К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Эх, прокачу: стриминги обсуждают смягчение законопроекта об удостоверениях на фильмы

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Онлайн-кинотеатры пытаются вывести свои библиотеки из-под действия законопроекта об обязательном получении прокатных удостоверений на фильмы, узнал Forbes. По данным источников, сервисы готовы рассмотреть сценарий, по которому обязанность получения прокатных удостоверений будет введена только в отношении новых релизов. Если поправки будут приняты в текущей версии, то стриминги могут не получить прокатные удостоверения на 10-20% контента из своих библиотек, оценивает один авторов законопроекта

Организационный вывод

Об идее вывода библиотек онлайн-кинотеатров из-под действия законопроекта о запрете показа в них фильмов без прокатного удостоверения Forbes рассказали источник в телекоммуникационной компании, собеседник в отрасли связи и менеджер крупного медиахолдинга. Идея бизнеса заключается в том, чтобы обязательство по получению стримингами прокатных удостоверений на фильмы распространялось «хотя бы на новый контент», пояснил собеседник в телекоммуникационной компании. По его словам, это предложение рассматривается в процессе доработки законопроекта, которой занимаются крупные онлайн-кинотеатры.

По словам источника в отрасли связи, «закон не должен иметь обратной силы и касаться только будущих сделок, а не как это случилось с законодательством о пропаганде ЛГБТ («международное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено)». «Так как документа с поправками мы не видели, пока не готовы давать комментарии», — ответила Forbes Елена Соловьева, директор по связям с общественностью «Медиа-коммуникационного союза», объединяющего 16 организаций, среди которых Первый канал, ВГТРК, МТС, «Вымпелком». Не стал комментировать идею и представитель «Яндекса», владеющего крупнейшим российским онлайн-кинотеатром «Кинопоиск».

Поправки к законам «Об информации» и «О государственной поддержке кинематографии», запрещающие стримингам показывать фильмы без прокатных удостоверений, внесены в Госдуму группой депутатов и сенаторов 12 декабря. Инициатива также расширяет перечень оснований, по которым онлайн-кинотеатры не смогут получить прокатное удостоверение или демонстрировать кино. Им нельзя будет показывать контент, содержащий «материалы, пропагандирующие отрицание и (или) дискредитирующие традиционные российские духовно-нравственные ценности». Эти положения, согласно тексту законопроекта, должны вступить в силу 1 мая 2025 года. Сразу после внесения инициативу раскритиковали онлайн-кинотеатры, сообщал ранее Forbes.

 

Ввести в расход

Текущая редакция законопроекта подразумевает получение прокатного удостоверения не на тайтл, а на каждую конкретную единицу контента, поясняет собеседник Forbes в телекоммуникационной компании. По его оценке, по новым правилам придется оформить более 100 000 фильмов. Бизнес также понесет дополнительные финансовые затраты: общая сумма госпошлины на 100 000 фильмов — 350 млн рублей. Оформление каждого прокатного удостоверения стоит 3500 рублей и занимает до 10 рабочих дней, уточнили в пресс-службе онлайн-кинотеатра «Иви».

Но затраты стримингов будут выше, чем только расходы на уплату госпошлины, настаивает собеседник Forbes в телекоммуникационной отрасли. Так, по его словам, сервисам необходимо будет расширить штат сотрудников, которые будут заниматься получением разрешений на прокат, для чего придется увеличить фонд оплаты труда. Не исключены и потенциальные потери денежных средств от нарушений условий контрактов с мейджорами, в которые записываются «четкие сроки релизов», продолжает собеседник Forbes.

 

«Представим себе какой-нибудь турецкий сериал — там сотни серий, десятки сезонов, и зачастую, когда контракт с мейджором заключается, в нем прописываются жесткие сроки выхода в эфир сезона, серий. Здесь мы, получается, подвязываемся еще и на время, которое нам необходимо на получение прокатного удостоверения на каждую серию каждого сезона. Таким образом, может и здесь проблема возникнуть. В совокупности все это вызывает, конечно, большие опасения и настороженность», — рассуждает собеседник Forbes. Содержание части фильмов из библиотек стримингов может войти в противоречие проектируемой норме о запрете отрицания или дискредитации традиционных ценностей, отмечает он. По его словам, формулировки определения этих ценностей «достаточно размыты».

