«Базис» станцует самбу: разработчик инфраструктурного ПО выходит на бразильский рынок

В пампасы
«Базис» заключил в ходе Kazan Digital Week 2025 соглашение с бразильской Banif Investimento Participações S.A., оказывающей инвестиционно-банковские услуги, рассказали Forbes представители компаний. На первом этапе партнеры протестируют по модели SDK (software development kit — набор средств для разработки ПО) флагманские продукты «Базиса» — платформу серверной виртуализации Basis Dynamix и решение для виртуализации рабочих столов и терминального доступа Basis Workplace. Такой подход предполагает передачу набора компонентов, библиотек и технической документации, позволяет минимизировать затраты и снизить инвестиционную нагрузку за счет использования локальных ресурсов. На их основе Banif Investimento сможет создать продукт, адаптированный под требования регулятора и особенности локального рынка, поясняют в компании.
Пока у «Базиса» нет планов открывать представительство в Бразилии: локальный партнер берет на себя адаптацию по требованиям рынка и коммерческие вопросы. «Когда мы увидим положительный значимый отклик рынка, мы вернемся к вопросу о его создании», — говорит генеральный директор «Базиса» Давид Мартиросов.
Пилотные внедрения пройдут в инфраструктуре банков Itaú Unibanco и Bradesco, чья совокупная клиентская база насчитывает десятки миллионов человек. Число сотрудников в Itaú Unibanco превышает 95 000 специалистов, в Bradesco — 84 000. По итогам пилота будет собрана обратная связь, которая ляжет в основу дальнейшей работы над продуктом, говорят в «Базисе».
Только начало
Выход в Бразилию — первый шаг «Базиса» в рамках стратегии международной экспансии, указывает Мартиросов. Кроме Бразилии, разработчик планирует развивать присутствие в государствах португалоязычного кластера, включая, по словам топ-менеджера, наиболее перспективные страны Африки — в частности, Анголу, обладающую высоким потенциалом цифровизации и дружественными отношениями с Россией. Сотрудничество с Бразилией, считает он, также открывает новые возможности для работы на рынке стран БРИКС. «Это одна из крупнейших экономик глобального Юга, где численность интернет-пользователей превышает 191 млн человек, а уровень проникновения онлайн-банкинга составляет около 94%. На этом фоне особенно заметен растущий спрос на независимые и масштабируемые технологические решения», — рассуждает Мартиросов.
При этом он подчеркивает: «Базис» не использует классическую модель экспансии, в этом случае она была бы малоэффективна. «Мы предлагаем локальному рынку не отдельные продукты, а технологический суверенитет в области ПО управления динамической инфраструктурой. Общий объем вложений на первом этапе не превышает 2% от выручки наших флагманских продуктов — платформ Basis Dynamix и Basis Workplace (их суммарная выручка в 2024 году составила 3,4 млрд рублей)», — поясняет он.
«Базис» — крупнейший российский разработчик ПО управления динамической IT-инфраструктурой, виртуальных рабочих мест и оказания облачных услуг. По данным ТМТ Consulting, «Базис» лидирует на отечественном рынке виртуализации с долей 36%, уступают ему решения OrionSoft (14%), ITglobal.com (13%), ГК «Астра» (12%). Объем российского рынка в 2024 году мог составить более 9,6 млрд рублей, к 2027 году он может превысить 14,5 млрд рублей. «Базис» был образован в 2021 году путем объединения цифровых активов «Ростелекома», Yadro и Rubytech («Тионикс», Digital Energy и «Скала Софтвер»). Согласно данным базы Rusprofile, выручка ООО «Базис» в 2024 году увеличилась на 63%, до 4,6 млрд рублей, чистая прибыль — на 60%, до 3,8 млрд рублей.
Айти до Бразилии
Бразилия сегодня — один из крупнейших цифровых рынков Латинской Америки. Бразилия демонстрирует высокие темпы развертывания 5G-сетей, опережая по этому показателю США и Японию — охват 63% территории, следует из презентации iKS-Consulting (есть у Forbes). Также, согласно данным Statista, в 2024 году Бразилия стала крупнейшим рынком e-commerce с объемом около $86 млрд.
