FT узнала о расследовании причастности россиян к созданию пограничной системы ЕС
Европейская прокуратура расследует причастность россиян из офиса французской IT-компании Atos в Москве к созданию электронной пограничной системы ЕС, для работ над которой требуется допуск безопасности. Система въезда/выезда ЕС — EES — будет собирать данные о посетивших страны блока иностранцах, регистрируя биометрическую и личную информацию и статус визы
Европейская прокуратура EPPO проводит расследование возможного участия московского офиса французской IT-компании Atos в создании электронной пограничной системы Евросоюза, для работ над которой требуется допуск безопасности ЕС, сообщили Financial Times два информированных источника.
EPPO (отвечает за расследование преступлений, затрагивающих финансовые интересы ЕС) отказалась от комментариев. Никаких обвинений по делу на сегодняшний день не предъявлено.
Система въезда/выезда ЕС (EES) будет собирать данные о посетивших страны блока иностранцах, регистрируя биометрическую и личную информацию и статус визы. Контракт на работу по проекту стоимостью €212 млн выиграла в 2019 году Atos Belgium совместно с IBM Belgium и итальянской Leonardo.
Согласно документам, с которыми ознакомилась FT, лицензии на программное обеспечение, необходимое для EES, было приобретено через офис Atos Russia в 2021 году. При этом «основным» контактным лицом для покупки криптографических сертификатов у американской AppViewX была сотрудница офиса Atos в Москве Юлия Плавунова. Московский адрес Atos также указан в документах на покупку лицензии на ПО швейцарской Magnolia.
Бывший сотрудник Atos, работавший над проектом, сообщил, что Плавунова «постоянно участвовала в закупках с участием сторонних подрядчиков». При этом он отметил, что они не знали, что Плавунова находится в России, и назвал это «странным», поскольку на проект могли назначаться только «сотрудники, имеющие допуск ЕС». Из контракта EES, с которым ознакомилась FT, следует, что все сотрудники IT-подрядчиков «должны иметь действительный допуск к секретной информации ЕС, выданный Управлением национальной безопасности [в государстве-члене]».
Плавунова сообщила FT, что ушла из Atos в 2021 году и «не может раскрывать информацию, которая принадлежит бывшему работодателю». Она отметила, что Atos «предоставлял сотрудникам равные возможности для работы в разных регионах». «Быть россиянином не означает работать на ФСБ», — подчеркнула она.
Агентство EU-Lisa, реализующее проект EES, сообщило FT, что «никаких нарушений безопасности выявлено не было», поскольку сотрудница Atos Russia «не имела доступа к ИТ-системам, конфиденциальной информации или помещениям EU-Lisa». При этом ПО AppViewX в системе не использовалось, а ПО Magnolia применялось лишь до 2022 года.
FT обращает внимание, что в 2024 году Европейское бюро по борьбе с мошенничеством OLAF изучало обвинения в адрес Atos Russia, но не нашло повода для начала расследования в рамках своих полномочий. Представитель Еврокомиссии заявил, что «полностью уверен в способности EU-Lisa управлять EES» и пообещал, что перед запуском системы будет проведен аудит ее безопасности.
FT отмечает, что Atos Russia с 2016 года работало по лицензии, «выданной ФСБ» на «разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем». В сентябре 2022 года Atos ушла из России.