Play и больше не будет показывать рекламу в России, стало известно в начале марта. Официально компания неоднократно заявляла, что ее российское юрлицо ООО «Гугл» — не представительство и не филиал материнской Google LLC. В апелляционной жалобе по делу «Царьграда» (есть у Forbes) представитель американской компании отмечал, что ООО «Гугл» никак не связано с деятельностью Google LLC, в том числе с администрированием сервисов Google и YouTube. В документе говорилось, что ООО «Гугл» «занимается исключительно вопросом рекламы и маркетинга продукции и сервисов Google» на территории России, при этом «иной деятельностью» российское юрлицо не занимается.

Собеседники Forbes подтверждают, что в основном российское юрлицо занималось рекламной деятельностью, однако не ограничивалось ей. В российском Google были большие команды b2b и b2c маркетинга, небольшой отдел по работе с YouTube-инфлюенсерами и небольшая служба поддержки клиентов, рассказал источник, близкий к компании. По словам собеседника Forbes в одной из маркетинговых компаний-партнере Google, менеджеры корпорации связывались с российскими рекламными агентствами и предлагали их клиентам из сферы недвижимости, электронной коммерции, видеоигр и т.д. рекламные размещения на площадках Google. Часть сотрудников отвечали за коммуникацию с сообществом авторов в YouTube, добавил он. 

 

Источник, близкий к Google рассказал, что у компании в России в приоритете было продвижение Google как поисковика: «чтобы российский пользователь знал о том, что это не холодная американская машина, а теплый понятный сервис». Для этого компания в частности запустила проект «Google-чтения», который включал в себя онлайн-трансляцию на YouTube чтений известных российских литературных произведений.

Google развивал в России YouTube — привлекал инфлюенсеров и взаимодействовал с ними, занимался продажей рекламы, отметил источник, близкий к Google. По его словам, для сервиса «Карты» Россия не была приоритетным рынком, но компания все равно проводила мероприятия, направленные на его продвижение. Например, пресс-туры журналистов в Краснодар, Сочи, Ростов и другие города: мероприятие должно было продемонстрировать, что «Карты» работают, отметил собеседник Forbes. Один из пресс-туров был гастрономическим, когда журналисты искали рестораны и кафе с помощью «Карт» и оставляли отзывы, отметил он. Еще одним мероприятием по продвижению «Карт» была поездка YouTube-блогеров в Красноярск на местную ГЭС, добавил источник, близкий к компании.

 

Множественные аресты

Арест банковского счета «Google Россия» сделал невозможным работу российского офиса, в том числе сохранение сотрудников и оплату труда в России, оплату поставщиков и подрядчиков, и выполнение других финансовых обязательств, заявляла компания. 

Какой именно случай ареста активов и счета Google привел к началу процедуры банкротства, неизвестно. Арбитражный суд уже арестовал активы и имущество российского юрлица Google на 1,5 млрд рублей по нескольким искам от телеканалов. 19 мая 2022 года он заблокировал 500 млн рублей в качестве обеспечительной меры по иску телеканала Russia Today, который требует восстановить доступ к своему аккаунту на YouTube и взыскать судебную неустойку. 

26 апреля суд арестовал еще 500 млн по аналогичному иску от «ГПМ Развлекательное Телевидение» (дочерняя структура «Газпром Медиа»). Предметом иска стал односторонний отказ в размещении контента на YouTube от 2015 года, «дочка» ГПМ просит суд признать его недействительным. Компания также требует от Google восстановить полный доступ к аккаунту на YouTube, обеспечить показ контента и выплатить судебную неустойку. 

 

4 мая арбитражный суд заблокировал активы Google еще на 500 млн рублей в рамках аналогичного иска от НТВ. Однако за несколько дней до этого суд отказал НТВ в аресте активов, поскольку это может нанести ущерб интересам ООО «Гугл» и третьим лицам, поскольку эти средства могут понадобиться компании на текущие траты.

