
Кадровая экспансия
«Золотое яблоко» расширяет IT-штат на 25%: в течение января — марта 2025 года ретейлер планирует нанять около 150 IT-специалистов, рассказали Forbes в компании. В ближайшее время ретейлер наймет десятки бэкенд- и фронтенд-разработчиков, devops-, ML- и дата-инженеров, системных аналитиков и тестировщиков. Новые сотрудники смогут работать в московском офисе «Золотого яблока», удаленно из любой точки страны или в штаб-квартире компании в Екатеринбурге.
Необходимость быстрого увеличения численности персонала связана с международной экспансией, развитием электронной коммерции и рядом других стратегических задач, таких как внедрение новых технологий, автоматизация внутренних процессов и развитие центров внутренних компетенций.
«Золотое яблоко» — один из крупнейших омниканальных бьюти-ретейлеров СНГ, который основали в Екатеринбурге бывшие одноклассники Иван Кузовлев и Максим Паняк. В 1996 году они открыли павильон с косметикой, который в итоге дорос до компании с выручкой в десятки миллиардов рублей. С прошлого года «Золотое яблоко» ведет экспансию на Ближнем Востоке: весной компания открыла магазин и запустила онлайн-продажи в Катаре, в конце 2024 года интернет-магазин открылся в ОАЭ. В «Золотом яблоке» намерены продолжать расширять операции в странах Персидского залива, а также развивать омниканальное присутствие в СНГ. Сейчас офлайн-магазины ретейлера открыты в 19 городах России, трех городах Казахстана, а также в Белоруссии и Катаре.
По данным сервиса Rusprofile, выручка юрлица компании — ООО «Екатеринбург яблоко» в 2023 году выросла на 52%, до 93 млрд рублей, прибыль — на 18%, до 3,3 млрд рублей. «Екатеринбург яблоко» на 65% принадлежит ООО «УК «Кристалл» (в нем у Кузовлева и Паняка по 50%), на 35% — ООО «РК Компани».
Направление электронной коммерции в компании активно развивается с начала пандемии 2020 года, и сейчас на нее приходится уже более 50% выручки, указывают в «Золотом яблоке». По данным SimilarWeb, в декабре 2024 года сайт goldapple.ru посетили 14,9 млн пользователей. Компания внедряет новые онлайн-сервисы: так, в прошлом году в приложении появились стримы, видеоконсультации, возможность поделиться корзиной как вишлистом, сгенерировать персонализированный дизайн подарочной карты с помощью нейросети YandexART. Кроме того, пользователи могут сыграть в онлайн-игру «Бьюти-тамагочи», в которой за несколько месяцев уже отметились более 2 млн человек.
«Золотое яблоко» активно осваивает рынок электронной торговли, который продолжает расти — пусть и не такими темпами, как прежде. Согласно оценкам Data Insight, если в 2023 году объем рынка розничной интернет-торговли в России вырос на 44% и составил 7,8 трлн рублей, то по итогам прошлого года объем продаж в e-commerce в стране превысит 10 трлн рублей — аналитики ждут роста на 36%, до 10,7 трлн рублей.
Для технической поддержки IT-инфраструктуры очевидно требуется масса специалистов. В минувшем году сразу несколько крупных компаний в IT-отрасли сокращали штат. Так, осенью ABBYY уволила буквально за час почти всех граждан России в трех RnD-офисах — на Кипре, в Белграде и Будапеште. Ситуация коснулась сотен разработчиков. Примерно в то же время VK покинули несколько сотен человек, а всего компания собирается уволить, по некоторым оценкам, до пары тысяч сотрудников.
В начале 2025 года увольнения коснулись и Positive Technologies, которая занимается кибербезопасностью: по информации Cnews, счет там тоже идет на сотни сотрудников. Кроме того, массовые сокращения IT-специалистов проходят и в IT-подразделении «Сбера» Ecom.tech, которое разрабатывает решения для «Купера», «Мегамаркета», «Сберлогистики» и «Самоката».
Новая модель
Использование резонансной информационной повестки в целях рекрутинга руководитель сектора «Ретейл» в hh.ru Татьяна Волина называет вполне понятной и уместной тактикой. Особенно в случае с IT-сферой, где за лояльность аудитории к бренду (и рыночному, и работодателя), по ее словам, идет настоящая борьба. «Дефицит кадров в IT, прежде всего сеньоров, никуда не делся — их по-прежнему не хватает, а на рынке достаточно компаний, испытывающих острую нехватку в IT, даже в отраслях, откуда поступали сигналы о сокращениях. Вполне может быть ситуация, когда одна компания из определенной отрасли активно набирала персонал под реализацию проектов в будущем, но затем пересмотрела бизнес-стратегию, провела аудит проектов — и оказалось, что столько людей просто нечем занять, — рассуждает Волина. — Другой компании в той же отрасли есть куда расти, и она готова привлекать на работу нужных ей специалистов. При активном развитии направления электронной коммерции, к примеру».
При старте проекта «Золотое яблоко» изначально делало ставку на развитие онлайн-платформы и онлайн-сервисов, потому что опередить гигантов, которые работали на этом рынке десятки лет, с другой стратегией было бы невозможно, считает основатель AWG и маркетплейса IT-аутстаффинга SkillStaff Александр Хачиян. «Сейчас это, пожалуй, передовой ретейлер по удобству CJM (customer journey map — в маркетинге путь, который проходит клиент от осознания потребности в продукте до его покупки, а иногда и после нее. — Forbes) в онлайн-покупках на этом рынке, — полагает эксперт. — Причем наем айтишников — это не только про онлайн-продажи, это в целом вся IT-поддержка внутри офлайна: логистика, работа по всем цепям поставок, работа с покупателями. И это требуется не только запустить, но и поддерживать».
Положение компаний неодинаковое — есть те, что сокращают персонал, и те, что нанимают, размышляет партнер Data Insight Федор Вирин. «Золотое яблоко» нащупало, по его мнению, правильную успешную бизнес-модель нового омни-ретейла, которую компания однозначно готова масштабировать — отсюда и наем. «В этой модели есть баланс между покупками и счастьем, которое получают потребители непосредственно в магазине, что создает компании огромную лояльность клиентов. Это тот самый формат ретейла, когда потребители готовы покупать в онлайне и в офлайне, — продолжает Вирин. — Покупатели счастливы и готовы делиться своими впечатлениями с другими, даже переплачивать за это чувство, целенаправленно идти в магазин, а не случайно в него заходить, прогуливаясь по ТЦ. Это тот формат ретейла, который сделало «Золотое яблоко». И это не просто трансформация — это выглядит как новая ступень в ретейле, и примечательно, что не в премиуме, а в масс-маркете, заключает эксперт.