Задействовать свои каналы: «Яндекс» поможет авторам в Telegram узнать свою аудиторию

Искусство портрета
«Яндекс» создал инструмент расширенной аналитики для Telegram-каналов, сообщили Forbes в компании. Главное преимущество аналитики от «Яндекса» — возможность составить предполагаемый портрет аудитории канала на базе характеристик (таких как пол, возраст и география подписчиков), который формируется на основе агрегированных данных, указывают в «Яндексе»: «Эти данные помогут авторам адаптировать контент под интересы аудитории, лучше удерживать и вовлекать подписчиков и сделать канал более востребованным у рекламодателей».
Расширенная аналитика также содержит контентные и рекламные метрики. Например, инструмент позволяет отслеживать, какая доля подписчиков просматривает посты. Кроме того, авторам доступны данные о возрасте канала, общем количестве и динамике подписчиков.
Авторам, которые монетизируют каналы с помощью рекламной сети «Яндекса» (РСЯ), аналитика поможет оценить эффективность рекламы. В статистике можно посмотреть, какой процент подписчиков переходит по рекламным ссылкам (CTR), как рекламные слоты заполняются объявлениями от РСЯ (fill rate), сколько канал зарабатывает, а также охваты рекламных постов, рассказали в «Яндексе». Каналы могут использовать эти данные как инструмент для работы с рекламодателями при прямой продаже рекламы.
Новый инструмент от «Яндекса» разработан для Telegram-каналов из России, Белоруссии, Узбекистана и Казахстана. Чтобы получить доступ к основным метрикам, необходимо зарегистрироваться в РСЯ и добавить в канал специального бота. Каналы, уже зарегистрированные в РСЯ, могут посмотреть расширенную аналитику в партнерском интерфейсе.
Пользоваться спросом
Дефицит новых технологических решений по улучшению качества digital-аналитики говорит о том, что любой новый инструмент, решающий эту задачу, будет востребован, рассуждает генеральный директор NMi Digital (NMi Group) Анна Планина. Внутренняя статистика Telegram дает, по ее словам, минимальное количество данных о подписчиках и «совсем не отражает их медиапотребление внутри каналов». «Действующие сервисы покрывают лишь базовые потребности пользователей. Например, TgStat предоставляет информацию о поле подписчиков каналов, «Яндекс» же планирует открыть доступ к более широким социально-демографическим характеристикам», — говорит она. По ее мнению, новый инструмент «Яндекса» будет полезен как для привлечения авторами новых рекламодателей, так и для внутренних тактических улучшений и таргетинга на новую аудиторию, считает Планина.
«Яндекс Директ» достаточно давно — с 2021 года — дает возможность таргетировать аудиторию по ее платежеспособности, напоминает управляющий партнер инвестиционного бутика AD2X Виталий Герко. Если этот параметр будет в том числе включен в систему аналитики для Telegram-каналов, это, по его мнению, добавит ей привлекательности как для авторов, так и для рекламодателей.
При этом для крупных игроков новый инструмент от «Яндекса» вряд ли станет прорывом — агентства и бренды давно научились работать с TgStat и его аналогами, полагает СЕО приложения и сообщества maam Петр Старокадомский. Зато для нишевых рекламодателей и тех, кто только планирует заходить в Telegram, это серьезный плюс, продолжает он: «Многие из них уже работают с другими продуктами экосистемы «Яндекса», и появление проверенной аналитики в одном интерфейсе упростит вход для рекламодателей уровня СМБ». Вместе с надвигающимся запретом на рекламу в иностранных соцсетях это значит, что тестовые размещения и эксперименты в Telegram лучше проводить уже сейчас — осенью спрос может вырасти кратно, резюмирует Старокадомский.
Напомним, в конце марта 2025 года Госдума приняла законопроект о запрете рекламы у нежелательных организаций, а также на ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что некоторые россияне продолжают использовать Instagram и Facebook (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена), что позволяет «владельцам таких противоправных информационных ресурсов» получать доходы от распространения рекламы. Поправки вступят в силу с 1 сентября.
Многоканальная сеть
После тестирования инструмент монетизации Telegram-каналов от РСЯ был полноценно запущен в июле 2024 года. С тех пор число публичных и частных каналов — партнеров РСЯ — выросло до 12 000, а за все время, с начала тестирования в июле 2023 по март 2025-го, владельцы каналов заработали с «Яндексом» 2,2 млрд рублей, уточнили в компании.
По мнению участников рынка, интерес рекламодателей к продвижению в Telegram с помощью возможностей «Яндекса» будет только расти. Это подтверждают результаты опроса представителей бизнеса, проведенного в декабре 2024 года компанией eLama (респондентами выступили 200 рекламодателей и 200 фрилансеров и представителей агентств). «Telegram — основная платформа, рекламные возможности которой впервые планируют протестировать в 2025 году рекламодатели», — говорится в исследовании «Тренды и прогнозы digital-рынка 2024-2025», с которым ознакомился Forbes.
Telegram, совмещающий в себе функции мессенджера и социальной сети, продолжает набирать аудиторию в России: в январе 2025 года, по данным Mediasope, его месячный охват пробил отметку в 90 млн пользователей (90,5 млн). Еще год назад этот показатель составлял 83,7 млн человек, сейчас по нему платформу опережают только ресурсы «Яндекса», Google, WhatsApp и «ВКонтакте».
Объем рынка легальной рекламы в Telegram приблизился к 10 млрд рублей — по итогам 2024 года расходы брендов на интеграции и прямое размещение в каналах мессенджера могут вырасти более чем на 30%, прогнозировали ранее в eLama. Весь российский рынок интернет-рекламы по итогам первой половины 2024 года Роскомнадзор оценивал в 381 млрд рублей (информация основана на данных Единого реестра интернет-рекламы). По сравнению с первой половиной 2023 года рынок вырос более чем на 50%.