Коммерческое предложение: нацмессенджер Max формирует услуги для бизнеса

Поговори с клиентом
Forbes ознакомился с презентацией нацмессенджера для бизнеса под названием «Цифровая платформа Max. Удобство и экономия». Содержание презентации подтвердил источник в IT-секторе. Она в том числе рассказывает, какие инструменты будут доступны бизнесу на платформе. В частности, с помощью Max компании смогут общаться со своими клиентами. Для этого компания сможет создать подтвержденную учетную запись в мессенджере, а также бизнес-аккаунты с возможностью подключения различных опций для взаимодействия с пользователями в Max.
Сотрудники компании, уполномоченные на коммуникацию с клиентами, будут иметь подтвержденный аккаунт в Max. Для них компания сможет приобретать лицензии, активация которых будет происходить с помощью корпоративных номеров мобильных телефонов.
Также Мах предложит платформу чат-ботов для поддержки клиентов компании. Бизнес сможет отправлять брендированные OTP-коды (one time password, одноразовый пароль) пользователю через системного чат-бота «Коды подтверждения», а также присылать сервисные и промо-уведомления своим пользователям от имени официального аккаунта компании.
Кроме того, бизнес сможет запрашивать у пользователей Max верифицированные реквизиты документов из единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА, информационная система госуслуг): паспорта, свидетельства о рождении детей, льготы, ИНН, СНИЛС, водительское удостоверение и др. А также предоставлять возможность через платформу подписывать простые документы — например, согласия на обработку персональных данных, оферты.
В документе указано, что лицензия на одного сотрудника организации для коммуникации с клиентами будет содержать служебный никнейм сотрудника, связанный с брендом, и позволит отправлять неограниченное количество сообщений клиенту.
Согласно информации из презентации, в первый год компания планирует предоставлять услуги бесплатно при условии установки Max через каналы дистрибуции организации. В дальнейшем планируется, что цена пакета лицензий для аккаунтов поддержки будет зависеть от их количества. Если компания планирует приобрести до 3000 аккаунтов, одна лицензия может обойтись в 2333 рубля в месяц; если до 12 500 лицензий, то каждая будет стоить 1750 рублей в месяц, а если более 12 500 — то 1517 рублей в месяц (все цены с НДС).
Коммуникация в рамках чат-бота, рассылка сервисных и транзакционных уведомлений могут обойтись в 12,2 рубля в месяц за клиента при покупке до 5 млн лицензий. Если покупать до 15 млн лицензий — 11 рублей за клиента, а если более 30 млн — 8,5 рубля.
Стоимость лицензии для рассылки ОТР-кодов (одноразовых паролей) на одного активного пользователя в месяц будет составлять 7,9 рубля, если приобретается до 5 млн таких лицензий. Если больше 30 млн, то стоимость рассылки для одного клиента будет достигать 6,3 рубля, а если больше 30 млн — 5,5 рубля. В рамках выданной лицензии предусмотрен неограниченный объем взаимодействий с клиентами: отправки им ОТР-кодов, взаимодействия в чатах и чат-ботах.
Впрочем, в Max настаивают: предложения для корпоративных клиентов и тарифная политика на данный момент не сформированы и находятся в проработке, платформа представит предложения для бизнеса до конца этого года. «Они будут включать в себя создание верифицированных бизнес-аккаунтов, настройки оповещения и информирования клиентов и отправку одноразовых паролей», — добавил представитель платформы. Точные сроки запуска и условия для бизнеса он не назвал, отметив, что в продукте учтут потребности пользователей, банков, операторов связи, маркетплейсов и других бизнесов.
С 1 июня банки, операторы связи, маркетплейсы и госорганы не могут общаться со своими клиентами с помощью иностранных мессенджеров, таких как WhatsApp, Telegram, Viber и др. Правительство 12 июля назначило «дочку» VK «Коммуникационная платформа» ответственной за работу и развитие национального мессенджера Mах. В начале июля количество регистраций в Mах превысило 2 млн.
Требует времени
VK планирует делить затраты на развитие Mах c партнерами платформы, рассказывал ранее Forbes источник в инвестиционном сообществе. По его словам, Mах — важный для VK проект, однако он не подразумевает масштабных инвестиций со стороны группы.
В VK подчеркнули, что на запуске B2B-сервисы в MAX будут бесплатными, чтобы бизнес мог их протестировать. Источник, знакомый с планами развития Max, обращает внимание на то, что B2B-сервисы появятся в мессенджере до конца III квартала, до конца года мессенджер планирует подключить несколько крупных компаний, а отсутствие платы на запуске «позволит активнее привлекать бизнес в Max». «Один из вариантов монетизации сервисов в будущем — это предоставление компаниям триала, бесплатного пробного периода, чтобы бизнес мог настроить информирование, привыкнуть к платформе и рассказать о ней своим клиентам», — сообщил другой источник Forbes, близкий к Max.
Цены Max на услуги отправки OTP ниже рынка, обращает внимание источник, близкий к одному из мессенджеров. «К тому же обычно такие услуги предоставляются не по фиксированной цене, а пакетом», — добавил он. По словам собеседника Forbes, половина этих услуг еще пока не реализована, «это скорее предложение на будущее». «Разработка таких услуг требует времени, появятся они, скорее всего, до конца года, а интеграции с госуслугами в этом году и не ждем», — добавил он.
