Около 3 млн россиян перешли к другому оператору с сохранением номера в 2024 году

В прошлом году услугой перехода к другому оператору с сохранением номера (MNP, mobile number portability, переносимость мобильных номеров) воспользовалось 2 968 125 россиян, рассказали Forbes в Научно-исследовательском институте радио, операторе базы данных перенесенных номеров. Это больше, чем в 2023 (2 630 018) и 2024 (2 658 746) годах, но меньше, чем в 2019-2021. Пик востребованности MNP пришелся на 2019 год — тогда свой номер при переходе к другому оператору сохранили чуть более 4 млн абонентов. Сама услуга переноса номера официально запущена в 2014 году.
Вместо переноса номера к другому оператору абоненты предпочитают просто приобретать новые номера, делают вывод аналитики TelecomDaily на основе своего опроса. В опросе, проходившем с 14 по 20 октября 2024 года, приняли участие около 1500 российских респондентов, которые в течение последнего года покупали классические или электронные (eSIM) сим-карты. Причем 41% купили сим-карту или eSIM в своей же сети, еще 40% пришли к оператору впервые.
По данным TelecomDaily, активнее других подключает новых абонентов по MNP МТС: за прошедший год 26% тех, кто воспользовался услугой перехода с сохранением номера, стали клиентами этого оператора. К «Т-Мобайл» ушли еще 20%, к Tele2 — 16%. Доли перешедших на «Мегафон» и «Сбермобайл» составили по 12%, а на билайн и «Ростелеком» — по 5,3%.
Кроме того, в TelecomDaily подсчитали, как долго абоненты пользуются одной сим-картой. Так, по их данным, абоненты федеральной четверки сотовых операторов (МТС, «Мегафон», билайн, Tele2) в среднем пользуются сим-картой 8,1 года. Если учитывать MVNO (mobile virtual network operator, оказывает услуги под своей торговой маркой, но не имеет собственной технической базы; в России по такой модели, в частности, развиваются Yota, «Т-Мобайл», «ВТБ Мобайл», «ГПБ Мобайл», «Сбермобайл»), средний срок обслуживания сим-карты составляет 7,2 года. Аналитики отмечают, что среднестатистический абонент, как правило, пользуется двумя сим-картами: сюда входят, например, телефоны детей, сим-карты для автомобиля, систем умного дома и т. д.
Когда услуга переноса номера только появилась, операторы предлагали бонусы за переход по MNP, и это вызывало дополнительный интерес к новой услуге, говорит генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков. «В 2020-2021 годах из-за пандемии коронавируса и самоизоляции многие перешли на удаленную работу. Пользователи сотовой связи выбирали наиболее подходящих для себя операторов и тарифы, чтобы всегда быть на связи из дома. Абоненты переходили от одного игрока к другому, определяя для себя, у какого оператора качество связи лучше в том месте, где они живут», — пояснил он. По словам Кускова, сейчас популярность MNP в России снизилась: тот, кто хотел перейти к другому оператору, уже сделал это. Сказалась и растущая доступность eSIM — иногда проще оформить новую электронную сим-карту, чем менять оператора, заключает Кусков.