В стране действует национальная стратегия E-Digital, активно развивается цифровое государство, оцифровано более 78% федеральных услуг. На платформе Gov.br зарегистрировано свыше 160 млн пользователей, а ежегодный экономический эффект от внедрения электронных сервисов составляет около 4,5 млрд реалов (около $850 млн). В 2024 году IT-рынок, согласно данным IDC, вырос на 13,9%, до $59 млрд, говорится в презентации iKS-Consulting.
При этом на рынке присутствуют все мировые лидеры рынка виртуализации — VMWare, Microsoft, Citrix. «Преобладание иностранных облачных платформ и слабая локализация дата-центров усиливают зависимость страны от внешних поставщиков технологий, снижая ее контроль над национальными данными», — пишут аналитики iKS-Consulting. Среди российских компаний в Бразилии работают в основном участники рынка информбезопасности — «Лаборатория Касперского», «Серчинформ», Softline. Forbes опросил ряд компаний с опытом работы там, в чем особенности местного рынка для IT-сервисов.
«Отрасль информтехнологий в Бразилии стремительно растет. Цифровой рывок обеспечивается в том числе через программу «Национальное программное обеспечение для экспорта» (National Software for Export Program), которая стимулирует экспорт бразильского ПО и IT-услуг, — рассказывает вице-президент по стратегическому управлению и маркетингу в «Лаборатории Касперского» Илона Раппу. — На примере ИБ-сферы мы видим, что на рынке присутствует множество вендоров по различным доменам, но никто не занимает доминирующего положения. Рынок Бразилии открыт для поставщиков из различных стран». Структура экономики и значимая доля среднего бизнеса, по ее словам, определяет в том числе и модели потребления IT-услуг, которые смещаются в сторону облачных сервисов и SaaS (софт как услуга): «Это обеспечивает гибкость и снижает капитальные затраты компаний».
Бразилия действительно одна из крупнейших экономик региона с огромной базой интернет-пользователей, в стране много сильных цифровых продуктов, особенно в банковской сфере, замечает сооснователь маркетплейса цветов и подарков Flowwow Андрей Макеев. При этом, по его словам, рынок довольно закрытый: люди выбирают свои локальные продукты и доверяют именно местным компаниям. «Кстати, такой же тренд мы видим и в России. Поэтому для работы в Бразилии нужна местная команда или сильные партнеры, — рассуждает Макеев. — Мой опыт показывает, что просто работать через посредников не всегда эффективно — они умеют себя хорошо продавать, но реальных результатов не всегда добиваются. В то же время, если партнер реально дает доступ к таким банкам, как Itaú и Bradesco, это огромный шаг: это крупнейшие игроки, и за ними внимательно следят остальные банки».
Соглашение «Базиса» с Banif Investimento — пример экспансии через партнера, а не прямой выход на рынок, и такой подход в Бразилии оправдан, считает эксперт по рынку Латинской Америки в акселераторе Go global ФРИИ, основатель и CEO консалтинговой компании Go Latam! Кирилл Сиренко: он позволяет минимизировать затраты, обойти регуляторные барьеры и быстро попасть в инфраструктуру крупнейших банков за счет доверенного интегратора. «Мы сами часто используем подобную стратегию в работе с клиентами, когда продукт доходит до посредников и интеграторов, которым может быть интересно адаптировать решение, даже если они не конечные потребители», — указывает он.
У схемы есть и обратная сторона, предостерегает Сиренко. Партнер способен обеспечить один-два пилота на ключевых клиентах, но, по его мнению, воспроизводимость продаж под вопросом: «Такие игроки имеют пул решений, и нет стимула системно продвигать одно из них. Поэтому успех будет зависеть не только от качества SDK и локальной адаптации, но и от того, насколько «Базис» сможет встроить свой продукт в приоритеты самого партнера».
Выход «Базиса» Андрей Макеев все равно считает «отличной новостью». Любое движение российских компаний на зарубежные рынки — это «большой плюс», полагает он. «Формируется репутация. Если мир видит, что российские компании умеют делать качественный продукт и работать на уровне крупнейших игроков, это помогает всем остальным. Другим компаниям будет проще заходить: конверсия в продажи и запуск проектов сразу выше, когда у локальных партнеров уже есть успешный пример», — размышляет предприниматель. При этом важно понимать: Бразилия — это рынок, где все делается очень медленно, и договоренности могут тянуться годами, обращает внимание он.
