Автоматизация вопреки: почему бизнес неохотно пользуется господдержкой роботизации

Роботы на душу населения
Роботы и автоматика в промышленном производстве и в сфере услуг уже давно перестали быть чем-то футуристичным. Рынок автоматизированных систем управления процессами за прошлый год вырос на 50% и достиг объема в 124 млрд рублей, выручка участников рынка одной только сервисной робототехники увеличилась до 32 млрд рублей и аналитики ожидают дальнейшего роста спроса и предложения в интеграции современных технологий.
Но при этой позитивной динамике Россия все еще остается на задворках мирового тренда роботизации. В то время как в США на 10 000 работников приходится около 117 роботов, в ЕС — 129, а в Южной Корее более 1000, в России этот показатель составляет всего 19 роботов. Учитывая то, что даже по консервативным прогнозам к 2046 году трудоспособное население страны сократится минимум на 3,7 млн человек, для бизнеса не остается особых альтернатив инвестициям во внедрение робототехники и автоматизированных систем.
Особенности национальной роботизации
Осознание этого факта уже пришло ко многим крупным и средним российским компаниям. Это касается как промышленных производителей вроде «Кировского завода», так и HoReCa и ретейла. Мотивирующие истории успеха роботизации одних предприятий задают тренды рынка и стимулируют других также внедрять передовые технологии.
Тем не менее промышленные и сервисные роботы в России пока остаются уделом отдельных компаний, готовых изменять свой подход к привычным операциям и имеющих стратегическое видение своего будущего. Многим предпринимателям не хватает осведомленности и знаний, чтобы полноценно оценить, какие выгоды им принесет роботизация и автоматизация их процессов. Даже при наличии на рынке успешных кейсов компании могут скептически оценивать свои собственные возможности внедрения роботов из-за того, что процесс им кажется слишком дорогим и долгим.
Никто не говорит, что роботы — это волшебная палочка, которая мгновенно решит вопросы того или иного бизнеса. Текущие кредитные ставки, необходимость импортировать большую часть робототехники из-за рубежа при нынешнем курсе рубля, действительно, могут отпугивать предпринимателей, которые рассматривают для себя возможности внедрения передовых решений. На деле же все конъюнктурные препятствия можно преодолеть при должном планировании и стремлении играть в долгую, внедряя технологии постепенно и оптимизируя расходы. При распределении инвестиций во времени те компании, которые начнут процесс роботизации уже сейчас, смогут получить преимущество перед конкурентами в течение пары лет, сокращая свои издержки и увеличивая прибыль.
Росгосробот
В сглаживании барьеров, которые могут заставлять предпринимателей воздерживаться от внедрения новых решений, сегодня, безусловно, может помочь государство. Оно ставит перед собой большие цели, осознавая ту роль, которую роботы будут играть в глобальной конкурентоспособности российской экономики. Уже к 2030 году Россия должна войти в топ-25 стран по плотности роботизации — с 19 машин на 10 000 работников предполагается вырасти до 194. Для этого в дополнение к уже действующим мерам поддержки запускается отдельный нацпроект «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства», предполагающий финансирование в размере 350 млрд рублей на пять лет.
Звучит амбициозно, но в 2024 году всего 23% российских промышленных предприятий и 33% компаний-интеграторов воспользовались мерами господдержки для внедрения робототехники. Дело не в том, что не было соответствующего нацпроекта — схожие меры уже предоставлялись в рамках других госпрограмм. Тому есть широкий перечень причин — от недостаточной осведомленности до страха столкнуться с судебными исками и даже уголовными делами.
Но и есть и хорошие примеры кооперации отдельных госведомств с бизнесом. Например, в нашей практике мы наблюдали эффективную работу московского подразделения Минпромторга. Вместо тяжеловесной бюрократической машины столкнулись с командой вовлеченных специалистов, с которыми можно реализовывать сложные проекты. Надеемся, в будущем таких команд станет больше.
Трудности перехода
Несмотря на усилия по цифровизации, предпринимателям все еще трудно разобраться в разрозненной информации о действующих субсидиях, налоговых послаблениях, льготных кредитах и условиях их получения на государственных ресурсах. Сам этап «разведки» и выбора наиболее подходящей меры для бизнеса может затянуться на недели.
Подача заявок на программы связана с подготовкой больших объемов отчетности, которые серьезно увеличивают административную нагрузку на компанию. Строгие требования к документации порой вынуждают бизнес заниматься бюрократической волокитой, чтобы просто обосновать запрос на помощь государства. Чтобы ответить на вопрос, зачем компании нужна субсидия, нередко руководителям приходится придумывать легенды, чтобы они подошли под формулировки государственных документов.
Отдельной проблемой для внедряющей роботов компании становятся требования по отечественному происхождению машин, как это установлено, например, для льготного налогообложения в соответствии с распоряжением правительства №1937-р. Стимулирование внутреннего производства робототехники одновременно ограничивает в возможностях выбора компании, готовые внедрить решения под ключ уже сейчас.
Даже если после прохождения всех кругов вы выходите на соглашение с государством, для вас начинается тот этап, который вызывает у предпринимателей наибольшие страхи — отчетность по итогам и достижение целевых показателей. Например, льготный кредит по программе Минпромторга при внедрении новых решений требует от получателя увеличения эффективности производства на 10% за год. Подробные и жесткие критерии и сроки повышают риск невольного нарушения условий — и судебных исков с требованием возместить средства. Новая инициатива с 20% кешбэка с затрат предприятия на роботов также сопровождается сложной отчетностью о результатах внедрения и ежедневными штрафами в 1/360 от ставки ЦБ за непредоставление отчетности в срок. При условии, что само внедрение роботов — это всегда проект долгосрочный и за время его реализации многое может пойти не так.
Существуют и нефинансовые меры поддержки, связанные как раз с отсутствием у компании понимания выгод от роботизации и автоматизации. В этом отношении действует множество методических и консультативных программ, которые позволяют провести аудит возможностей по внедрению роботов, получить рекомендации по порядку и способам их внедрения. Однако такие программы порой воспринимаются как имитация помощи, связанная с формальной отчетностью и невысоким качеством экспертизы.
Меньше условий, больше дела
Все сложности не отменяют тех возможностей, которые дает компаниям господдержка. Без нее достижение заявленных целей по качественному скачку в нынешних условиях попросту невозможно. Но чтобы бизнес охотнее обращался за помощью, операторам программ следует минимизировать объемы предварительных условий, упростить критерии отбора, «приземлить» их в соответствии с реальным положением дел на рынке, оцифровать и автоматизировать процедуры отчетности, обеспечить более гибкие условия в части сроков реализации проектов и целевых показателей, которые должны быть достигнуты.
Также следует повысить качество предоставляемой бизнесу экспертизы. Возможно, создание центров робототехники при Иннополисе позволит это сделать. Отдельно государству стоит обратить внимание именно на поддержку потребителей роботов и компаний-интеграторов, которые в нынешней конфигурации имеют меньший набор инструментов помощи по сравнению с производителями. Массовая и гибкая поддержка внедрения станет драйвером изменений и позволит построить роботизированное будущее уже к началу следующего десятилетия.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора