К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Нарастили Membrana: МТС запускает приложение для управления связью и приватностью

Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
Фото Сергея Савостьянова / ТАСС
МТС выпускает на рынок продукт для приватной мобильной связи и интернет-серфинга Membrana, оснащенный встроенным ИИ-помощником и управляющий входящими вызовами. В фокусе Membrana — акцент на кибербезопасность: собственные алгоритмы, в частности, могут определять подозрительные сайты и отсеивать источники, содержащие утекшие базы данных. По экспертной оценке, продукт может принести компании в этом году 6-7 млрд рублей. Участники рынка, впрочем, указывают на то, что в том или ином виде услуги, которые в рамках Membrana предлагает МТС, уже есть и у других игроков

Приватность и безопасность

МТС запускает Membrana — тариф с отдельным приложением для управления входящими вызовами и приватностью в Сети, рассказали Forbes в компании. С помощью Membrana пользователь защитит себя от навязчивой рекламы, звонков злоумышленников и утечек данных, рассчитывают в операторе. Встроенный ИИ-секретарь может приоритезировать звонки, сортируя входящие в зависимости от пользовательских настроек, направляя в рабочее время звонки знакомых на ИИ-секретаря и при необходимости переводя критически важные вызовы на пользователя — например, если близкий попал в беду. Рутинные беседы он возьмет на себя.

Как объясняют в компании, в Membrana реализован собственный алгоритм для определения подозрительных сайтов, трекеров, которые используются для показа таргетированной рекламы, а также решение, блокирующее рекламу, в том числе изображения, видео, тексты, баннеры и т. д. Кроме того, Membrana отслеживает внешние источники, содержащие утекшие базы данных. Если она найдет в них номера телефонов и e-mail-адреса пользователя, приложение выдаст рекомендации по устранению нарушений приватности.

«Девайсов на планете сегодня в разы больше, чем людей. И каждое взаимодействие человека с интернет-сервисами, приложениями и умными, подключенными к Сети устройствами генерирует цифровой след, анализируя который можно очень многое сказать о человеке, компании или государстве, — рассуждает вице-президент МТС по стратегиям и инновациям, CEO центра инноваций МТС Future Crew Евгений Черешнев. — Этот след используется как для добра (например, для создания персонализированных сервисов), так и для зла: хакеры и злоумышленники тоже научились анализировать поведение людей в Сети с целью создания высокоточных атак и преступных схем. Поэтому сегодня приватность и ее защита становятся роскошью».

 

На этапе разработки компания планировала установить стоимость подписки на приложение в размере 5000 рублей. Однако, выпуская его на рынок, цену существенно снизили: Membrana обойдется пользователю в 1900 рублей в месяц. Сейчас продукт доступен для подключения в Москве и в Московской области, позже планируется расширить географию пользователей. 

Источник, близкий к компании, оценивает выручку, которую Membrana надеется получить в 2025 году, примерно в 6-7 млрд рублей, а к 2030 году показатель может и вовсе вырасти до 30-35 млрд рублей. По словам собеседника Forbes, драйвером рынка для Membrana может стать интерес россиян к обеспечению личной информационной безопасности в условиях растущего числа киберугроз, а также потребность приватно работать в Сети. Потенциальная аудитория продукта, по его словам, может составить 100-150 000 пользователей. Во Future Crew уточнили, что компания считает перспективным вывод продукта в корпоративный сегмент: «Сейчас центр инноваций МТС разрабатывает набор функций, которые будут востребованы у этой категории пользователей».

 

В числе целевой аудитории Membrana Черешнев называет людей, которые хотят формировать собственное представление о мире: «Самостоятельно решать, что им покупать, смотреть, слушать, куда ехать в отпуск, по какому маршруту ехать домой, чему учить детей и т. д.». По его мнению, это могут быть управленцы крупного и среднего бизнеса, которые не хотят, чтобы через профилирование и слежку за их сотрудниками конкуренты и хакеры получали данные о реальном положении дел в компании, а также потенциально — органы госвласти, для которых важно «обеспечить своим сотрудникам максимальную защищенность».

