В России создадут национальную многофункциональную платформу-мессенджер с госуслугами

В России появится национальная платформа-мессенджер, с помощью которой можно будет получать госуслуги, удостоверять личность, пользоваться образовательными чатами и сервисами, а также использовать усиленную цифровую подпись для подписания договоров при сделках. Это следует из поправок к законам «О персональных данных» и «О защите прав потребителей». Законопроект, авторами которого выступает группа сенаторов (Клишас и Рукавишникова) и депутатов (Боярский, Ющенко, Горелкин и др.), предложено принять во втором чтении 10 июня.
Об основных функциях приложения рассказал глава комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский. «Сервис позволит не использовать бумажные документы, а удостоверять личность при помощи цифрового ID — как виртуальные дисконтные карты, к которым мы все привыкли. Цифровой ID на первом этапе позволит идентифицировать вас при заселении в гостиницы или предъявлять его при покупках для подтверждения возраста. Убежден, что в будущем это коснется и других документов: диплома об образовании, водительского удостоверения, полиса ОМС», — написал он в своем Telegram-канале.
По словам депутата, также создается правовая возможность у государственных и муниципальных органов пользоваться национальным сервисом при общении с гражданами: «Напомню, не так давно мы категорически запретили делать это через иностранные мессенджеры, учитывая разгул мошенничества в них». Кроме того, на национальную платформу переместятся образовательные чаты и сервисы, а подключение сервиса к системе «Госключ» позволит использовать усиленную цифровую подпись для подписания договоров гражданином при сделках с другими людьми или компаниями.
Кроме того, пользователи платформы должны будут получать коды подтверждения «аутентификации или совершения значимого действия», поэтому возможность интеграции с этой системой должны будут обеспечить банки, маркетплейсы, классифайды и соцсети. «WhatsApp и Telegram могут продолжать функционировать и доживать свой век, но теперь уже при условии безусловного выполнения требований наших законов. Больше они не смогут их игнорировать, пользуясь тем, что им нет замены», — резюмировал Боярский. По данным Mediasope за апрель 2025 года, WhatsApp занимает первое место в рейтинге самых посещаемых ресурсов с месячной аудиторией 97,4 млн человек, Telegram — третье с 90,5 млн пользователей в месяц.
Разработчик такой платформы будет назначен по решению правительства из числа российских компаний. Среди критериев: она должна иметь «многофункциональный сервис обмена информацией» с аудиторией более 0,5 млн в сутки, а ее программы должны распространяться путем предустановки на смартфоны, планшеты, телевизоры. Согласно утвержденному правительством перечню программ для предустановки, под эти критерии подпадают, в частности, «Яндекс» и VK.
В VK и «Яндексе» отказались от комментариев. Источник на IT-рынке сообщил, что «Яндекс» не ведет разработку такого сервиса.
В марте «Ведомости» сообщили о том, что VK запустит бета-версию цифровой платформы Max с мессенджером, приложениями и платежной системой. В дальнейшем в Max должны появиться государственные и другие сервисы для решения повседневных задач. Тогда эксперты оценивали стоимость разработки подобного сервиса в 1–2 млрд рублей. 29 мая глава Минцифры Максут Шадаев, выступая на TAdviser SummIT 2025, заявил, что регулятор обсуждал возможность интеграции «Госуслуг» с Telegram, но теперь рассматривает мессенджер Max для этих задач. Forbes также направил запрос в Минцифры.
Поправки также предполагают нововведение в законе «О защите прав потребителей» — в него добавят обязательный для предустановки «многофункциональный сервис обмена информацией». «Для нашего рынка главными в данном случае являются технические вопросы: важно, чтобы новая программа устойчиво и бесперебойно работала и была совместима со всеми потребительскими устройствами, — обращает внимание представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. — Надо также учитывать, что подавляющее большинство из них являются импортными и попадают в страну в том числе через каналы параллельного импорта. К тому же остается открытым вопрос, как именно осуществить обязательную предустановку этого многофункционального сервиса».
Источник в Минцифры говорит, что законопроект о национальном мессенджере похож на инициативу введения цифровых паспортов на «Госуслугах», предложенную Минцифры еще в 2023 году. Собеседника Forbes в идее национального мессенджера настораживает то, что бизнес коммерческой компании будет стимулироваться за государственный счет. По его словам, сейчас ни у одного отечественного мессенджера нет такого функционала, перечисленного в законопроекте: «Чтобы предъявлять документы, подтягивая их с «Госуслуг», нужна глубокая интеграция с единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), такую сейчас имеют банки и операторы связи».
Законопроект о многофункциональном сервисе обмена информацией сделан под несколько уже запущенных проектов, полагает председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко, в 2016-2018 годах работавший советником президента России по развитию интернета. «Один – это мессенджер Mах. Думаю, есть еще пара, о которых публично еще не заявлено. Вот они там будут биться. Видимо, VK предложат [стать компанией-разработчиком сервиса]. Возможно, даже и конкурентов не будет, — рассказал Forbes Клименко. — Возможно, чтобы сохранить некоторую независимость и [не допустить] обвинения в возможных «историях», будет совместная работа. У каждой компании есть свой опыт, и, возможно, соберется несколько компаний в результате».
По мнению эксперта, многофункциональный сервис обмена информацией не будет дублировать «Госуслуги», а скорее станет его дополнением. «Сами «Госуслуги» являются по-своему прокси-доступом к базам данных. Большинство баз данных не переехало в «Госуслуги». Каждый раз организуется шлюз, вы авторизуетесь, есть шлюз в налоговой инспекции, есть шлюзы [у других госорганов], — поясняет Клименко. —Все-таки «Госуслуги» — это в первую очередь такая хорошая, красивая, организованная «нашлепка» в трудной бюрократической истории. А то, о чем мы сейчас говорим, давайте упрощенно назовем «мессенджер», в котором есть внутри разрешенные работающие сервисы госуслуг. <> Все-таки госуслуги — это сервис, а мессенджер — это оболочка». Таким образом, по словам Клименко, помимо доступа в госуслуги с веб-сайта и мобильных приложений с появлением новой платформы появится возможность получать госуслуги через мессенджер.
Отвечая на вопрос Forbes о стоимости такой разработки, Клименко отметил, что готов оценить реальную цену разработки, а не то, сколько за проект заплатят. «Для, допустим, VK это самая дешевая история, потому что у них была ICQ, TamTam. Если утрировать, то если там Кириенко [Владимир, руководитель компании] скажет: «Мне завтра нужен мессенджер», они соберут завтра», — рассуждает Герман Клименко. Основные затраты при создании многофункционального сервиса обмена информацией пойдут на фонд оплаты труда сотрудников и на закупку аппаратного обеспечения, полагает Клименко. Но для VK на фоне расходов на «ВКонтакте» это будут «абсолютно незначимые деньги», считает эксперт: если на проекте будет задействовано 50 программистов, то расходы на их зарплату в течение года с учетом налогов, а также на закупки «железа», составят «несколько миллиардов рублей», оценивает он.