Подработчики на личных машинах попросили изменить законопроект о локализации такси

Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» попросил руководство Госдумы исключить водителей, использующих формы НПД и ИП и подрабатывающих в перевозках пассажиров на личных автомобилях, из-под действия положений законопроекта о локализации такси.
«По сути, новый законопроект ставит запрет для более чем 2,5 млн человек на подработку на собственных автомобилях», — говорится в обращении, направленном союзом на имя спикера Госдумы Вячеслава Володина (есть в распоряжении Forbes).
Авторы письма отметили, что в подавляющем большинстве регионов России водители — подработчики на собственных автомобилях совершают до 95% перевозок. Опрос, проведенный в апреле 2025 года социологической службой Russian Field, показал, что 90% россиян считают подработку в такси допустимой, а каждый четвертый россиянин время от времени этим занимается. «Рынок такси сегодня — это не только способ передвижения, но и важный элемент гибкой занятости», — отметили авторы обращения.
Более 50% участников опроса Russian Field отметили, что в арендованных в «таксопарках» автомобилях водителями чаще всего являются мигранты, а на собственных автомобилях работают граждане России. «Считаем, что предлагаемые законопроектом №481272-8 изменения регулирования в такси должны действовать только в отношении профессиональных «таксопарков», — подчеркнули авторы обращения к Володину.
Законопроект, обязывающий таксопарки перейти на машины российских автопроизводителей, был внесен на рассмотрение в Госдуму сенатором Андреем Кутеповым и депутатом от «Единой России» Владимиром Гутеневым в ноябре 2023 года. Он направлен на поддержку российского автопрома и позволяет регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси (под локализацией подразумевается производство автомобиля или его частей на территории России).
В январе 2024 года проект был принят в первом чтении.
В феврале 2025-го Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предупредил о возможных рисках, связанных с принятием такой нормы. Против последней редакции законопроекта выступило государственно-правовое управление (ГПУ) администрации президента. Законопроект нуждается в дополнительном обсуждении «с участием представителей заинтересованных структур» и доработке, говорилось в письме ГПУ в комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, с которым ознакомились «Известия».
Потери федерального бюджета в случае принятия законопроекта о локализации такси могут составить порядка 350 млрд рублей за три года, отмечалось в аналитической записке Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «О влиянии новых требований к локализации автомобилей на сегмент таксомоторных перевозок», с которой ознакомился Forbes.
6 мая профильный комитет Госдумы предложил принять законопроект о локализации такси во втором чтении. Это может быть сделано на заседании Госдумы 13 мая.