К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Диккенсовская Роботопия: как и когда роботы займут места пенсионеров на рынке труда

Робот Figure 02 (Фото DR)
Робот Figure 02 (Фото DR)
По прогнозу Всемирного экономического форума, уже в этом году роботы могут занять 85 млн рабочих мест, где до сих пор работали люди. Миллиардер Илон Маск считает, что к 2040 году по всему миру будет работать больше человекоподобных роботов, чем людей. И с учетом стремительно стареющего населения перспектива найти способ заменить людей машинами может показаться не такой уж невероятной. Рассказываем, какие у этого сценария подводные камни, насколько он реалистичен и чем человекоподобные роботы занимаются прямо сейчас

К 2040 году роботов будет больше, чем людей — так считает Илон Маск, который еще три года назад анонсировал собственных человекоподобных роботов Tesla Optimus. Во время ежегодной конференции Future Investment Initiative в Эр-Рияде Маск заявил, что через 15 лет по всему миру будет использоваться около 10 млрд человекоподобных роботов. На той же конференции он сказал, что цена за робота, который может делать все что угодно, скорее всего, будет от $20 000 до $25 000 за штуку, что практически полностью соответствует стоимости робота от Tesla (ожидается, что после запуска серийного производства их стоимость будет от $20 000 до $30 000). 

Среди конкурентов Tesla в гонке за лидерство на рынке человекоподобных роботов —  Figure AI, Toyota Research Institute, Boston Dynamics, Mercedes-Benz и Apptronik. 

Подстегивает внедрение роботов и кризис рынка труда — старение населения вызывает сокращение людей трудоспособного возраста. По прогнозам, к 2045 году население трудоспособного возраста в Германии сократится на 2%, несмотря на общий прирост. В других странах Европы и Азии одновременно увеличивается количество пожилых людей, но и снижается рождаемость, что потенциально может привести к кризису рабочей силы. Эксперты Financial Times предостерегают, что скоро компенсировать дефицит не сможет даже иммигрантский труд и возросшее количество работающих женщин. Новых молодых работников, зумеров, просто не родилось столько, сколько нужно для экономики: с 1960-х годов быстрый рост уровня образования, особенно среди женщин, улучшение питания и гигиены и распространение методов контроля за численностью рождений привели к резкому снижению рождаемости. Казалось бы, все складывается сравнительно неплохо — компании заняты разработкой решения надвигающейся проблемы. Но не все так просто.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Ненаучная фантастика

Во-первых, не все прогнозы так же смелы, как обещания Маска. Аналитики Morgan Stanley озвучивают гораздо более скромные цифры: по их оценкам, к 2040 году на предприятиях США будут заняты около 8 млн человекоподобных роботов. Эксперты Всемирного экономического форума в 2020 году прогнозировали, что уже к 2025-му 85 млн рабочих мест будут заняты роботами — в этом случае речь шла, правда, не только о человекоподобных роботах, а про ИИ в целом, и пока речи о массовой замене людей роботами не идет. Согласно барометру рынка труда от PwC, на данный момент ключевое влияние AI на этот рынок заключается в росте вакансий, требующих знакомства с этими технологиями. 

Алексей Каленчук, руководитель направления цифровых креативных индустрий Фонда «Сколково» (группа ВЭБ.РФ), говорит, что 15 лет — это действительно короткий срок для достижения столь амбициозной цели, как создание роботов, способных массово заменить или дополнить человеческую рабочую силу: «Прямо сейчас проект Маска решает очень правильные тактические задачи, например, разрабатывает манипулятор — универсальную руку антропоморфного робота. Оказалось, что эта на первый взгляд простая задача требует большой работы по моделированию поведения руки и включает в себя некое знание всего окружающего эту руку мира. И это далеко не единственная проблема». 

