К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вгоняют молодежь во дроп: почему подростки — идеальные посредники для кибермошенников

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Вопрос вовлечения молодежи в дропперство, то есть в незаконную деятельность по обналичиванию похищенных кибермошенниками денежных средств, стал одной из главных тем прошедшего в середине февраля Уральского форума «Кибербезопасность в финансах». Со сцены его участники предлагали разные способы борьбы с этим опасным явлением -- от ужесточения уголовной ответственности до усиления родительского контроля. Особый контроль за транзакциями молодежи со стороны банков и регулятора может стать намного более эффективной мерой, полагает директор по развитию ITD Group Александр Саксаганский

На прошедшем недавно форуме «Кибербезопасность в финансах» в Екатеринбурге глава ЦБ России Эльвира Набиуллина сообщила, что регулятор поддерживает инициативу правоохранительных органов по ужесточению уголовной ответственности для дропперов. И это можно было бы назвать позитивной новостью, если бы не одно но. По данным того же Банка России, ежемесячно дропперами становятся около 80 000 человек. В Сбербанке на том же форуме ранее озвучивали такие цифры: около 60% всех дропперов на сегодня — это молодежь в возрасте от 14 до 24 лет. То есть ежемесячно почти 50 000 парней и девушек, многие из которых еще учатся в школе, могут оказаться в тюрьме из-за участия в незаконных операциях.

Кому как, а для меня, отца подростка, эти цифры выглядят пугающими. И в первую очередь потому, что очень многие из юных дропперов зачастую не осознают последствий продажи своей карты через интернет или же выполнения просьбы приятеля «помоги снять деньги, я дебетовку потерял». На Уральском форуме правоохранители рассказали такой случай: в одном из колледжей, где были задержаны два юных дроппера, студентов спросили: «Кто из вас продавал свои карты третьим лицам?» Руки подняла вся группа.

Это страшный факт, но, к сожалению, почти закономерный. Сейчас подросток с банковской картой, не привязанной к родительскому счету, похож на дитя, играющее с огнем. У него в руках опасный инструмент, и как управлять им, не имеющий опыта и элементарной грамотности подросток не знает.

 

Часто банки при оформлении карт не делают различий между клиентами 14+ и 40+, и потому у подростков те же лимиты, что и у взрослых. Например, у 15-летней девочки лимит на снятие наличных — 500 000 рублей в день и 1,5 млн рублей в месяц. С точки зрения злоумышленников, она — идеальный дроппер. Идеален подобный соучастник кибермошенников и с точки зрения правоохранительных органов: найти такого дроппера можно по месту жительства (в отличие от бомжа или алкоголика, который может быть где угодно). Вернуть похищенное также просто — на основании пункта 2 статьи 1074 ГК, если у подростка нет имущества для возмещения ущерба, такая обязанность может быть возложена на его родителей. С молодыми людьми 18-22 лет чуть сложнее, но если студент дневного отделения из хорошей семьи по глупости согласился один раз прогнать через свою карту деньги, то в большинстве случаев родители и тут встанут на защиту своего чада и возместят ущерб. Такие дропперы могут даже привлекаться ради одной-двух операций, это выгодно.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Для борьбы с подростковым дропперством Банк России предлагает «ввести механизм, по которому банки могли бы предусматривать, если заключается договор с подростком (а сейчас такая возможность есть), уведомление родителей о том, что ребенку выдана карта, об операциях по ней, и так до совершеннолетия». Это хорошая мера, но, на мой взгляд, явно недостаточная. В первую очередь потому, что финансовая грамотность родителей подростка зачастую сильно далека от идеала. Злоумышленники, привлекающие юных дропперов, не предлагают им стать членом преступной группировки с риском получить срок. Очень часто объявления по набору дропперов выглядят как «удаленная работа для студентов и школьников в крупной финансовой организации». И потому родитель подростка, который верит в существование единого безопасного счета в Центральном Банке, может также поверить в отличные карьерные перспективы своего чада. Не исключена вероятность, когда согласие родителей будет получаться с использованием различных схем, включая социальную инженерию. Опять же проблему дропперов 18-22 лет эта мера не решает.

 

Потому борьбу с молодежным дропперством, на мой взгляд, необходимо строить, основываясь на трех китах — активная позиция банков, изменение нормативки ЦБ плюс просветительская работа. Если юные дропперы станут для злоумышленников невыгодными, то вовлечение молодежи будет снижаться по экономическим соображениям. На форуме Эльвира Набиуллина поделилась еще такой статистикой: стоимость карты дроппера сейчас на черном рынке выросла с 10 000-15 000 рублей до 70 000 рублей. И если лимит по подростковым картам на уровне банка снизить ниже 50 000 рублей, то использовать подростков будет нецелесообразно.

Сделать это относительно просто, если карты для молодежи будут отдельным банковским продуктом. По юношам и девушкам 18-22 лет также все решаемо — современные антифрод-системы способны выявлять транзакции отдельной категории клиентов, сегментируя их по разным признакам и свойствам, детально анализировать поступления средств и последующие списания. А значит, можно и даже нужно совершенствовать настройки и усиливать внутренние процессы в этом направлении.

На мой взгляд, подобное движение по ограничению молодежного дропперства нуждается и в регуляторной поддержке, чтобы у банков не возникало юридических рисков (например, при переводе сумм через СБП, где очень высокие лимиты).

 

И третий, немаловажный пункт — просвещение молодежи. В идеале — через школы, отдельные образовательные программы, специальные уроки «О важном». Да, о проблеме много и подробно пишут серьезные СМИ, тот же Forbes. Но студенты старшей школы и колледжей в большинстве своем Forbes не читают, потому важно доносить до них информацию в понятной форме. Даже памятка об опасностях вовлечения в дропперство (с прописанной уголовной ответственностью), выдаваемая вместе с картой подростку, может иметь эффект. А еще может быть множество вариантов — от всплывающих подсказок в мобильном банке до социальной рекламы.

Да, окончательно молодежную преступность это не победит — всегда будут молодые люди, которые осознанно пойдут работать курьерами социальных инженеров и будут те же деньги забирать лично у жертв атак. Как будут и другие подростковые преступления, включая особо тяжкие. Но я уверен, что совместная работа банков, регулятора и родителей поможет защитить среднестатистического школьника, студента колледжа или вуза от вовлечения в преступную деятельность по глупости, из-за элементарного отсутствия финансовой грамотности. И это самое главное.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+