Законопроект ставит под угрозу дальнейшие инвестиции в производство нового российского контента, заявили Forbes в пресс-службе «Иви»: «Риск неполучения или отзыва прокатного удостоверения без четких требований к содержанию контента точно не способствует инвестированию сотен миллионов рублей в создание новых фильмов и сериалов онлайн-кинотеатрами». Представитель Okko допустил, что предложенный в законопроекте механизм «повлечет повышение цен на подписки и замедлит создание нового отечественного контента».

Законодатели и исполнители

Прокатные удостоверения на фильмы, уже вышедшие в кинотеатрах, стримингам будут выдавать «достаточно оперативно», а процесс выдачи новых разрешительных документов для тысяч единиц контента в онлайн-кинотеатрах «займет достаточно приличное время», рассказал Forbes один из авторов законопроекта, заместитель председателя профильного комитета Госдумы по информполитике Андрей Свинцов (фракция ЛДПР). В этом вопросе, полагает депутат, «государство должно очень внимательно выслушать отрасль и в этом смысле не наломать дров». «У меня лично какого-то готового решения нет, и в глубоком и всеобъемлющем формате мы этот вопрос еще не обсуждали», — говорит Свинцов. На текущий момент библиотеки стримингов, по его оценке, содержат от 10% до 20% контента, который может не получить прокатные удостоверения из-за несоответствия законодательству: «Это прежде всего новые сериалы, фильмы и мультфильмы западного производства».

 

Минкульт работает над официальным отзывом правительства России на этот законопроект, следует из ответа врио директора департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Светланы Фричинской на запрос Forbes. Пока отзыв не готов, сообщил собеседник Forbes в кабинете министров. Между Минкультом и Минцифры сохраняются разногласия относительно поправок, отметил собеседник в телекоммуникационной отрасли. Как следует из ответа Светланы Фричинской, в Минкульте полагают, что законопроект лишь незначительно уточняет уже действующий закон в части показа фильмов другими техническим способами, под которыми, согласно поправкам, подразумевается распространение фильма в аудиовизуальных сервисах, а именно: в 23 онлайн-кинотеатрах из реестра Роскомнадзора.

Однако, как пояснили Forbes в пресс-службе Минцифры, необходимость прокатных удостоверений для фильмов, которые демонстрируют в онлайн-кинотеатрах, «представляется избыточной». «Владельцы онлайн-кинотеатров уже подпадают под регулирование, обеспечивающее надлежащую редакционную политику. Дополнительное регулирование повлечет для них существенные затраты», — заявили в ведомстве. В министерстве отметили, что находятся в диалоге по этому вопросу с другими заинтересованными ведомствами и отраслью: «Рассчитываем, что в итоговых документах будут учтены наши замечания».

Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» (в списке членов находятся такие видеосервисы, как «Иви», Okko, Amediateka, Start, viju и «Триколор ТВ») Алексей Бырдин, который также слышал о дискуссии между онлайн-кинотеатрами о нормах, разрешающих стримингам выдачу прокатных удостоверений только на новые фильмы, считает, что подобное решение стало бы лишь частичным компромиссом. Он также обращает внимание, что аудиовизуальные сервисы уже регулируются законодательством и правила их работы практически тождественны регулированию СМИ. Однако последние, в частности телеканалы по инициативе Минкульта, освобождены от обязанности получать прокатные удостоверения на фильмы, указывает Бырдин.

