
Больше инвентаря
«Авито Путешествия» выходят на рынок деловых поездок в партнерстве с компанией «Аэроклуб», рассказали Forbes в «Авито» и подтвердили в «Аэроклубе». За счет интеграции корпоративным клиентам агентства будут доступны около 30 000 объектов посуточной аренды от «Авито» в 386 городах России. Квартиры и апартаменты особенно подходят для длительных командировок, где важны гибкость размещения, возможность сэкономить на питании и восстановить силы после рабочего дня в привычных условиях, поясняют партнеры. По их мнению, решение будет актуальным и для небольших городов, где наблюдается дефицит гостиничных номеров, и для крупных мегаполисов в периоды пикового спроса, например во время проведения масштабных деловых мероприятий и фестивалей.
Арендодатели таким образом увеличат загрузку объектов в низкий туристический сезон, расширят базу лояльных клиентов. «Стоимость среднего чека делового путешественника примерно на 20% выше, чем у других гостей, за счет в том числе более длительного пребывания», — указывают в «Авито». Сотрудничество «Авито» и «Аэроклуба» будет проходить по модели revenue sharing (модель, при которой доходы делятся между участниками), но в какой пропорции, стороны не раскрывают.
«Сегодня около 20% квартир и апартаментов, сдающихся в краткосрочную аренду, приходится на командированных сотрудников. Особенно такой формат популярен у представителей нефтегазового сектора, добывающей промышленности и ретейла — развитие региональной торговли требует частых деловых поездок, а квартиры предлагают оптимальное сочетание цены и комфорта, — поясняет директор «Авито Путешествий» Артем Кромочкин. — В числе наиболее востребованных городов много промышленных центров в Сибири, в том числе в Красноярском крае и Иркутской области, а также на Дальнем Востоке». Например, сейчас, по данным партнеров, квартиры и апартаменты особенно популярны для командировок в Тобольске (Тюменская область), Свободном (Амурская область) и Усть-Илимске (Иркутская область), а из городов-миллионников в лидерах Нижний Новгород, Москва и Красноярск.
Ключ от квартиры, где деньги лежат
Артем Кромочкин оценивает растущий рынок делового туризма только в части размещений в отелях и апартаментах примерно в 300 млрд рублей по итогам этого года и в 450 млрд рублей к 2030-му. Российский рынок бизнес-поездок демонстрирует устойчивый рост, подтверждал ранее в разговоре с Forbes руководитель «Яндекс Путешествий» Евгений Абрамзон, ссылаясь на данные Союза агентств делового туризма, согласно которым в 2024 году его объем превысил 1 трлн рублей (+27%).
Согласно собственным данным, в среднем показатель платформы «Авито Путешествий» в месяц достигает 18,5 млн пользователей. По сравнению с сентябрем 2024 года предложение посуточных объектов выросло на 26%, а в сегменте загородного жилья — на 32%. Туристам на «Авито Путешествиях» летом 2025 года, в горячий сезон, было доступно до 500 000 объектов по всей России. Финансовые показатели сервиса не раскрываются.
«Аэроклуб» — лидер российского рынка business travel, ключевой поставщик TravelTech-решений и сервисов для автоматизации командировочного процесса. Клиентами, по данным компании, являются более 2800 организаций, а количество деловых путешественников, которые ежегодно используют сервисы компании, составляет более 1 млн человек в год. ГК «Аэроклуб» принадлежит Денису Матюхину. В 2024 году, согласно финансовой отчетности по МСФО, с которой ознакомился Forbes, оборот группы компаний в 2024 году вырос на 38% до 58,7 млрд рублей. Выручка увеличилась на 34,2% до 7,6 млрд рублей, а чистая прибыль при этом снизилась на 8% и составила 390,7 млн рублей, что в компании поясняют инвестициями в развитие собственной лаборатории ИИ.