Россияне обеспокоены собственной безопасностью в интернете. Согласно данным ВЦИОМ, половина россиян считают интернет неконтролируемым пространством, в котором много недостоверной и вредной информации (49%). По оценкам Future Crew, около 26% россиян отключают геолокацию для защиты данных в интернете, 23% удаляют cookies для личной приватности, 12% нигде не вводят личные данные в различных сервисах.

«Логическое продолжение»

У МТС самая большая экосистема среди операторов и у них уже есть опыт по применению ИИ в рекомендательных сервисах в том же онлайн-кинотеатре Kion, размышляет генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков: «Выпуск Membrana органичен для МТС. Кроме того, важно спокойствие абонента и наличие запроса на противодействие мошенническим схемам в текущих условиях». При правильном позиционировании продукт вполне может стать популярным, считает Кусков, оценивая инвестиции в проект в «несколько десятков миллионов рублей».

 

Membrana, судя по всему, будет логическим продолжением и развитием уже существующих сервисов «Секретарь», «Защитник» и «Интернет-защитник», которые будут усовершенствованы и объединены в единый сервис, полагает СЕО Security Vision Руслан Рахметов. «Вероятно, в новом сервисе будут применены более продвинутые механизмы ИИ и алгоритмы анализа Big Data по сравнению с уже предлагаемыми МТС услугами, будут предложены расширенные функции по обеспечению кибербезопасности при интернет-серфинге (защита от рекламы и отслеживания, фильтрация веб-ресурсов по категориям)», — рассуждает он. Среди аналогов Рахметов называет секретаря «Олега» от виртуального оператора «Т-Мобайл» (ранее «Тинькофф Мобайл»), представленного еще в 2019 году. Однако преимуществами МТС, считает эксперт, являются использование продвинутой ИИ-технологий от дочерней MTS AI, а также развитие Membrana специализированным центром инноваций МТС Future Crew.

В новой обертке

Участники рынка, впрочем, настаивают: в том или ином виде услуги, которые предлагает Membrana, уже существуют и предлагаются другими операторами.

По мнению источника на рынке телекоммуникаций, пока сервис выглядит как попытка переупаковать то, что уже существовало ранее. Отдельный интерес вызывает, говорит собеседник Forbes, мониторинг утечки данных. Он напоминает, что в конце ноября 2024 года были приняты поправки в КоАП и УК, согласно которым появилась ответственность за незаконное использование и передачу, сбор и хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные. «Membrana мониторит сайты с утечками данных, а значит, сервис их собирает и использует. С декабря это преследуется по закону», — недоумевает источник на рынке телекоммуникаций. «Функциональные возможности Membrana полностью согласованы с регуляторами и действующим российским законодательством в части использования и передачи персональных данных», — возражают на это во Future Crew, добавляя, что решение со схожими возможностями, например, реализовал Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам. Оно также предполагает проверку возможности утечек персональных данных.

«Мы искренне поддерживаем стремление наших коллег по отрасли к повышению уровня безопасности клиентов, — сообщили Forbes в «Вымпелкоме» (бренд «билайн»). — Как первопроходец в этой сфере, билайн уже продемонстрировал, каким может быть востребованный и ответственный подход. При этом считаем важным подчеркнуть, что безопасность коммуникаций должна быть не просто доступна, а являться базовым уровнем для каждого клиента по умолчанию, без необходимости устанавливать дополнительные приложения или подключать специальные тарифы».

«С точки зрения практической пользы для клиента в Т2 есть сервисы, закрывающие описанный функционал. Например, через приложение Т2 можно получить отчет-проверку данных на предмет утечек — в нем будут указаны источники, ответственные за компрометацию данных, — говорят в Т2. — В приложении можно активировать функцию маркировки звонков, которая в том числе идентифицирует подозрительные вызовы, а также голосового ассистента — он ответит на звонок, отклонит предложения мошенников, пришлет аудиозапись и расшифровку. Первые две услуги бесплатны, голосовой ассистент в Московском регионе стоит четыре рубля в день. Помимо этого, базовый слой защиты — антифрод-платформа Т2 — ежедневно блокирует 300 000 звонков мошенников в день».

 

В «Мегафоне» и «Т-Мобайл» отказались от комментариев.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+