Вот такой расклад: как китайские вендоры подминают под себя рынок гибких смартфонов

С венесуэльским «нихао»
14 августа 2025 года президент Венесуэлы Николас Мадуро в ходе Первого конгресса боливарианских учителей в Каракасе продемонстрировал свой новый складной смартфон Huawei. «Это подарок Си Цзиньпина, — сказал Мадуро. — Мы говорили по телефону через спутник». На этих словах он сложил аппарат, поднес его к уху и сказал по-китайски: Nǐ hǎo, Nǐ hǎo! Xiè xie, Xiè xie! («Здравствуйте, здравствуйте! Спасибо, спасибо!»). Зал засмеялся.
Спустя пару недель Мадуро вновь показал этот смартфон на пресс-конференции. Президент Венесуэлы назвал его «впечатляющим», отметив, что американская разведка не сможет взломать его «ни через самолеты-шпионы, ни через спутники». Судя по дизайну устройства, Николас Мадуро стал владельцем смартфона Huawei Mate X6. О том, что председатель КНР подарил Мадуро Huawei Mate X6, также пишет аргентинское издание Ambito.
Категория складных смартфонов постепенно набирает популярность во всем мире, в России их только начали «пробовать на вкус». Тем не менее мировые вендоры уже не просто проводят тесты, а выпускают и регулярно обновляют целые линейки складных устройств. «Практически все крупные производители Android-устройств сейчас участвуют в этой гонке, экспериментируя с форм-факторами, ценовыми категориями и инновационными технологиями», — констатирует ведущий аналитик Omdia Шен Вин Чоу.
По мнению Чоу, следующий год и вовсе станет для этой категории переломным. Ожидаемое усиление конкуренции в сочетании с повышением доступности устройств с раскладным корпусом, вероятно, даст толчок росту рынка, считает эксперт. Он ссылается на данные Canalys, которая прогнозирует впечатляющий рост поставок складных смартфонов на 51% в 2026 году с сохранением темпа и в 2027-м.
Восточный ветер перемен
Еще несколько лет назад тренды в этом сегменте задавал южнокорейский Samsung. Так, в 2022 году, по оценкам Canalys, Samsung поставила на рынок 78% от общего объема складных смартфонов, а Huawei отгрузила лишь 14%. Однако, разглядев светлое будущее у категории, в 2023 году китайские вендоры начали свое наступление, и конкуренция Samsung с брендами из КНР серьезно обострилась: так, доля Huawei выросла до 15%, Oppo заняла 9%, доля Samsung сократилась до 57%. В 2024 году южнокорейская компания отгрузила уже 45% смартфонов с гибким экраном, на Huawei пришлось 24%, Motorola, которую почти за $3 млрд в 2014 году приобрела китайская Lenovo, и Honor заняли по 9% рынка. В первой половине 2025 года случилась смена лидера, и по ее итогам уже Huawei доминировала в поставках складных смартфонов с показателем 48%, тогда как на Samsung пришлось всего 20%.
Во многом это случилось благодаря тому, что в ноябре 2024-го Huawei представила удачную новинку, раскрывающуюся как книга Mate X6, продажи стартовали 6 декабря того же года по цене $1790. На нее пришлась треть всех складных смартфонов, отгруженных Huawei в II квартале 2025 года, сообщил 3 сентября старший аналитик Counterpoint Technology Research (CTR) Мэнмен Чжан.
Новые модели Huawei серии Mate, а также Pura X, стали основными драйверами роста поставок складных устройств в Китае в первом полугодии 2025-го, отмечает Шен Вин Чоу из Omdia.
На второе место, по данным CTR, в этом году вышла Motorola с долей 28%. Благодаря сильному спросу в США на раскрывающиеся, как ракушки, смартфоны серии Razr 60 за $699 Motorola частично «отъела» долю Samsung.
Сегодня складные смартфоны занимают 1-1,5% в объеме мировых поставок мобильных телефонов на глобальном рынке и 5% в сегменте устройств дороже $700, подсчитала Canalys. «Но оценивая складные смартфоны лишь по количеству, мы упускаем реальное влияние на бизнес. Вклад этой категории в выручку и ее общая стратегическая ценность гораздо выше», — полагает Шен Вин Чоу. К примеру, один смартфон Galaxy Z Fold7, проданный по рекомендованной цене около $1899, генерирует выручку, сравнимую с 15 смартфонами начального уровня Galaxy A06.
В чем причины растущей популярности категории? По мнению Чоу, на рынке, где потребителям стало сложнее воспринимать серьезные обновления, дисплей стал одним из последних рубежей, взяв который производители могут предложить нечто особенное. Для большинства вендоров, продолжает он, основной целью была демонстрация технологического лидерства и потенциала в области НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы): «Стремления к прямым объемам продаж и прибыльности невысоки, вендоры скорее стараются создавать внешний эффект, привлекающий внимание к бренду».
Складные устройства — не просто нишевый эксперимент, считают аналитики: это не что иное, как испытательный полигон, чтобы выяснить, смогут ли НИОКР по-прежнему «делать разницу» в отрасли, где приоритеты смещаются в сторону ПО, искусственного интеллекта и сервисов как основных источников дохода, убежден Шен Вин Чоу.