 

В то же время, как говорит Алиса Тестина (Кулоби), ведущий эксперт по внедрению ИИ в корпорации Lantmannen Unibake, в таких странах, как Норвегия, Швеция, Южная Корея или Япония уже сейчас весьма высокая плотность роботизации в промышленности и логистике. «Тем не менее даже там не ставится цель достичь численности роботов, сопоставимой с количеством населения, — говорит эксперт. —  Высокая стоимость роботизированных комплексов (особенно гуманоидного типа) и необходимость модернизации всей инфраструктуры делают подобные сценарии (больше роботов, чем людей) маловероятными в ближайшие 20 лет». 

«Илону свойственны чрезмерно оптимистичные прогнозы в сфере искусственного интеллекта, и этот не исключение, — считает Гэри Ф. Маркус,  ученый и генеральный директор компании Geometric Intelligence, занимающейся машинным обучением. — Это просто фантастика — представить себе продажу миллионов роботов в ближайшее время, когда никто не знает, как построить хотя бы одного безопасного, надежного, в целом полезного человекоподобного робота прямо сейчас, хоть по какой-нибудь цене». 

А вот консультант стартапов  и основатель студии развития бизнеса FICH Вадим Рыдкин не считает идею Илона Маска такой уж утопичной: «Международная федерация роботизации (IFR) действительно обещает колоссальный рост рынка робототехники в ближайшие годы. И хотя у меня нет уверенности, что роботов станет больше, чем людей, использование этой технологии действительно будет массовым. Оно позволит сократить дефицит кадров, особенно в социальной сфере и промышленности, где уже сейчас ощущается очень острая нехватка специалистов».

 

«На самом деле роботов и сейчас очень много: роботизация применяется в самых разных форматах — от логистических решений на складах до автопилотов в транспорте», — говорит Максим Пудалов, создатель и директор компании по поддержке IT-стартапов и технологического бизнеса «Спутник». 

Роботы вместо стариков 

Генеральный директор венчурного фонда Orbita и футуролог Евгений Кузнецов говорит, что, действительно, общее количество рабочих мест, которые находятся под риском автоматизации, достигает почти 50% в развитых экономиках: «Но давайте посмотрим в прошлое, когда радикально поменялись агротехнологии. Огромное количество сельхозработников было вытеснено из деревни в город, и пока города были не готовы к приему людей: появлялись трущобы, беднота, Англия из книг Чарльза Диккенса и т. д. Однако все последующие процессы автоматизации происходили мягче и приводили к появлению новых рабочих мест». 

Так или иначе большинство экспертов сходятся в том, что в долгосрочной перспективе инновационные технологии создают больше рабочих мест, чем уничтожают. Люди нужны для создания, модернизации, ремонта и эксплуатации сложных машин, которыми являются роботы. И этот переход выпадет как раз на период, когда многочисленное поколение беби-бума уйдет на пенсию, что вызовет еще большую нехватку рабочей силы.  Адам Джонас, руководитель отдела исследований глобальных автомобилей и общей мобильности Morgan Stanley, говорит, что именно из-за стареющего населения коммерциализация человекоподобных роботов и становится все более необходимым решением.

Согласно заявлениям Tesla, несколько роботов Optimus уже работают на заводе компании (правда, неизвестно, какие функции они выполняют). В 2024 году Илон Маск говорил, что к 2025 году у них будут работать тысяча или несколько тысяч роботов — пока неизвестно, была ли достигнута эта цель. По данным Международной федерации робототехники, в среднем по миру автоматизировано только 1,6% производственной рабочей силы, а самые высокие показатели у Южной Кореи — 10%. 

При этом, как считает Лайонел Лоран из Bloomberg, роботизация в ближайшие годы действительно может стать удобной для европейских политиков альтернативой иммигрантскому труду и увеличению пенсионного возраста. Наталья Дубинникова, основатель HR-агентства Favourite Partners, отмечает, что мигранты зачастую приходят туда, где не хотят работать местные: «Национальный исследовательский университет Высшей школы экономики выяснил, что число трудовых мигрантов в Москве составляет четверть всех работающих — это огромная доля рынка. При этом внимание к мигрантам растет, их присутствие на рынке труда будет регулироваться все больше. Не хотелось бы, конечно, говорить, что вся надежда на роботов, но они действительно могут выровнять рынок труда хотя бы в этом вопросе». 

