К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Тренд на осознанность: как меняются подходы бизнеса к построению IT-инфраструктуры

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В 2024 году IT-рынок оставался турбулентным. Отечественные продукты и их производители продолжили активное развитие, чтобы соответствовать высоким требованиям заказчиков. В то же время бизнес стал оптимизировать бюджеты и пересматривать подходы к проектам внедрения. И все это на фоне всеобщего интереса к ИИ-технологиям и готовности инвестировать в это направление. О технологических трендах, изменениях в требованиях бизнеса и ситуации на отечественном рынке ПО и оборудования рассказывает руководитель направления «Инфраструктурные решения» КРОК Александр Сысоев

Внутренняя миграция

В 2024 году мы наблюдали большое количество реальных внедрений отечественных IT-решений в продуктивную инфраструктуру. Компании enterprise-сегмента продолжили процесс миграции на российское оборудование и ПО, но стали делать это более осознанно. Сегодня бизнес комплексно рассматривает сложившийся за несколько десятилетий IT-ландшафт. Поэтому растет количество запросов на формирование стратегий дальнейшего развития IT-инфраструктуры. При этом на фоне изменений ключевой ставки компании пересматривают бюджеты на IT-проекты и подход к импортозамещению. Характерная особенность: теперь вместо крупных внедрений, требующих значительных единоразовых инвестиций, организации разбивают объем работ на портфель проектов и далее поэтапно приступают к импортозамещению отдельных сегментов.

На рынке продолжается консолидация производителей отечественных решений. Крупные компании объединяют вокруг себя мелкие, формируя наиболее полный портфель предложений. Например, «Группа Астра» в рамках M&A-стратегии в 2024 году пополнила продуктовую линейку платформой контейнеризации «Боцман» и приобрела разработчика этого решения. Видные игроки рынка заключают технологические партнерства для совместного развития продуктов. Например, VK и Р7 объединили экспертизу, чтобы предложить пользователям инструменты для работы с документами в привычной экосистеме, а PostgreSQL инвестировал 3 млрд рублей в развитие экосистемы Deckhouse от «Флант».

Изменилась и расстановка сил на рынке. После того, как в августе 2024 года правительство упростило правила аккредитации, небольшие молодые IT-компании получили возможность участвовать в конкурсных процедурах наравне с крупными игроками. С одной стороны, возросшая конкуренция подстегивает к развитию. С другой — малые компании не всегда обладают должными ресурсами и экспертизой для выполнения крупных проектов, поэтому перед бизнесом встает вопрос поиска оптимального, с точки зрения соотношения цены и качества, подрядчика. Здесь важную роль приобретает деловая репутация IT-компании.

 

При переходе на новую инфраструктуру бизнес закладывает фундамент для ее качественного роста. Это повлияло на технологические тренды, которые превалировали в 2024 году и не утратят актуальность в 2025-м. Все чаще крупные компании мигрируют в частные облака, чтобы обеспечить соответствие новой IT-инфраструктуры растущим требованиям бизнес-пользователей: автоматизированное выделение виртуальных мощностей, управление ресурсами, оперативное развертывание новых сервисов, предоставление управляемых сервисов. Появляются запросы и на создание облачных платформ для оказания сервисных услуг.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Продолжает укрепляться тренд на усиление защиты инфраструктуры (харденинг), наметившийся еще в 2022-2023 годах. Компании стремятся повысить устойчивость как штатными средствами инфраструктурного ПО, так и применяя тонкую настройку оборудования.

 

Увеличивается спрос на платформы для разработки. К примеру, рынок инфраструктуры для разработки контейнерной виртуализации растет опережающими темпами по сравнению с рынком классической серверной виртуализации. И это во многом связано с тем, что производители бизнес-приложений уже переходят на микросервисную архитектуру (контейнеризация — метод виртуализации, благодаря которому возможна «упаковка» сервисов, составляющих приложение, что делает их переносимыми в различные вычислительные среды, как для разработки и тестирования, так и для производственного использования).

Крупный бизнес продолжает присматриваться к возможностям ИИ. По результатам опроса «К2 НейроТех», IT-инфраструктура 51% российских компаний не готова к внедрению. Компании задаются вопросом, как подготовить ее под ИИ и правильно внедрить его в бизнес-процессы. Рынок в первую очередь интересуют сценарии использования нейросетей и возможные эффекты для бизнеса. Если сегодня ИИ решает скорее рутинные задачи, помогая побороть страх чистого листа или выполнить сложный поиск информации, то в ближайшем будущем его потенциал будет шире задействован для предиктивной аналитики, анализа больших данных.