Еще в марте 2022 года YouTube заявил, что заблокирует аккаунты российских телеканалов, связанных с государственными СМИ. В мае к ООО «Гугл» подали иски ВГТРК, «ТВ Центр», Russia Today, «Звезда», Общественное телевидение России, «Телеканал 360» и холдинг «Москва Медиа». Подробности этих дел пока не опубликованы, однако скорее всего в них содержатся те же требования к Google, что и у «Газпром Медиа» к Google, считает управляющий партнер юридической компании ЭБР Александр Журавлев.

По его словам, несмотря на арест счетов компания по-прежнему обязана выплачивать сотрудникам зарплаты и исполнять свои обязательства, в противном случае они могут обратиться с жалобой в суд или правоохранительные органы. Если ООО «Гугл» не сможет полностью выполнить их требования, то покрыть оставшиеся долги будет обязана материнская компания и руководство, отметил Журавлев.

«В Google считают, что банкротство снижает риски привлечения материнской компании к субсидиарной ответственности. На время процедуры банкротства в компании будет назначен временный управляющий. При этом она может продолжать вести свою деятельность и использовать счета: фактически арест средств снимается», — добавил он. При этом в исках телеканалов, по которым арестованы счета, нет материальных требований, поэтому при процедуре банкротства они могут не попасть в список кредиторов, которые будут претендовать на имущество компании, сказал Журавлев.

Он отметил, что если активов российского юрлица не хватит на погашение всех долгов, то кредиторы смогут потребовать исполнения решения суда на территории США (там зарегистрирована компания Google LLC, учредитель ООО «Гугл»). Но между США и Россией нет договоренностей о взаимном исполнении судебных решений, поэтому Google LLC может проигнорировать требования российских кредиторов. «Однако если Google вновь решит повторно создать здесь компанию, то ему придется погасить долги. А по закону о «приземлении» Google должна иметь здесь юридическое лицо, либо представительство», — пояснил Журавлев.

 

В текущих условиях банкротство юридического лица выглядит разумной стратегией, считает младший партнер юридической компании «Сотби» Александра Фомина. Стандартные способы спасения компании через докапитализацию очевидно невозможны из-за взаимных ограничительных мер, принятых западным бизнесом и западными странами с одной стороны, и Россией — с другой стороны, отметила она. Вероятно, что у глобальной Google есть ограничения этического характера по выплате штрафов за действия, которые она нарушением не считает, полагает Фомина.

Скорее всего, решение прекратить коммерческую деятельность на территории России — политическое, считает источник, близкий к Google. «Google за все время работы в России регулярно получал крупные штрафы и всегда их «выдерживал», —  подчеркнул он.

Долг России

Как выяснил Forbes, у российского юрлица Google есть долги перед рекламными агентствами. Руководитель агентства «Промо Эксперт» Евгений Летов рассказал Forbes, что вложил в рекламную площадку компании 800 000 рублей, однако после приостановки деятельности Google в России, он не может потратить их или вернуть на свой счет. Летов оформил возврат, но деньги не вернулись на расчетный счет. «На горячей линии отвечает автоответчик, все письма в техподдержку получают стандартный автоответ», — сетует он. По словам Летова, несколько агентств готовят коллективный иск к Google.

«С большинством агентств Google работает исключительно по предоплате, а клиенты с ними — по постоплате. Для закрытия кассового разрыва агентства часто брали кредиты, и теперь позиция Google ставит бизнес российских партнеров под угрозу», — говорит глава одного из рекламных агентств, которое не может вывести с рекламной площадки Google около 1 млн рублей. По его словам, Google сначала ответила, что «испытывает перебои с оплатой», а затем и вовсе прислала акт сверки, в котором указала, что вернула средства и больше ничего не должна.

 

«После этого средства вернулись на лицевой счет в рекламный кабинет, но получить живые деньги мы не можем, как и размещать рекламу», — отметил собеседник Forbes. Он добавил, что собирается требовать компенсацию через суд. «Как кредиторы последней очереди по картотеке, мы вряд ли имеем шанс получить обратно бюджеты наших клиентов», — настроен пессимистично Летов. Долги перед клиентами в таком случае им придется погасить за свой счет, заключил он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+