«Мы ничего запрещать не собираемся»: как в Госдуме обсудили регулирование видеоигр

24 февраля в Госдуме состоялось заседание рабочей группы по теме регулирования разработки и распространения видеоигр в России. Группу возглавляет заместитель председателя Госдумы Петр Толстой, а основные ее усилия сейчас направлены на доработку законопроекта, внесенного в Госдуму 12 декабря минувшего года. Документ предлагает обязать распространителей видеоигр информировать пользователей об их содержании, а сами видеоигры должны будут проходить экспертизу. Законопроект также вводит обязательство по идентификации пользователей, а в отдельных случаях запрещает распространение видеоигр.
Новелла, авторами которой указаны депутаты Антон Немкин и Антон Горелкин (оба представляют фракцию «Единая Россия»), Яна Лантратова («Справедливая Россия — Патриоты — За правду»), а также члены Совета Федерации Лилия Гумерова, Артем Шейкин и Наталья Кувшинова, вызвала заметный резонанс в IT-отрасли. Документ появился на фоне законотворческой работы в сфере видеоигр, которая началась примерно более года назад на площадках при Минцифры и Минэкономики. И декабрьский законопроект стал сюрпризом не только для бизнеса. «Я об этом законопроекте узнал уже после внесения», — заявил Forbes зампред комитета по информполитике Госдумы и член рабочей группы Андрей Свинцов. Появление инициативы депутатов и сенаторов связано с тем, что на рынке стали появляться игры с сюжетами, направленными «против России», пояснил собеседник, близкий к правительству. «Возвращается логика холодной войны», — рассуждает он.
Открывая заседание, куда были приглашены представители Минцифры, Роскомнадзора, Минэкономики и представители бизнеса, глава комитета по информполитике Госдумы Сергей Боярский обратил внимание, что депутаты очень хотят услышать вопросы и конкретные предложения, чтобы опереться на них при работе над законопроектом. «Отрасль большая, необходимость государственного регулирования есть», — отметил Петр Толстой.
Представители бизнес-ассоциаций, выступившие перед депутатами, в основном повторили свои предложения по доработке проекта. О том, что бизнес считает законопроект практически невыполнимым, стало известно еще в начале февраля. На вчерашнем совещании стало понятно, что у бизнеса появился влиятельный сторонник — Минцифры.
Замглавы министерства, статс-секретарь Иван Лебедев, заявив о поддержке ведомством инициативы депутатов, фактически предложил внести существенные изменения. По его словам, в декабрьском документе необходимо учесть результаты работы по другому законопроекту, которая была проведена Минцифры совместно с представителями отрасли. В частности, необходимо учесть технические решения, которые были согласованы с отраслью. С точки зрения Лебедева, существенная часть предложений для отрасли должна исполняться добровольно, «пока точно не перегибать с обязательностью». «Все-таки [следует] дать отрасли самой себя почувствовать, — сказал Лебедев. — Они организованы, чувствуют друг друга, от них исходят очень правильные, хорошие предложения. Мы их слышим, понимаем, поэтому рука об руку вместе пойдем делать правильный продукт».
Петр Толстой попросил Лебедева уточнить, какие меры он имел в виду, говоря об ограничениях, разрабатываемых депутатами, и входит ли в их число маркировка видеоигр. Замминистра уклонился от прямого ответа. В пресс-службе Минцифры, и сам Иван Лебедев, не стали уточнять Forbes, поддержало ли министерство законопроект или нет.
На стороне Минцифры фактически оказался и Роскомнадзор, предложив бизнесу самому заняться мониторингом содержания видеоигр. В разговоре с Forbes заместитель руководителя Роскомнадзора Вадим Субботин подтвердил, что ведомство в целом поддерживает законопроект о деятельности по разработке и распространению видеоигр в России. В проекте, по его словам, не содержится информации о роли Роскомнадзора в регулировании этой сферы, поэтому ведомство будет действовать исходя из традиционных функциональных возможностей — контроля и привлечения к ответственности. По его словам, привлечение Роскомнадзора к мониторингу содержания видеоигр не будет эффективным решением, к тому же такой шаг потребовал бы дополнительного финансирования. «Нужно дополнительное финансирование, чтобы реализовать, конечно, но я не уверен, что это должен делать госорган, это слишком большое бремя, — поясняет Вадим Субботин. — Мы можем принимать меры при появлении и поступлении определенной информации из какого-то доверенного центра». Доверенным центром, по его словам, могла бы стать саморегулируемая организация (СРО), которая включает разработчиков и распространителей видеоигр.
Субботин не видит риска возникновения цензуры при процессе контроля видеоигр, в том числе при подключении к нему госорганов и в процессе выдачи прокатных удостоверений на видеоигры, идея которых обсуждалась ранее. «Никакого риска скатывания в цензуру нет», — подчеркнул он. При этом идея прокатных удостоверений, по его словам, в законопроект не вошла: «Я не видел этого в законопроекте». По его словам, согласно положениям документа, разработчик выпускает игру и, прежде чем вывести ее на рынок, он сам может произвести оценку и поставить маркировку. «Его могут проверить — та же самая СРО — и эту маркировку, скажем, отозвать. Я по-другому это не вижу», — пояснил чиновник.
Появление законопроекта связано в том числе со значительным количеством случаев мошеннических действий в видеоиграх, пояснил Forbes директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Владимир Волошин. «Из-за того, что нет идентификации, например, в многопользовательских играх, игроки выдают себя за детей, а на самом деле дети общаются со взрослыми, которые начинают выманивать у них деньги, количество таких случаев растет», — отметил он. По словам Волошина, законопроект своевременен и в том числе включает правовые механизмы по маркировке видеоигр, которые прорабатывались Минэкономики с бизнесом на протяжении двух лет: «Мы считаем, что это сбалансированное, аккуратное решение, которое будет способствовать развитию отрасли».
В заключение Петр Толстой вновь попытался успокоить участников совещания из среды бизнеса, особенно тех, кто тревожится по поводу возможных запретительных мер: «Мы ничего запрещать не собираемся. Мы собираемся в рамочном законе определить правила игры. Вы же за то, чтобы были правила игры, правильно?» Впрочем, не все участники были воодушевлены итогами, посетовав на недостаточную осведомленность некоторых выступавших о делах отрасли.
По данным отчета Strategy Partners, опубликованного в сентябре 2024 года, в 2023 году российский рынок видеоигр достиг 176 млрд рублей (плюс 4,7% по сравнению с 2022-м). Эти цифры сопоставимы со значениями 2019-2021 годов. Аналитики ожидали, что по итогам прошлого года рост составит 6,1%, а объем рынка — 187 млрд рублей.
Согласно базовому прогнозу Strategy Partners, российская индустрия видеоигр будет расти на 5% ежегодно и к 2030 году составит 257 млрд рублей. Этот сценарий предполагает «умеренное увеличение ассортимента новых игр, стагнацию или слабый рост игровой аудитории, сохранение текущих экономических и геополитических условий в России, ограниченные меры господдержки отрасли». При этом в оптимистичном сценарии развития от Strategy Partners общий объем рынка может достигнуть 327 млрд рублей: «Компании увеличат доход от успешных релизов и будут вкладывать средства в разработку новых продуктов. Индустрия сможет расти быстрее, если отечественные игроки начнут выходить на рынки дружественных стран».