 

В Европе и правда уже начали активно интересоваться возможностями решить за счет роботов проблему кадров. Например, датский профсоюз электриков и ассоциация работодателей заказали консалтинговой компании HowToRobot отчет о том, какие задачи могут быть автоматизированы, учитывая надвигающуюся нехватку 6700 работников в течение ближайших пяти лет. Оказалось, что только автоматизация конкретных повторяющихся работ, таких как протягивание кабелей или сверление отверстий, может компенсировать 14% дефицита. 

Алиса Тестина уверена, что полностью закрыть проблему дефицита кадров в мире при помощи роботизации невозможно: «Наряду с роботами нужны специалисты по их обслуживанию, инженеры, операторы и аналитики данных. Кроме того, структура рынка труда меняется быстро, и спрос на новые профессии возникает быстрее, чем успевает адаптироваться система образования».

При этом роботы, созданные на основе классических принципов компьютерной инженерии, уже используются во многих логистических процессах, например, в компаниях  Amazon, Alibaba, СДЭК, Wildberries и других — для сортировки, упаковки и перемещения товаров. 

В США роботы тоже уже появляются на рабочих местах как ответ на острую нехватку кадров, и результатом такого решения стал рост производительности. Когда компании внедряют более эффективные машины или технологии, работники становятся более продуктивными — они увеличивают количество выпущенной продукции в час. В результате компании увеличивают прибыль и повышают заработную плату сотрудников без необходимости повышать цены. Остан Гулсби, президент Федерального резервного банка Чикаго, сравнил такой рост производительности с «волшебными бобами для экономики». Джо Бруселас, главный экономист налоговой и консалтинговой фирмы RSM, заявил, что последний раз мир видел что-то подобное в конце 1990-х годов, когда произошел скачок производительности из-за распространения ноутбуков, мобильных телефонов и интернета. 

 
Робот Optimus (Фото DR)

При этом, считают в Morgan Stanley, больше всего от внедрения человекоподобных роботов выиграют секторы,  в которых много физически опасных задач. Это транспорт и логистика, строительство, производство, сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность. По оценкам аналитиков банка, человекоподобные роботы могут сэкономить примерно от $500 000 до $1 млн на одного работника в течение 20 лет, а стоимость создания такого робота может варьироваться от $10 000 до $300 000 в зависимости от его функций и задач. 

Инвестиционный банк Goldman Sachs прогнозирует, что рынок человекоподобных роботов достигнет $38 млрд к 2035 году. 

Но, говорит Максим Пудалов, вопрос с кадрами и экономическими проблемами роботизация не решит: «Прогресс сам по себе ничего не решает. Для изменений нужна политическая воля, экономические преобразования и прочие усилия, инициированные людьми. В том числе понадобится ответить на сложный вопрос о том, как будут зарабатывать деньги люди, если их работу заберут роботы. Без ответа на этот вопрос человечество не только не решит проблему, но и, скорее всего, создаст другую, более сложную». 

Этика и психология эксплуатации роботов

Люди не в первый раз в истории оказываются вынуждены конкурировать за рабочие места с машинами. Но особенности нынешней волны автоматизации, считают аналитики Института Брукингса, в том, что даже если новых рабочих мест будет создано в достаточном количестве, автоматизация будет происходить так быстро и так масштабно, что большинству работников придется неоднократно менять специализацию в течение жизни. 

 

Кроме того, пишет в колонке для Bloomberg Лайонел Лоран, многие секторы может быть очень трудно автоматизировать — например, уход за пожилыми. Он также пишет о том, что в некоторых странах восполнить дефицит на рынке труда только с помощью роботов будет попросту невозможно. Еще одна проблема для экономики в том, что роботы не платят налоги, что делает их в некоторой степени бесполезными для социального государства, отмечает он, а инвестиции в них слишком большие для технологии, результат внедрения которой пока сложно предсказать. 