«Вернет в правовое поле»

По словам собеседника Forbes в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям в целом вынес положительное заключение на законопроект, поскольку авторские организации, например Российское авторское общество (РАО), сочли его полезным. «Почему-то офлайн-кинотеатры вплоть до 2022 года, когда недружественные правообладатели начали отказывать в лицензиях, исправно соблюдали требования закона, а онлайн-кинотеатры, деятельность которых подпадает под «показ с помощью иных технических средств», их систематически игнорировали, — рассуждает гендиректор РАО Александр Сухотин. — Судебная практика однозначно показывает, что никаких правовых аргументов против поправок быть не может. Есть и здравый смысл: трудно понять, почему к офлайн-показу мы относимся требовательнее, чем к показу в интернете, учитывая, что в офлайне меньше зрителей, а надзора — да того же родительского — гораздо больше».

Глава комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский категоричен: «Мы действительно поддерживаем законопроект, [который] вернет деятельность онлайн-кинотеатров в правовое поле и восстановит дисбаланс в сложившейся практике, когда целая индустрия считает, что правила писаны не для нее». По его словам, комитет вместе с тем считает необходимым внести в проект несколько изменений, которые «в существенной мере купируют понятный дискомфорт, связанный с изменением сложившейся практики». Среди них, в частности:

 
  • «амнистия» — достаточный период, в течение которого в Минкульт должны быть поданы заявки на прокатные удостоверения. Из-за того, что видеостриминги в течение многих лет «не считали нужным» получать удостоверения на фильмы и сериалы, им может потребоваться длительное время, чтобы легализовать свои каталоги;
  • возможность продления лицензионных договоров с правообладателем. C 2022 года ряд лицензиаров, связанных с недружественными странами, демонстрирует «неделовое поведение», отказываясь продлевать существующие договоры, говорит Кричевский: «В законе должна быть предусмотрена возможность продления таких договоров»;
  • возможность получения принудительной лицензии на аудиовизуальные произведения в судебном порядке, чтобы репертуар онлайн-кинотеатров мог своевременно пополняться.

Любопытно, что комиссия РСПП по связи и информационным технологиям в феврале при этом дала отрицательное заключение на ту же инициативу. Из-за противоположных позиций комитета и комиссии заключение РСПП по законопроекту в органы власти не направлялось, как это предусмотрено правилами союза, сообщил собеседник в РСПП.

К нам едет ревизор

Онлайн-кинотеатры уже проводили ревизию своих библиотек. Это произошло из-за принятого в декабре 2022 года закона о запрете пропаганды ЛГБТ и демонстрации ЛГБТ несовершеннолетним. По закону, владельцы АВС обязаны выявлять и исключать с принадлежащих им ресурсов и из эфира все материалы с ЛГБТ-пропагандой, а также обеспечивать распространение кино, видеоклипов и сериалов с демонстрацией ЛГБТ с маркировкой «18+», напомнили Forbes в пресс-службе Роскомнадзора.

Как сообщили в этом ведомстве, в 2024 году суды наложили на АВС штрафы за распространение ЛГБТ-контента на общую сумму 37,7 млн рублей. Из них 14,2 млн рублей — за демонстрацию ЛГБТ, 15,7 млн — за пропаганду ЛГБТ, 7,8 млн — за пропаганду педофилии, уточнили в Роскомнадзоре. Кроме того, на основании решений уполномоченных органов, судебных решений, а также в рамках рабочего взаимодействия с администрациями соцсетей в 2024 году было удалено или заблокировано 46 100 материалов с пропагандой ЛГБТ, а в 2025 году — 26 900 таких материалов.

Параллельно инициативе депутатов и сенаторов Минкульт в апреле предложил усилить контроль за прокатом фильмов без разрешительных документов. Министерство может быть наделено полномочиями по проведению административных расследований в отношении лиц, осуществляющих показ или прокат фильмов без прокатного удостоверения. При этом срок давности за подобные нарушения предложено увеличить с трех месяцев до года. Эти поправки направлены на решение проблемы незаконного проката фильмов в кинотеатрах, пояснили в Минкульте. Но это предложение будет распространяться и на онлайн-кинотеатры, если будет принят другой законопроект, обязывающий получать прокатное удостоверение для показа фильма на аудиовизуальных сервисах, обращает внимание юрист Forward Legal Алена Пантелей.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+