Как раз в том, что касается НИОКР, и проявляется сильная сторона Китая. Лидерство Китая в инновациях — результат многолетних целенаправленных усилий, обращают внимание эксперты. Так, доля НИОКР в ВВП Китая составила 2,68% по итогам 2024 года. Страна систематически наращивает инвестиции в науку и разработки: предварительные оценки показывают, что объем затрат на R&D в Китае достиг 3,6 трлн юаней (около $496 млрд) в 2024 году, говорит партнер «Яков и Партнеры», глава практики ИИ и высоких технологий Максим Болотских. Выигрывает от этого в том числе и производство потребительской электроники — в частности, такой IT-гигант, как Huawei.
«Улучшения аппаратной части и софта в недавних моделях складных смартфонов от таких лидирующих брендов, как Samsung, Google, Motorola, Honor и Huawei, сигнализируют о том, что эта категория быстро совершенствуется и преодолевает барьеры, которые мешали повсеместному распространению, — указывает вице-президент IDC по клиентским устройствам Франсиско Джеронимо. — Тем не менее мы ожидаем, что складные смартфоны будут в некотором роде нишевым продуктом. На них и впредь будет приходиться менее 3% от мировых поставок смартфонов к 2029 году». По прогнозу IDC, в 2029 году на мировой рынок будет поставлено свыше 1,3 млрд смартфонов, таким образом, на складные устройства придется не более 40 млн.
Не все, впрочем, выдерживают конкуренцию и готовы делать значительные инвестиции в разработку — среди вендоров появились и те, кто готов выйти из гонки. Так, в медиа несколько лет обсуждались планы Realme по созданию собственных «раскладушек». Однако в конце августа CEO компании Сюй Цы сообщил, что смартфоны с гибким экраном не входят в «дорожную карту» компании, поскольку это связано с большими затратами и невысоким запросом со стороны широкой аудитории. Вместо этого Realme решила инвестировать в создание аксессуаров — зарядных устройств и наушников. «Realme позиционирует себя как бренд, ориентированный на бюджетный и средний сегменты рынка, и аудитория не воспринимает его как премиальный, — поясняет представитель аналитического центра GS Group. — Учитывая это, клиент бренда вряд ли готов платить высокую цену за складные смартфоны, что делает выход в этот сегмент с дорогими продуктами стратегически рискованным».
Складная работа
Категория складных смартфонов также отличается высоким потенциалом продаж сопутствующих продуктов и услуг — например, программ обслуживания и ремонта устройства. Для производителей очень важно создавать доверие и к продукту, и к системе послепродажного обслуживания, полагает Шен Вин Чоу. Такие бренды, как Oppo, экспериментировали с программами «тестового периода», предлагающими гарантии возврата денег, это снижало барьер для нерешительных покупателей, приводит пример аналитик.
Для складных смартфонов послепродажное обслуживание действительно оказывается заметно дороже, рассуждает представитель российского производителя кнопочных телефонов и электроники Fplus. «Гибкие гаджеты — более прихотливая техника по сравнению с обычными устройствами. К традиционным «болезням» здесь можно отнести механические повреждения дисплея и шарниров, как правило, в результате внешнего воздействия», — говорит собеседник Forbes.
Битва титанов
Как сейчас развивается сегмент складных смартфонов в России? «Он нишевый во всех странах, но в России, по нашей оценке, в 2025 году он будет составлять менее 1,5% общего рынка, что означает от 200 000 до 250 000 единиц за год», — пояснил Forbes вице-президент и директор по исследованиям CTR Питер Ричардсон.
Львиная доля этого сегмента, как, впрочем, и во всем мире, приходится на Huawei и Samsung. Негласное противостояние, сложившееся в сегменте складных смартфонов между ними, развернулось в 2025 году и в России. По словам руководителя департамента «Телеком и Гаджеты» «М.Видео-Эльдорадо» Никиты Толпыгина, в этом году произошло «историческое событие» — в сети компании Huawei обогнал Samsung. Как следует из сообщения «М.Видео-Эльдорадо», с января по апрель бренд Huawei занял 51% в выручке от продаж складных смартфонов и 42% в количестве, на втором месте был Samsung с долей 29% в деньгах и 30% в штуках.
Однако после выхода складных смартфонов Samsung нового поколения в августе ситуация изменилась. «На три Samsung приходится один Huawei», — так описал спрос на складные смартфоны сотрудник одного из магазинов «М.Видео-Эльдорадо» в разговоре с корреспондентом Forbes. «Действительно, когда выпускают новинку, она захватывает внимание людей, становится лидером продаж. Но как только выходит следующая новинка у конкурентов, уже она перетягивает на себя внимание, поэтому доли такие неоднородные», — рассказывает Никита Толпыгин.
