К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Диктатура пролетариата: какие условия ставят перед работодателями ИИ-таланты

Фото Getty Images
Фото Getty Images
2025 год закрепил за специалистами по ИИ статус главных звезд на рынке труда. Их компетенции становятся ключевым ресурсом для разных сфер бизнеса, от банков и телекома до ретейла и промышленности. По данным сервиса Dream Job, за последний год зарплатная медиана ИИ-специалистов выросла на 41% и достигла 215 000 рублей, что более чем втрое превышает этот показатель по всему рынку труда. При этом ИИ-таланты тщательно изучают отзывы о работодателях, прежде чем принять предложение

Втрое выше

Портал с отзывами о работодателях Dream Job, контролирующим акционером которого является HeadHunter (НН), проанализировал более 20 000 отзывов на своей платформе, охватывающих IT-направления на предприятиях самых разных отраслей. Forbes ознакомился с результатами исследования.

Согласно данным Dream Job, за последний год (сравнивалось первое полугодие 2024 года с первым полугодием 2025-го) медиана зарплат специалистов по ИИ выросла на 41% и достигла 215 000 рублей, что более чем в три раза превышает медиану по всему рынку труда, которая составляет 65 000 рублей (зарплатная медиана — величина, которая делит все зарплаты выборки ровно пополам: половина работников получает меньше этого значения, а половина — больше).

При этом ИИ-таланты, по словам основателя и гендиректора Dream Job Бориса Курбатова, крайне требовательны: они внимательно изучают отзывы о работодателях, прежде чем принять предложение: «Компании, которые игнорируют работу с репутацией и HR-брендом, рискуют не дойти до стадии переговоров о зарплате и условиях — их отфильтруют на этапе выбора».

 

Что ценят ИИ-специалисты?

То, что видят главными факторами для принятия офера IT-разработчики в целом (насколько справедливо оценивается их труд и есть ли гибкий график), ИИ-специалистов особо не интересует. Для них важнее возможность работать с мощными кластерами и «чистыми» данными, свобода исследовать новые подходы и гарантии того, что результаты не останутся «в столе», указывают в Dream Job: «Именно доступ к GPU (графическим процессорам) и R&D-задачам называют ключевым преимуществом, а рядом ставят сильную команду и гибридный формат работы».

Мотивацию специалистов по ИИ формируют не столько деньги, сколько ощущение, что компания дает пространство для роста и экспериментов. «В их системе координат зарплата — лишь базовая предпосылка, а реальный интерес удерживает только профессиональная среда. Это и выделяет их в особый сегмент на рынке труда, где стандартные методы мотивации уже не работают», — подчеркивают в Dream Job. Комбинация «ресурсы, исследования, обучение, команда и гибкость» делает компанию привлекательной для таких кадров.

 

Что их отталкивает?

Там, где компании не справляются с базовыми ожиданиями, разочарование наступает быстро, говорится в исследовании. Речь не о деньгах — зарплаты в ИИ-сегменте остаются рекордными, а о качестве процессов и стратегии. Так, специалисты часто сталкиваются с ощущением, что их труд используется неэффективно. «Самая частая жалоба — отсутствие внятной продуктовой стратегии: проекты запускаются ради самого факта «мы внедряем ИИ». В итоге исследования делаются в стол, без внедрения в продукт, — указывают в Dream Job. — Почти столь же болезненной темой становятся данные. «Сырые» датасеты оборачиваются тем, что до 70% времени уходит на чистку, а не на моделирование и эксперименты. Это вызывает ощущение неэффективности и потери квалификации».

Кроме того, многие компании запускают пилоты в спешке, с жесткими дедлайнами, но без гарантии долгосрочного финансирования. В результате специалисты чувствуют себя частью «эксперимента», который может в любой момент закрыться. Отдельная точка напряжения — возвращение в офис вопреки изначально обещанной удаленке. Для экспертов, привыкших к гибкости, это воспринимается как шаг назад и нередко становится причиной падения оценки работодателя, рассуждают аналитики.