Основной фокус Max сделает на клиентскую поддержку — общение с операторами и чат-ботами, полагает собеседник на рекламном рынке. «В иностранных мессенджерах общение с клиентами для банков и госорганизаций запрещено», — напоминает он. «Пока уровень кибербезопасности в Max не позволит мессенджеру заменить смс-сообщения на рынке одноразовых паролей, в особенности в финтехе. Сообщество специалистов по кибербезу уже выявило ряд крупных уязвимостей, и пока они не будут ликвидированы, мессенджер не сможет быть конкурентоспособным на рынке OTP», — рассуждает источник Forbes. Кроме того, тарифы Max на клиентские каналы и чат-боты, по его словам, значительно выше существующих на рынке предложений соцсетей и мессенджеров. В Max, однако, опровергли наличие киберуязвимостей, отметив, что все данные пользователей Мax хранятся на территории России и защищены собственными и партнерскими сервисами информационной безопасности.
Источник Forbes на рынке коммуникационного софта оценивает тарифы Max как сравнимые с API у WhatsApp для бизнеса. «Проблема не в ценах, а в аудитории. Когда вы платили WhatsApp, вы были уверены в эффективности — ваш контакт с огромной долей вероятности является абонентом этого мессенджера и получит ваше сообщение. А Max — принудительный сервис, который аудиторию будет набирать очень долго», — пояснил он.
Банкинг в мессенджере
В качестве эксперта при разработке банковских сервисов для мессенджера выступил Альфа-банк, рассказал руководитель дирекции цифровых и финансовых сервисов для мессенджеров и партнеров банка Владимир Ястребков. «В партнерстве с платформой проработана и оценена возможность внедрения OTP-уведомлений в мессенджере, разработана система доверенных устройств, запущены нативные C2C-переводы, реализованы push-уведомления по банковским операциям и создан полноценный сервис банкинга. Все эти решения уже протестированы и стали стандартом для других банков на платформе. Сейчас мы ведем переговоры об индивидуальных тарифных условиях, учитывая наш вклад в развитие экосистемы», — добавил он.
«Совкомбанк плотно взаимодействует с командой VK, которая развивает мессенджер Max. Ожидаем, что уже осенью наши клиенты смогут делать переводы через Max с использованием системы быстрых платежей и получать уведомления от банка», — сообщил заместитель председателя правления Совкомбанка Альберт Борис. При этом он видит определенные ограничения в банкинге в мессенджерах: по его мнению, они лучше подходят для простых операций (например, денежных переводов между физическими лицами) и не заменят собой банковские приложения.
«Ранее мы разрабатывали прототипы и пилотные проекты мини-банкинга в Telegram, пока это было разрешено. В Telegram можно было выполнять базовые операции, например просматривать счета и аналитику, — продолжает Альберт Борис. — Однако мы считаем, что разные типы операций требуют разных каналов. В мессенджере удобно совершать простые действия, например перевести 500 рублей другу — очевидна ценность такого быстрого перевода. Но для сложных операций пользователи вряд ли откажутся от привычных банковских приложений в пользу интерфейса мессенджера. Мы не считаем, что мессенджеры способны обеспечить полное банковское обслуживание и замену банковских приложений. На наш взгляд, должны существовать разные каналы взаимодействия. Единой лучшей практики на рынке пока нет, и мы будем работать над ее формированием совместно с другими участниками рынка», — заключил топ-менеджер.
Не с нуля
Очевидно, что Max собирается не с нуля, а с использованием библиотеки решений VK, отмечает председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. Сейчас, по сути, пересобирают уже давно имеющийся у VK мессенджер «ТамТам», добавил эксперт. По мнению Клименко, фокус в работе над мессенджером должен быть сделан на безопасности, потому что потом в нем должны появиться госуслуги. «Работа идет быстро, осталось открыть каналы и добавить в них счетчик просмотров», — добавил он.
Max так или иначе будет зарабатывать на бизнесе, и, скорее всего, с помощью рекламы, уверен Клименко. «Мессенджер, который будет обладать обезличенными данными о запросах пользователей к госуслугам, может стать если не крупнейшим поставщиком данных, как сейчас «Яндекс», то хотя бы сопоставимым», — считает он.
Руководитель по инновациям продуктовой группы «Толк» в «Контуре» Павел Скрипниченко отметил, что скорость реализации во многом зависит от текущей зрелости продукта, размера команды, задействованной в проекте, и доступного бюджета. «Подобные разработки, как правило, внедряются поэтапно: часть функций может появиться уже в ближайшее время, тогда как реализация остальных займет значительно больше времени», — добавил он.
Создать популярный мессенджер непросто — Telegram задает очень высокую планку с 2013 года, уверен основатель VideoMost Андрей Свириденко. «В реестре отечественного софта Минцифры сейчас уже более 50 мессенджеров, в основном корпоративных. VK пытается сделать свои мессенджеры популярными в России уже 20 лет: были «Агент», «ТамТам», «ВК Звонки», VK Teams, приобретенный ICQ, но никто из них не стал таковым», — пояснил он. Нацмессенджер — весьма сложный и дорогой проект, продвижение которого было бы невозможно без активной поддержки государства, уверен Свириденко.
В объединенной компании Wildberries & Russ, в компаниях Ozon, «Яндекс», МТС, «Вымпелком» (бренд билайн), «Мегафон» отказались от комментариев. В Сбербанке, ВТБ, Т-Банке не ответили на запрос Forbes.