Спрос на квартиры и апартаменты для деловых поездок за первые три квартала 2025 года вырос на 19%, а средняя ночь в этом сегменте стоила 3200 рублей (+15% к 2024 году), делятся наблюдениями в «Аэроклубе». При этом средняя длительность проживания составила семь ночей. Наибольшим спросом квартиры пользуются у представителей нефтегазовой промышленности — на них пришлось 46% всех ночей, забронированных в этом сегменте, при этом рост спроса к прошлому году составил 15%. Рост востребованности квартир демонстрируют сотрудники ретейлеров: к 2024 году он составил 86%, а их доля от общего числа бронирований достигла 23%. Доля бронирований представителей добывающей промышленности достигла 12% при выросшем на 14% спросе.
«Авито» выходит на рынок делового туризма вслед за другим представителем российского бигтеха. Как ранее сообщал Forbes, летом 2025 года сервис «Яндекс Путешествия» договорился о покупке бизнеса компании «Академ-Онлайн» по бронированию в интернете отелей для деловых поездок. Кроме средств на покупку «Академ-Онлайн», сумма которой могла составить 1,5–2 млрд рублей, «Яндекс» намерен дополнительно инвестировать в В2В-направление в ближайшие два года около 2 млрд рублей.
Аттестат зрелости
До сих пор корпоративный сегмент традиционно опирался на гостиницы — стандартизированные, предсказуемые, но часто дорогие и ограниченные по географии, говорит основатель консалтинговой компании в сфере гостеприимства HotConsulting Роман Сабиржанов. По его словам, особенно это чувствовалось в малых промышленных городах, где деловой спрос превышает номерной фонд. Появление у «Аэроклуба» доступа к базе из 30 000 квартир и апартаментов решает эту проблему, полагает эксперт: компании получают альтернативу с большей гибкостью, а арендодатели — новый источник стабильной загрузки в низкий сезон. «Для «Авито Путешествий» сотрудничество — стратегический выход в B2B, где средний чек выше на 15–25%, а сроки бронирования длиннее. «Аэроклуб» усиливает предложение за счет масштабного инвентаря вне гостиничного сектора и диверсифицирует риск, снижая зависимость от отельных контрагентов», — оценивает Сабиржанов, ожидая разделения выручки в диапазоне 60/40 в пользу «Аэроклуба» как владельца клиентской базы и операционной платформы.
Основатель и экс-гендиректор разработчика IT-решений для гостиничного бизнеса Bnovo, венчурный инвестор Валентин Микляев называет апартаменты для корпоративных клиентов «трендом последних лет». Многие компании включили квартиры в белый список, потому что это выгодно для длительного проживания, офлайн‑офисов и размещения в городах с высоким ADR (средний тариф за ночь) в отелях, говорит он. «Но массово апартаменты пока не готовы конкурировать с отелями для работы с компаниями, у которых есть travel‑политики, требования по безопасности и обслуживанию, регламенты по SLA», — перечисляет Микляев.
Тем не менее с точки зрения рынка такое партнерство — это сигнал зрелости сегмента business travel: цифровые площадки аренды жилья становятся частью корпоративной инфраструктуры, а не просто потребительским сервисом, анализирует Роман Сабиржанов. Для компаний-клиентов главное преимущество — это возможность сократить расходы на проживание до 20% при сохранении комфорта и удобства для сотрудников, а для рынка в целом — еще один шаг к интеграции short stay-рынка и корпоративных экосистем, полагает он.
Сотрудничество «Авито Путешествий» и «Аэроклуба» Валентин Микляев считает «явным сигналом» к продолжению стандартизации сегмента альтернативного размещения, а также к укрупнению управляющих компаний, способных удовлетворить требования корпоративных клиентов. «Допускаю, что «Авито Путешествия» могут в ближайшей перспективе сами стать такой управляющей компанией, предоставляя программу лояльности в разных локациях, а сейчас они только тестируют спрос в новом сегменте», — заключает он.