Таким образом, главный источник недовольства специалистов по ИИ — это не уровень зарплаты, а хаос процессов, отсутствие стратегии и нарушение договоренностей. Именно здесь лежит зона риска для компаний: даже самые дорогие предложения не компенсируют потерю доверия, делают вывод в Dream Job: «Эксперты по ИИ готовы работать в компании, где среда соответствует их запросам, но готовы и быстро менять работодателя, если этого нет. И простым повышением зарплат этот риск не перекрыть — нужны инвестиции в процессы, развитие и гибкость».

 

«Сокращает количество вакансий»

ИИ-специалисты стали ключевым сегментом найма в крупных отраслях, однако их приоритеты сместились от классической связки «зарплата + удаленный формат» к более комплексному запросу — «ресурсы + профессиональная среда + содержательные проекты», подтверждает HR-директор сервиса безопасных сделок с исполнителями Solar Staff Камилла Столповских. Она при этом призывает разграничивать направления внутри сферы: наиболее динамично, по ее словам, растет спрос на прикладные роли — ML/AI-инженеры, data-инженеры, специалисты по MLOps и продуктовой аналитике. «То есть на тех, кто способен превращать модели в измеряемую выручку и снижение издержек», — говорит Столповских.

Что касается зарплат. Поскольку таких специалистов пока мало, их стоимость резко растет, поясняет операционный директор HR-холдинга Ventra Лусине Абгарян. «Но из-за того, что интерес к этому сегменту растет еще быстрее, в течение двух лет будет больше экспертов, больше ИИ-решений, которые создают ИИ-решения, и потому стоимость будет несколько снижаться», — прогнозирует Абгарян. Она также согласна с необходимостью деления специалистов ИИ на сегменты внутри. «Ситуация по росту заработных плат разная для разработчиков ИИ, пишущих код с помощью ИИ или применяющих ИИ в проектах, — рассуждает она. — Разработка ПО с применением ИИ сокращает время и стоимость разработки, но и сокращает количество вакансий по кодированию. От разработчика теперь требуется работать с функциональными требованиями пользователей, делать бизнес-анализ и создавать код, в том числе грамотно используя кодирование с помощью ИИ, где это возможно и эффективно. То есть быть волшебником, который, поговорив с заказчиком, превращает идею в красивое решение на базе ИИ, которое думает и делает то, что задумал человек».

Камилла Столповских выделяет три момента в исследовании. Во-первых, доступ к вычислительным мощностям и данным сегодня становится предметом найма наравне с самим офером: подобные предложения включают прозрачный бюджет на GPU или кластер, политику доступа к данным и долю времени, выделяемую под R&D. «Во-вторых, ключевое значение имеют среда и траектория роста: техблог компании, открытые репозитории, возможность публиковаться или контрибьютить — это настоящая валюта доверия, которая зачастую оказывается весомее, чем прибавка в 10-15% к зарплате, — говорит она. — И, наконец, стратегический контур: сильные кандидаты мгновенно распознают фальшь в заявлениях «У нас есть ИИ», если за ними не стоят продуктовые гипотезы, продуманная работа с данными и выстроенный MLOps-процесс».

Значительная часть ИИ-проектов действительно разрабатывается в стол, говорит Абгарян. «Специалисты по ИИ могут поддерживать себя тем, что так происходит со всеми пионерами и инноваторами, и время этих проектов еще придет. Причина не только в отсутствии внятной продуктовой стратегии — очень важен вопрос стоимости решений, — рассуждает она. — Оказалось, что многие решения на базе ИИ обойдутся в реализации дороже, чем выполнение этих работ не искусственным интеллектом. Например, на внедрение, обучение и развитие умных кассовых роботов требуется минимум один эксперт с заработной платой, равной зарплате 20 кассиров, а стоимость самого решения — в разы выше, чем нанять кассиров-людей».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+