К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Подземные долги: «МаксимаТелеком» показывает миллиардные убытки

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Оператор Wi-Fi в поездах московского метро «МаксимаТелеком» продолжает генерировать убытки. Если в 2023 году этот показатель составил 2,3 млрд рублей, что объяснялось разделом компании, то по итогам 2024-го он сократился вдвое, но все равно составил внушительные 1,16 млрд рублей. У «МаксимаТелеком» почти не осталось госконтрактов, а Wi-Fi в метро стал гораздо менее востребован, после того как операторы связи завершили там покрытие сети и модернизировали ее, говорят аналитики

Миллиардный убыток

Компания «МаксимаТелеком», известная по оказанию услуги Wi-Fi в поездах московского метро, зафиксировала убыток за 2024 год в размере 1,16 млрд рублей, следует из сообщения компании в базе данных «СПАРК-Интерфакс». Единственный акционер компании АО «Макомнет» решил убыток «МаксимаТелекома» не погашать, а также не объявлять и не выплачивать дивиденды.

Выручка АО «МаксимаТелеком» в 2024 году упала до 2,2 млрд рублей (годом ранее этот показатель составлял 2,8 млрд рублей). Чистый убыток по итогам 2023 года достиг 2,3 млрд рублей, следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс». При этом если в 2021-м доля госконтрактов в выручке компании составляла 99,6%, то по итогам 2024 года — всего 5,9%.

В марте 2023 года «МаксимаТелеком» провела ребрендинг и объявила о реструктуризации бизнеса, разделив свою деятельность под новым брендом «Максима» на два направления. Первое — исторически основной для нее операторский бизнес, то есть поддержка и развитие уже существующей инфраструктуры сети передачи данных. Второе — относительно новое интеграторское направление, развиваемое под брендом ГК «Максима».

 

После этого «Ростелеком» через дочернего оператора «Макомнет» (СП «Ростелекома» и ГУП «Московский метрополитен» в пропорции 51 на 49%) опосредованно приобрел 51% «МаксимаТелекома». В мае 2023 года «Макомнет» консолидировал 100% «МаксимаТелекома». ГК «Максима» сосредоточилась на развитии интеграторского бизнеса и выполняет IT-проекты для промышленных и госзаказчиков через свои дочерние структуры — «Городские сервисы», «Оператор городских решений», «МаксимаТелеком СЗ». «МаксимаТелеком» же предоставляет услуги Wi-Fi в общественном транспорте Москвы и Санкт-Петербурга, развивает цифровые сервисы и платформы, участвует в госзакупках на поставку оборудования и софта.

Помимо строительства и эксплуатации сетей Wi-Fi на транспорте в Москве и других городах, «МаксимаТелеком» стала единым оператором городского Wi-Fi в столице, предоставляя универсальный алгоритм подключения и авторизации. Контракт с департаментом информационных технологий (ДИТ) Москвы на услуги единого оператора Wi-Fi в столице у «МаксимаТелекома» закончился в 2024 году, новой закупки Forbes не обнаружил. Выручка компании от оказания услуг Wi-Fi за 2024 год сократилась на 30%, до 187,8 млн рублей. В ДИТ и «МаксимаТелекоме» не ответили на запрос.

 

«В два раза быстрее»

Объем выручки в 2024 году снизился из-за «продолжительного эффекта от разделения бизнеса «МаксимаТелекома» и вывода интеграционных проектов из контура компании», говорится в финансовой отчетности компании.

«МаксимаТелеком» продала компании, специализирующиеся на разработке, и сосредоточилась на оказании услуг, замечает аналитик «Финам» Леонид Делицын. «В частности, у компании увеличилась выручка от цифровых сервисов и упала от всех остальных услуг. При этом компания зафиксировала убыток, но это не значит, что у «МаксимаТелекома» не осталось свободных средств», — добавил он.

Во многом убытки «МаксимаТелекома» связаны с развитием мобильного интернета, указывают аналитики. Так, операторы «большой четверки» покрыли перегоны еще несколько лет назад, а на самих станциях у них уже достаточно давно есть интернет, рассуждает генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков. «Вымпелком» завершил покрытие станций и перегонов в московской подземке в 2021 году, а остальные операторы — года два назад. То есть в 2023-м интернет у них уже был, причем примерно раза в два быстрее, чем у «МаксимаТелекома», — продолжает эксперт. — С тех пор в метро услуга Wi-Fi не востребована, поскольку либо надо платить, либо смотреть рекламу, и то же самое происходит с Wi-Fi в наземном транспорте».

 

«Чудовищная сумма»

«Ничего удивительного. Бизнес «МаксимаТелекома» — предоставление услуг связи — не является высокомаржинальным», — указывает источник Forbes на IT-рынке. Он обращает внимание на то, что у компании снизились закупки услуг госсектором. «Процентные расходы по кредитам и займам в 2023 году составили 710 млн рублей, а в 2024 году — 1,2 млрд рублей. Чудовищная сумма. По «МаксимаТелекому» сильно ударила высокая ставка, только процентов в 2024 году компания выплатила на 500 млн рублей, — поясняет собеседник Forbes. — С одной стороны, в процессе реорганизации продали активы, занимающиеся разработкой. С другой — долги, скорее всего, остались на компании «МаксимаТелеком», которая имеет стабильный доход от телекоммуникационных сервисов. А процентные расходы резко выросли».

С момента продажи «МаксимаТелекома» «Макомнету» реклама на странице регистрации и плата за отсутствие рекламы стали обеспечивать львиную долю выручки компании, рассуждает партнер Comnews Research Леонид Коник. «Сейчас на фоне отключений мобильного интернета в столице на уровне ощущения действительно есть всплеск в использовании публичных сетей Wi-Fi. Но даже если это и так, финансовый эффект от этого в виде роста рекламных доходов мы увидим не ранее, чем по итогам первого полугодия, а то и целого 2025 года», — полагает он.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+