Смена оптики

Говоря о темпах импортозамещения, бизнес приходит к пониманию, что это сложный и небыстрый процесс, участники которого должны в конструктивном диалоге определять реальные сроки перехода на новые платформы. Компании, на которые не распространяются требования регуляторов в части импортозамещения, все еще прибегают к параллельному импорту оборудования. Как правило, они это делают в двух случаях: если требуется закупить сложное решение, альтернативы которому пока нет на отечественном рынке, либо продукт превосходит российский по функциональности при сопоставимой цене. Чаще всего отечественным производителям приходится конкурировать с азиатскими вендорами в сегменте систем хранения данных (СХД), в особенности уровня high-end.

 

Однако прогнозы по активному выходу азиатских производителей на российский рынок или переориентации отечественных вендоров на импорт решений из восточных регионов скорее не оправдались. Например, на российском рынке представлено как минимум три азиатских системы резервного копирования (СРК), однако количество сделок с производителями этого ПО в 2024 году не превысило и десяти. Среди причин — сложности при организации техподдержки, а также возможные риски вложить средства во внедрение решений, которые не обеспечат необходимой доли импортозамещения внутри IT-инфраструктуры.

Как на этом фоне чувствуют себя российские производители? Сегодня портфели продуктов основных российских вендоров оборудования соответствуют мировым стандартам и отвечают требованиям компаний. Это касается и СХД начального уровня, и высокопроизводительных вычислительных серверов (от четырех процессоров и более). Появляются серверы отечественного производства на базе процессоров пятого поколения. Расширяется рынок СХД: компания ITPOD представила линейку СХД собственной разработки, реестр Минпромторга пополнила СХД Atlas Storage M для инфраструктур среднего масштаба, «Аэродиск» запустил новую линейку Engine AQ на платформе Aquarius.

Производители программно-аппаратных комплексов (ПАК) укрепляют позиции. Такие решения призваны закрывать довольно сложные задачи по построению инфраструктуры и управлению данными. Спрос на них растет и продолжит расти в 2025 году. Компании постепенно переходят на использование ПАКов с настроенной и проверенной на совместимость средой, чтобы оптимизировать расходы на внедрение и эксплуатацию за счет централизованной поддержки софта и оборудования в режиме одного окна.

Своей дорогой

В сегменте инфраструктурного ПО растет зрелость отечественных программных продуктов. При формировании дорожных карт российские производители ПО агрегируют запросы рынка, тщательно анализируют обратную связь от заказчиков по итогам реализованных внедрений, делают выводы о зрелости решений и их применимости в продуктивной IT-инфраструктуре.

В 2024 году продолжил расти рынок отечественного ПО виртуализации IT-инфраструктуры. По оценкам iKS-Consulting, рост составит минимум 20% год к году в течение следующих нескольких лет. В сегменте операционных систем уверенно лидируют несколько сильных игроков, на которых приходится основная доля заказчиков (в их числе Astra Linux, «Альт» и «Ред ОС»). На рынке появились заметные кейсы внедрения отечественных почтовых систем. Продолжается переход на российские решения унифицированных коммуникаций и корпоративные мессенджеры, лидеры этого сегмента – eXpress, VK Teams, активно осваивают рынок 1F Chat от компании «Первая Форма» и Squadus от «МойОфис».

 

В условиях, когда все ключевые игроки рынка объединены одной целью — развивать отечественное производство путем создания, доработок и активных внедрений продуктов, возрастает роль отраслевых ассоциаций (Ассоциация КП ПОО, Ассоциация ФинТех и др.) и мероприятий (ЦИПР, Smart Oil & Gas, Finopolis), которые становятся площадками для обмена опытом и экспертизой. Появляются новые информационные ресурсы от экспертов IT-отрасли, призванные делиться знаниями, кейсами, мнениями и аналитикой (порталы «ИТ-инфраструктура», «Истовый инженер»). Российский IT-рынок все сильнее отстраивается от мирового и встает на собственный путь развития. Конструктивный диалог, который поможет повысить уровень информированности и доверия среди всех участников, — необходимое условие для совместного движения вперед.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+