О проблемах окупаемости инвестиций в связи с применением робототехники писала McKinsey еще в 2022 году, а в Boston Consulting Group считают, что промышленные компании, которые инвестируют в роботов, обычно достигают рентабельности инвестиций в 10–15% в течение первого года и до 20–25% в течение трех-пяти лет. Но тогда речь шла о простых промышленных роботах стоимостью от $20 000 до $100 000, что может быть в разы дешевле новых человекоподобных устройств. Пока неизвестно, насколько оценка Маска в $20 000–30 000 близка к реальности. 

Сейчас эксперт по автоматизации Майк Уилсон оценивает среднюю стоимость промышленного человекоподобного робота примерно в $111 000. Это означает, что для правительства практически любой страны восполнение дефицита рабочих кадров силами роботов стоило слишком дорого. Алексей Каленчук говорит, что если удастся преодолеть технические барьеры и роботы достигнут хотя бы 10% от человеческой рабочей силы, это станет радикальным сдвигом для всего рынка труда: «Тем не менее технологии на переднем крае всегда стоят дорого, и создание массовых решений потребует снижения их стоимости до уровня, который будет оправдан в большинстве отраслей». 

Робот Figure 02 (Фото DR)

Кроме того, исследования показывают, что влияние внедрения роботов неоднородное — увеличивается спрос на квалифицированных сотрудников, в то время как сотрудники, выполняющие рутинные повторяющиеся задачи в ряде секторов, заменяются роботами. Эксперт в области мультимедийных решений Дмитрий Яковлевский говорит, что под угрозой находятся и профессии в сфере искусства и развлечений: «ИИ уже способен генерировать тексты и музыкальные композиции. Светорежиссеров и диджеев также может заменить ИИ. Даже сборка сцен и технического оборудования может быть передана роботам». 

 

Тем не менее Евгений Кузнецов считает, что нынешняя волна автоматизации пройдет для рынка труда достаточно мягко: «Иными словами, люди будут находить работу достаточно быстро. В США не первое десятилетие активно идет автоматизация, но уровень безработицы довольно низкий. Количество общих продуктивных рабочих мест благодаря ИИ, наоборот, может вырасти едва ли не на порядок. То есть экономики испытают период очень бурного роста, для которого, конечно, нам всем придется поучиться работать вместе с роботами рука об руку». Алексей Каленчук согласен, что на практике роботы чаще становятся инструментами, которые повышают производительность труда, а не вытесняют людей полностью.

Дмитрий Яковлевский уверен, что главная сложность автоматизации — это коммуникация: «Например, чат-боты и автоответчики до сих пор не способны полностью заменить операторов, так как не обладают гибкостью и эмоциональной интуицией. Неправильная интерпретация запросов пользователей может вызывать неудобства и негативную реакцию. Самая большая проблема ботов — отсутствие эмпатии». Об этом говорит и основатель и директор по развитию компании Promobot Олег Кивокурцев: «Человек способен принимать нестандартные решения в неожиданных ситуациях, адаптируясь к обстоятельствам и иногда даже улучшая процесс. Машина же действует строго по заданному алгоритму. Например, если на конвейере произойдет возгорание или перегрузка палета, роботизированная рука продолжит свою работу, игнорируя опасность. Хотя со временем можно внести дополнительные настройки для улучшения ситуации, это не решает проблему в моменте». 

Другая проблема в том, что искусственный интеллект, который используется в промышленных роботах, пока далек от совершенства. Harvard Business Review пишет, что риски безопасности в связи с применением ИИ невозможно устранить в обозримом будущем, а заложить в программу робота этичность или «человечность» практически невозможно. Помимо всего прочего, у разных разработчиков разные представления о моральных идеалах, а регулировать этичность ИИ со стороны международных органов типа ООН проблематично из-за отсутствия рычагов давления на частный сектор. 

