К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

От учителя на кухне к преподу-инфлюенсеру: как IT изменили рынок репетиторства

Фото Getty Images
Фото Getty Images
За последнюю декаду система репетиторства и подготовки к ЕГЭ кардинально поменялась: на место математички из школы пришли молодые TikTok-инфлюенсеры, а решение, как готовиться, теперь принимают не родители, а дети. О том, что еще изменилось в подготовке к ЕГЭ и как выбирает преподавателей молодежь сегодня, рассказывает академический директор онлайн-школы «100балльный репетитор» Айдар Шарифьянов

До и после пандемии

В середине 2010-х условным «золотым стандартом» считался индивидуальный репетитор, который разбирает с учеником темы для подготовки к экзамену по бумажным пособиям, проверяя домашние задания, сделанные от руки. Уже тогда появлялось преподавание в Skype, но им пользовались только самые продвинутые. Технологический инструментарий был ограниченным, а академически преподавание было нацелено на натаскивание на типовые задания, а не на закрепление знаний.

Онлайн-преподавание стало очень популярным в ковид. Запустилось множество технологических образовательных платформ — у аудитории возникла потребность переходить с привычных форматов на вебинарные. До ковида уже стали появляться платформы с автоматической проверкой заданий, благодаря которым ученик мог сразу узнать свой результат, а не дожидаться проверки учителем. 

Сейчас основную нишу заняли онлайн-школы с массовыми образовательными курсами вебинарного формата, с возможностью задать преподавателю вопросы в чате и тут же получить ответ.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Тригонометрия и мемы

Школьникам больше не интересно сидеть один на один с учителем на кухне. Им привычнее смотреть обучающие видео на YouTube, принимать участие в обсуждении и в интерактивном формате решать задания. Современные абитуриенты родились, когда уже был интернет, социальные сети и гаджеты. Для них онлайн — естественная среда. Им привычна гибкость, быстрый результат, короткие форматы контента. Их мотивирует четкое понимание прогресса, возможность общения со сверстниками и геймификация.

Новый запрос со стороны школьников вынуждает онлайн-школы пересматривать контент и учебные форматы. Рынок онлайн-образования переходит к более ярким, броским форматам, от традиционного урока — к неформальному, наполненному мемами, юмором и современными TikTok-трендами. Этот подход переплетения контента сухого образовательного с развлекательным учитывает особенности подростков. Преподаватели говорят со школьниками на одном языке, становятся ролевыми моделями, мотивируя двигаться вперед через сложности. Этот формат и такая поддержка вызывают отклик.

 

Я сам!

Согласно данным нашего исследования в начале этого года (опросили около 14 000 школьников), 90% абитуриентов сами инициировали дополнительную подготовку к экзаменам. Школьники самостоятельно находят школу или репетитора и доносят их ценность до родителей. Именно абитуриенты становятся покупателями курсов и клиентами школ. 

С одной стороны, подростки прагматичные и стараются выбрать продукт для конкретной задачи — сдать экзамены, поступить в вуз. Но при этом они не могут оторваться от развлекательного контента в соцсетях, у них есть потребность в неформальном общении. Продукт, который может закрыть эти потребности — взаимодействие с классными кураторами, с другими учениками, и легко поданный контент — превращается в комплексное решение, в котором и весело, и полезно с точки зрения результата.

Дышите глубже

Подготовка к экзаменам, конечно, очень стрессовый период, даже если вынести за скобки подростковый возраст. Важно организовать такую среду, чтобы ученики проходили с интересом, увлекались и получали для себя и пользу, и силы, и вдохновение, которые помогают переживать острые моменты психологического стресса. Преимущество онлайн-формата в том, что он подходит для разных типов учеников. Как тем, кто любит привлекать внимание, создавать комьюнити и соревноваться с другими, так и скромным интровертам, которым удобно смотреть уроки в записи и задавать вопросы преподавателю в чате. При этом стресс от предстоящего экзамена — главный фактор, мешающий абитуриентам осваивать материал, это подтверждает и наш опрос, и опросы коллег по рынку.

 

Без психологической поддержки онлайн-школы уже не обходятся. Это может быть или дополнительный курс о борьбе со стрессом и прокрастинацией, или персональные консультации с психологом.

Управление знаниями через цифровой след

Онлайн-формат также дает возможность направить больше стараний именно на те задания, которые не получаются. Более того, школы создают систему управления обучением, которая по мере прохождения учениками заданий собирает статистику: какие задания ученик сделал легко, какие решил с нескольких попыток, какие смог решить только с помощью подсказки. Прогоняя одни и те же задачи через множество учеников, можно собрать данные, насколько задача когнитивно посильна — в процентах. Это позволяет понять, на какую часть заданий сделать упор в курсах.     

Благодаря таким системам можно предоставлять ученику всю статистику по его личному прогрессу. Ученик может наглядно в графиках видеть балл, к которому он стремится, и средний балл, на который он решает сейчас. Это дает мотивацию: у ученика появляется стремление скорее уравнять эти два показателя графика — желаемый и текущий результат. Кроме того, видя эту статистику по каждому ученику, можно с какой-то периодичностью приходить к нему и указывать на то, где еще нужно подтянуть, что повторить. И это может делать и чат-бот.     

По сравнению с обычным репетитором, которому ученик отправляет решенные на бумажке задания, ученик онлайн-школы быстрее получает обратную связь и видит всю картину о своей готовности к экзамену целиком.

Соревновательность и комьюнити

Для старшей школы большое значение имеет элемент соревновательности между учениками, что недоступно учителю, работающему тет-а-тет с учеником. А соревновательность, безусловно, сказывается на мотивации. Каждый может видеть, на какой балл решают его одногруппники, и это будет подстегивать стремление заработать больше баллов и подняться в рейтинге.

 

Согласно нашему опросу, почти четверть учеников выделяют наличие сообщества как важный фактор успешного обучения. Ученики не только соревнуются, но и дружат, а это помогает им уже в университетской жизни.

Репетитор из школы или интернет-инфлюенсер

Выбирая между учителем из своей школы и инфлюенсером из TikTok, ученик из маленького города скорее выберет последнего. Так он сможет получить те же знания, что и ребята из крупных городов. Почти треть (27%) наших учеников — жители малых населенных пунктов (до 100 000 жителей). И они показывают прекрасные результаты. Число «стобалльников» в регионах растет с каждым годом — рекорд по количеству выпускников, получивших высший балл по ЕГЭ, в прошлом году установили Тюменская и Саратовская области.

Новое поколение учится по-другому, с большей ориентацией на онлайн-пространство, и наша задача — помочь им освоить необходимые знания без стресса и так, чтобы после экзамена эти знания и опыт все еще остались с учеником. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+