К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Серверное сияние: на каждый проданный зарубежный сервер приходится три российских

Фото Getty Images
Фото Getty Images
По данным IT-холдинга Fplus, соотношение отечественных серверов к зарубежным в корпоративном канале составило по итогам 2024 года 75% на 25%, а доля российской продукции, объем которой в 2024 году составил 100-110 млрд рублей, выросла на четверть. Многие компании при этом продолжают использовать существующую IT-инфраструктуру, построенную на иностранном оборудовании, но в закупках новых серверов отдают предпочтение российским производителям, констатируют в Fplus

Вытеснение импорта

По оценке производителя электроники Fplus, в 2024 году на каждый проданный зарубежный сервер приходилось уже три российских, при этом по сравнению с 2023-м доля российской продукции выросла примерно на 25%. Такое соотношение сохранится и в ближайшие годы с небольшим постепенным увеличением доли российского оборудования, прогнозируют в Fplus.

Объем рынка российских серверов в денежном выражении компания оценивает в 100-110 млрд рублей: «Если весь рынок оцениваем в среднем 151 млрд рублей, то около 75% из них будет 110 млрд рублей». В штуках было закуплено 130 000-150 000 серверов, а в топ-5 вендоров входят Yadro, «Аквариус», Depo Computers, Kraftway и Fplus, утверждают в последней, не раскрывая, впрочем, доли производителей.

Основными заказчиками серверов выступают компании, обладающие крупной критической инфраструктурой (корпорации с госучастием, финансовый сектор, транспорт, нефтегазовый сектор, госсектор). Традиционно важным рынком остаются сервис-провайдеры, телеком-операторы, операторы дата-центров. «Наибольшую долю запросов (80%) составляют серверы общего назначения. Спрос на архитектуру и процессоры, отличные от x86, незначительный», — говорит представитель IT-холдинга.

 

В области массовых серверов отечественный рынок выбрал импортозамещение, констатируют в «Марвел-дистрибуции». «Конкурентная борьба локальных производителей заставила их снизить цены до уровня, устраивающего массовый рынок, что вкупе с локальным сервисом, гарантией и техподдержкой делает отечественные решения более привлекательными, — считают в компании. — Приверженцами западных брендов осталось примерно 25% рынка. В основном это коммерческие компании с устоявшейся IT-инфраструктурой на базе решений конкретных производителей, оборудование которых они исторически хорошо знают и к которому привыкли».

Остатки былой роскоши

Примечательно, что многие коммерческие организации, по словам представителя Fplus, продолжают использовать существующую IT-инфраструктуру, построенную на иностранном оборудовании, но в части закупки новых серверов отдают предпочтение российским производителям.

 

«Консервативность» рынка вполне объяснима — покупатели этого продукта не могут просто переключиться на российское «железо», зачастую им необходимо создавать соответствующую инфраструктуру, настроенную специально под него, объяснял ранее Forbes основатель инвестиционной компании The12 Capital Дмитрий Козлов: «Поэтому без понимания того, что отсутствие иностранных вендоров — это всерьез и надолго, никто не будет выделять на это крупные инвестиции. По этой же причине отечественные серверы закупают только там, где это обусловлено государственными директивами».

Также есть отдельная ниша — это все, что связано с ИИ: здесь доминируют GPU-решения (Graphics Processing Unit — процессор для обработки графики и высокопроизводительных вычислений) западных вендоров, поскольку в этом вопросе отечественные производители пока ощутимо отстают, признают в Fplus. Доля отечественных продуктов начального уровня здесь не превышает 20%, оценивают в OCS. «Развитие этого продуктового направления ограничивают в первую очередь санкции: главный мировой поставщик видеоускорителей — Nvidia в 2022 году прекратил сотрудничать с российскими компаниями. Производителям серверов приходится работать в условиях нехватки решений самого популярного бренда. В результате, чтобы обойти ограничения, многие вендоры экспериментируют с отечественными и азиатскими комплектующими», — рассуждает директор департамента серверного оборудования OCS Вячеслав Романов.

Ставка на российское

С оценками коллег из Fplus согласны в компании OCS: «В 2024 году на российские серверы действительно приходилось до 75% продаж. Однако решения иностранных вендоров до сих пор востребованы в отраслях, где крайне важны производительность и отказоустойчивость. Самая популярная архитектура у российских заказчиков — действительно x86, на втором месте с отрывом ARM».

 

Рынок в 2024 году показал устойчивый рост в деньгах (около 15%), но в единицах товара, скорее, сократился, говорит Вячеслав Романов: бизнес, по его словам, чаще приобретал дорогие высокопроизводительные устройства, а не множество простых.

«По нашему мнению, спрос на недорогие low-end устройства исчерпал себя, поскольку основной потребитель в сегменте — небольшой бизнес, а из-за сложившейся экономической ситуации ему приходится трудно, — продолжает Романов. — Компании в прошлом году в основном покупали или брали в аренду дорогие и мощные системы. Речь о банках, телеком-провайдерах, крупной промышленности, госкомпаниях, которым требуется высокопроизводительное оборудование (с высокой стоимостью за одну «голову»). При этом и российские вендоры в 2024 году массово осваивали сегмент более сложных систем».

Если говорить о продукции, производство и продажу которой удалось наладить российским вендорам, то здесь главным достижением можно назвать появление в стране серверов и систем хранения данных собственной разработки, рассуждает Дмитрий Козлов. «Еще в 2019 году российские вендоры занимали менее 10% отечественного рынка — сейчас их доля увеличилась до 40–50%, — рассказывал он. — Ставку на производство отечественных серверов было решено сделать в интересах нацбезопасности: заказывая отечественные серверы со связанным российским ПО, компании приобретали иммунитет к уходу иностранных вендоров, эффективнее предотвращали риски утечки критической информации за рубеж, внедряли актуальные меры защиты от кибератак и быстрее реагировали на угрозы».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+