Среди производителей складных смартфонов в России сегодня представлены такие бренды, как Samsung, Huawei, Honor, Xiaomi, Tecno, Motorola, Oppo и Vivo, перечисляет представитель GS Group. По словам начальника отдела телефонии и франчайзинга МТС Анны Шашниной, на российском рынке присутствуют семь-восемь производителей складных смартфонов, в основном китайских. При этом среди большинства потребителей складные смартфоны ассоциируются именно с устройствами Samsung, делится наблюдениями представитель Fplus: «Значимых сдвигов в сторону конкурентов из КНР мы пока не видим».
Интересно, что, по данным аналитиков, после выхода на российский рынок со своей продукцией в 2024 году китайская Xiaomi, похоже, свернула продажи складных устройств в стране. В июле 2024 года Xiaomi презентовала очередное поколение устройства-«книжки» — Mix Fold 4, а также свой первый компактный телефон-ракушку — Mix Flip. Российские ретейлеры, например «М.Видео-Эльдорадо» и МТС, в прошлом году сделали ставку именно на Mix Flip, предлагая первым покупателям подарки и скидки. Стоимость аппарата при начале продаж в октябре составила 129 990 рублей. 2 октября 2025 года в официальном интернет-магазине Xiaomi в России карточки этого товара не было. Но Mix Flip есть в продаже в различных интернет-магазинах по цене в диапазоне от 90 000 до 108 000 рублей, заметил Forbes.
По словам источника на рынке электроники, прекращение поставок складных смартфонов в Россию в первом полугодии 2025-го — решение Xiaomi. «На отечественном рынке именно их устройства в сегменте складных не пользовались такой популярностью, которую ожидали, закладывая свою экономику и объемы», — пояснил собеседник Forbes. Другой источник на рынке потребительской электроники утверждает, что поставки складных смартфонов Xiaomi в 2025 году были, но объем сократился. «Модель Flip не оправдала ожиданий, продажи были ниже запланированных», — пояснил он.
В целом Xiaomi сохраняет присутствие в России: так, 3 октября ретейлеры начали продажи новинок от вендора — смартфонов линейки Xiaomi 15T. В Xiaomi, Samsung, Huawei, Transsion (владеет брендами Tecno, Infinix, iTel) на запрос Forbes не ответили.
Модельное изобилие
Основным драйвером роста рынка смартфонов все-таки являются новые модели, уверена Анна Шашнина. Две модели в России представила Huawei — инновационный смартфон, называемый в народе «трикладушка», Mate XT, и Mate X6, заменивший прошлую версию Mate X3, уточнила она. За первые восемь месяцев 2025 года Huawei реализовала около 8000 смартфонов, показав максимальный на рынке прирост — на 70% к прошлому году, указывает Шашнина.
«Но у Samsung объем продаж был существенно выше: за тот же период компания реализовала около 41 000 складных смартфонов. Кроме того, обновился модельный ряд и у Honor, вместо Magic V2 вышла модель Magic V3, что дало прирост продаж год к году на 24%. Такой рост еще обусловлен и тем, что V3-версия тоньше, чем предыдущая. В то же время бренд Tecno показал негативную динамику по продажам год к году», — говорит эксперт.
По данным МТС, с января по август 2025 года в России продано около 65 000 складных смартфонов примерно на 7 млрд рублей. «Мы видим сейчас прирост к сопоставимому периоду прошлого года около 20%», — указывает Анна Шашнина. Скорее всего, по итогам 2025 года продажи складных смартфонов в России вырастут на 30%. В 2024 году рынок составил около 80 000 штук, в 2025 году будет свыше 100 000 штук, прогнозирует Шашнина. По ее словам, успешный старт продаж новых складных смартфонов Samsung может дать толчок в продажах складных гаджетов до конца года. На общем рынке смартфонов МТС ожидает падение в штуках на 23% и в деньгах на 20%, добавила она.
Будущее категории складных смартфонов выглядит оптимистично, считают участники рынка. Насыщения этот сегмент еще не достиг — у производителей есть много возможностей, интересных патентов, внимание потребителей все еще можно привлечь, полагает представитель Fplus: «На наш взгляд, рынок будет расти еще несколько лет, тем более что наличие складного смартфона в линейке производителя повышает его статус, узнаваемость бренда в целом». Устойчивого спроса на складные смартфоны ожидают и в Wildberries. По словам руководителя направления «Смартфоны» маркетплейса Давида Давидяна, компания ожидает и прихода новых ключевых игроков, прежде всего Apple: «Поклонники ждут раскладной iPhone».
Apple, к слову, остается единственным мировым брендом, который до сих пор не выпустил складное устройство. Ожидалось, что американская компания может выпустить складную версию iPhone в 2026 году, однако уверенности в этом, похоже, нет и в самой Apple. По словам источника на российском рынке электроники, Apple выпускает продукт только после того, как полностью уверится в его качестве и в его способности продаваться. Впрочем, ошибок в корпорации с выходом новинок, не оправдавших ожиданий, тоже наделали уже немало (чего стоит только выпуск Apple Vision Pro, например). В то же время технологически китайские производители и Samsung давно ушли вперед. «Apple продолжает отставать, поэтому то, когда и насколько они будут уверены в том, что их складное устройство готово выйти в свет, — это большой вопрос», — заключает собеседник Forbes.
