К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Apple набирает очки: почему компания не перестает искать «новый компьютер»

Очки Apple Vision Pro (Фото Loren Elliott / Reuters)
Очки Apple Vision Pro (Фото Loren Elliott / Reuters)
Apple приступает к решающей стадии смелого эксперимента, в ходе которого нам предложат новый тип компьютера для решения как привычных задач, так и новых, ранее персональной технике недоступных. Удастся ли этому компьютеру стать настолько же популярным, как привычные нам смартфоны или ноутбуки, мы узнаем не сразу. Но наблюдать за ходом масштабного эксперимента будет интересно уже с первых дней, считает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант

Первые поставки очков Apple Vision Pro по предзаказам были запланированы на начало февраля, но интернет уже заполонили споры и полярные мнения об их перспективах и влиянии на судьбу компании, которая борется с Microsoft за титул самой дорогой компании мира. Откуда столько внимания к теме очков, которую уж никак нельзя назвать новой?

Apple уже 40 лет знаменита тем, что для нее опыт пользователя, его восприятие продуктов — первичны. Вся ее история с 1984 года подтверждает, что затраты на придание технологическому продукту элегантности, удобства и превращение устройств в модный аксессуар окупаются сторицей. Именно поэтому все с интересом вглядываются в Vision Pro, выискивая в очках то, чего не хватало многочисленным предшественникам в этой уже немолодой категории. Но не все видят, что нам предлагают не совсем очки. Полезно бегло оглянуться назад.

Среди предшественников можно найти и стартапы с непростой историей, и техногигантов. Яркий представитель стартапов – Magic Leap, с 2010 года привлекший в сумме больше $4,5 млрд, безуспешно предложивший свои очки сначала широкой публике, а потом совершивший поворот в сторону корпоративного сектора. Цена их AR-очков близка к предложению Apple, и они даже надеются на волне интереса к Vision Pro улучшить свое непростое положение. Среди техногигантов дорогие и навороченные AR-очки больше десяти лет относительно успешно разрабатывает Microsoft. Там очень быстро успели переориентироваться на корпоративный и госсектор и получили многомиллиардный контракт от армии США на поставку Integrated Visual Augmentation System (IVAS) — серьезных AR-очков на основе HoloLens, пользовательский прототип которых был продемонстрирован еще в 2015 году. Было множество и других игроков, но ни у кого больше чем за десять лет не вышло создать новый масштабный рынок, новый класс массово востребованных устройств.

 

Отдельно надо упомянуть очки Oculus, которые сейчас выпускает Meta (признана в России экстремистской и запрещена). Они с самого начала ориентированы на массовый рынок и находятся совсем не в той ценовой категории, что перечисленные в предыдущем абзаце модели; здесь счет идет на сотни, а не тысячи долларов. Самая свежая модель этих VR-очков, Meta Quest 3, демонстрирует дрейф этих устройств в сторону дополненной реальности (AR) от чисто виртуальной (VR). За всю историю линейки Oculus к началу 2023 года во всем мире было продано около 20 млн очков, прошлый год добавил еще несколько миллионов: с точки зрения глобального массового рынка это несерьезные цифры, не демонстрирующие никакой интересной динамики.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Вот на таком фоне на сцену выходит Apple. Первое, что бросается глаза, — явное и сильное желание дистанцироваться от всех этих реальностей с разными эпитетами: виртуальной (VR), дополненной (AR), смешанной (MR), расширенной (XR) и пр. Многолетние попытки маркетологов оживить интерес публики к непопулярному сегменту за счет слов, а не реально новых и сильных ощущений пользователя, категорически противоречат подходу Apple, и потому они сразу вводят свой термин — spatial computing. Это не просто игра слов. Теперь это устройство — не очки для созерцания непонятно каких реальностей, а просто новый форм-фактор универсального компьютера, позволяющего работать с объемным, трехмерным, а не плоским, как раньше, интерфейсом. И решать все привычно доступные компьютеру задачи — плюс некоторые новые. Для дисплея этого компьютера не существует традиционного противопоставления AR-VR: в нем есть колесико (как на часах), вращая которое пользователь меняет «прозрачность» очков, регулируя, насколько пустить физическую реальность вокруг в свое поле зрения. Это не просто фишка и приятная мелочь, это вполне концептуальное решение.

 

Универсальность (и, как следствие, популярность) компьютеров и смартфонов достигается тем, что эти устройства предоставляют платформу для миллионов разработчиков, создающих приложения для решения любых мыслимых задач: рабочих, развлекательных, творческих. Платформы — основа цифровой экономики, и Apple, успешно построившая именно популярнейшие платформы на базе своих операционных систем для смартфонов, планшетов, компьютеров, знает это, как мало кто другой. Видно, какие титанические усилия компания предпринимала перед выпуском устройств в продажу, чтобы уже самые первые пользователи смогли себе выбирать и устанавливать приложения из довольно богатого списка. Было очевидно, что большинство разработчиков займут выжидательную позицию и пока не станут тратить силы на разработку с нуля под новую, еще безлюдную платформу. Поэтому VisionOS, операционная система «пространственного компьютера», позволяет запускать привычные программы, существующие для традиционных устройств Apple, на плоских панелях (можно называть их хоть окнами, хоть экранами), видимых в трехмерном пространстве пользователя Vision Pro. Их можно удобно располагать, перемещать, уменьшать и увеличивать, можно одно окно распахнуть на все поле зрения. И качество картинки — как на привычном экране высокого разрешения.

Это сильная заявка на новый пользовательский опыт человека, продолжающего работать в первую очередь с привычным инструментарием, но в совершенно новом окружении. Вам нравится работать с двумя мониторами на рабочем столе? Теперь у вас их может быть хоть десять, все невесомые и расположенные так, как вам удобно в данную минуту.

Само собой, принципиально новые вещи тоже уже готовы: например, пространственное видео или глубоко иммерсивные игры. Но, похоже, новинки будут добавлять постепенно и дозированно. Вот, например, иммерсивный режим Zoom. Круто, но главное, что привычный режим видеоконференции доступен в первую очередь.

 

Стратегия Apple не похожа ни на что из того, что пробовали предшественники из мира разнообразных очков. Она выглядит продуманной и логичной — но это совсем не гарантирует успеха; все всегда решают пользователи, а не стратегические расчеты. Поэтому так интересно будет с февраля наблюдать за тем, как формируется отношение пользователей не к новым очкам, а к новому типу компьютера, который не стоит на столе, не лежит в кармане, а носится на голове.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+