Алиса Тестина отмечает также проблему кибербезопасности: «Беспилотные грузовики, складские роботы и другие автономные системы все активнее используют облачные технологии для обработки данных, что делает их уязвимыми для хакерских атак. Ошибка в системе безопасности может привести к массовым перебоям в производстве или логистике, что повлечет за собой многомиллионные убытки». 

 

Какие технологии доступны уже сейчас?

Помимо роботов Илона Маска, которые уже выполняют какие-то задачи на заводе Tesla, существует еще ряд разработок. Робот Figure 02 от дочерней компании OpenAI тестировался на производственном предприятии BMW в Южной Каролине — и это первый случай в истории, когда человекоподобный робот был интегрирован в производственную линию автопроизводителя. По данным BMW, робот способен размещать сложные детали с точностью до миллиметра, а его роботизированные руки работают с силой, эквивалентной человеку. Однако, несмотря на успешный пилотный проект, BMW заявляет, что в настоящее время на ее заводе массово не используются роботы Figure AI, графика их внедрения также пока нет. 

В марте 2024 года Mercedes-Benz и робототехническая компания Apptronik договорились о размещении человекоподобных роботов на своих производственных объектах. Компании изучают потенциальные варианты использования роботов, например, для доставки деталей работникам сборочных линий или выполнения физически опасных задач. Их роботы Appollo могут поднимать около 25 кг веса и работать от аккумулятора до четырех часов. Ранее Apptronik разрабатывала робота Valkyrie для NASA.

Норвежский стартап 1Х показал робота EVE, разработанного при поддержке OpenAI. У него нет ног, но есть коленные суставы для приседания. Устройства перемещаются на специальной трехколесной платформе, а вместо рук у них клешни для захвата предметов. Робот предназначен для работы в сфере безопасности, здравоохранения и других отраслях, ориентированных на обслуживание, в которых не нужна большая точность. 

Робот Figure 02 (Фото DR)

Собственных роботов также разрабатывает Toyota Research Institute совместно с Boston Dynamics. Исследовательское партнерство направлено на ускорение разработки человекоподобных роботов общего назначения и робота Atlas от Boston Dynamics. 

 

В России человекоподобные роботы развиваются не так активно и пока выполняют преимущественно декоративные и рекламные функции, как это делают роботы Promobot. В декабре 2024 года ученые Московского физико-технического института (МФТИ) показали робота-ассистента для склада, который может общаться с клиентами, сканировать штрих-коды и выдавать заказы. На платформе МФТИ можно также собрать антропоморфного робота-кладовщика, оснащенного голосовым ассистентом, и игрового человекоподобного робота для развлечений. Все эти проекты, однако, пока крайне далеки  от выхода на промышленные мощности. Дмитрий Яковлевский также рассказывает, что сотрудников заменяют и мультимедийные технологии: «Например, наша команда уже создает проекты на базе HoloPort, заменяя сотрудников аэропортов и банковских служащих интерактивными голограммами». Эта технология была применена для инсталляции компании «Газпром бурение» на Питерском международном газовом форуме — это первый в России опыт использования такой технологии. 

В целом в ближайшее время роботы российского производства, по всей вероятности, едва ли начнут массово заменять на трудовом рынке кого бы то ни было — как пенсионерам, так и зумерам на это пока рассчитывать (или опасаться этого) не стоит. Тем не менее в мире технологии развиваются достаточно стремительно, и как минимум российское законодательство к нашествию роботов уже начало готовиться. Адвокат Юлия Казанцева говорит, что в России уже существует несколько ключевых стратегий и законодательных актов, касающихся регулирования ИИ и робототехники: «Важным шагом стало введение экспериментальных правовых режимов для тестирования ИИ в различных сферах, таких как медицина и транспорт. Однако пока законодательство, регулирующее отношение к ИИ, находится на начальных стадиях формирования. По моему опыту, законотворчество в данной области очень неповоротливо, а решения в сфере цифровизации отстают от реальности». А Ярослав Шицле из юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» считает, что, возможно, в скором будущем потребуются новые законы для защиты отдельных категорий работников от замены роботами. 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+